Проект коап общие положения
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект коап общие положения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за нарушения воздушного законодательства в проекте нового Административного кодекса России
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2021, N 2)Ограниченный формат данной статьи не дает возможности провести анализ положений Общей части проекта КоАП, содержание которой, вне всякого сомнения, заслуживает самого пристального внимания, в том числе применительно к деятельности воздушного транспорта. Однако более важным, по нашему мнению, все же представляется содержание норм Особенной части проекта КоАП РФ, на основе которой будет осуществляться непосредственное регулирование сферы деятельности авиапредприятий и защита интересов потребителей их услуг.
(Трофимов С.В.)
("Транспортное право", 2021, N 2)Ограниченный формат данной статьи не дает возможности провести анализ положений Общей части проекта КоАП, содержание которой, вне всякого сомнения, заслуживает самого пристального внимания, в том числе применительно к деятельности воздушного транспорта. Однако более важным, по нашему мнению, все же представляется содержание норм Особенной части проекта КоАП РФ, на основе которой будет осуществляться непосредственное регулирование сферы деятельности авиапредприятий и защита интересов потребителей их услуг.
Статья: Значение принципов производства по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<46> Такая попытка предпринята в главе 1 "Основные положения и принципы производства по делам об административных правонарушениях" проекта Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленного Минюстом России (ID проекта 02/04/01-20/00099061), и в главе 1 "Общие положения и принципы законодательства об административной ответственности" проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленного Минюстом России, (ID проекта 02/04/01-20/00099059). Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<46> Такая попытка предпринята в главе 1 "Основные положения и принципы производства по делам об административных правонарушениях" проекта Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленного Минюстом России (ID проекта 02/04/01-20/00099061), и в главе 1 "Общие положения и принципы законодательства об административной ответственности" проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленного Минюстом России, (ID проекта 02/04/01-20/00099059). Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Приказ Минпромторга России от 21.07.2017 N 2380
"О Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов"78. В проекте ТР не следует закреплять санкции за неисполнение его норм, поскольку такие санкции устанавливаются нормами Гражданского, Трудового, Уголовного кодексов и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
"О Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов"78. В проекте ТР не следует закреплять санкции за неисполнение его норм, поскольку такие санкции устанавливаются нормами Гражданского, Трудового, Уголовного кодексов и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья: Анализ главы 26 проекта КоАП РФ "Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ"
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Проект Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - ПКоАП РФ) включает в себя три раздела с наименованиями "Общая часть", "Особенная часть" и "Субъекты административной юрисдикции" и в общей сложности 44 главы.
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Проект Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - ПКоАП РФ) включает в себя три раздела с наименованиями "Общая часть", "Особенная часть" и "Субъекты административной юрисдикции" и в общей сложности 44 главы.
Статья: Основные подходы к структурированию санкций норм права об административной ответственности
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)В связи с этим, поддерживая мнение А.В. Моисеева <12>, предлагаем в структуре санкций норм об административной ответственности выделять два вида мер государственно-правового воздействия, предусматривающих: 1) негативные последствия для лица, нарушившего диспозицию административно-деликтной нормы, содержащейся в Особенной части КоАП; 2) позитивные последствия для лица, выполнившего предписание, изложенное в Общих положениях КоАП, диспозиции административно-деликтной нормы или в примечании к соответствующей статье КоАП.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)В связи с этим, поддерживая мнение А.В. Моисеева <12>, предлагаем в структуре санкций норм об административной ответственности выделять два вида мер государственно-правового воздействия, предусматривающих: 1) негативные последствия для лица, нарушившего диспозицию административно-деликтной нормы, содержащейся в Особенной части КоАП; 2) позитивные последствия для лица, выполнившего предписание, изложенное в Общих положениях КоАП, диспозиции административно-деликтной нормы или в примечании к соответствующей статье КоАП.
Статья: Вопросы реформирования института административной ответственности
(Руденко А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<5> См.: Травкина Н. В чем проблемы действующего КоАП? URL: https://zakon.ru/blog/2019/7/30/v_chem_problemy_dejstvuyuschego_koap_obsuzhdenie_reformy_kodeksa_dlya_zhurnala_zakon (дата обращения: 10.10.2019); Дмитрикова Е. КоАП: от концепции к проекту. URL: https://zakon.ru/blog/2019/08/26/koap_ot_koncepcii_k_proektu (дата обращения: 10.10.2019); Борисова А.С., Редкоус В.М. Некоторые направления совершенствования административно-юрисдикционной деятельности пограничных органов в современных условиях // Закон и право. 2019. N 8. Ст. 160 - 162; Попугаев Ю.И. Основные концептуальные положения по разработке общей и особенной частей нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2019. N 6. С. 19 - 24.
(Руденко А.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<5> См.: Травкина Н. В чем проблемы действующего КоАП? URL: https://zakon.ru/blog/2019/7/30/v_chem_problemy_dejstvuyuschego_koap_obsuzhdenie_reformy_kodeksa_dlya_zhurnala_zakon (дата обращения: 10.10.2019); Дмитрикова Е. КоАП: от концепции к проекту. URL: https://zakon.ru/blog/2019/08/26/koap_ot_koncepcii_k_proektu (дата обращения: 10.10.2019); Борисова А.С., Редкоус В.М. Некоторые направления совершенствования административно-юрисдикционной деятельности пограничных органов в современных условиях // Закон и право. 2019. N 8. Ст. 160 - 162; Попугаев Ю.И. Основные концептуальные положения по разработке общей и особенной частей нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2019. N 6. С. 19 - 24.
Статья: Административная юрисдикция учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в свете нового проекта КоАП РФ
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В октябре 2021 г. Минюстом России после доработки была представлена третья редакция проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Новая редакция проекта структурно состоит из трех разделов: "Общая часть", "Особенная часть", "Субъекты административной юрисдикции" (так называемый компетенционно-юрисдикционный раздел).
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)В октябре 2021 г. Минюстом России после доработки была представлена третья редакция проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Новая редакция проекта структурно состоит из трех разделов: "Общая часть", "Особенная часть", "Субъекты административной юрисдикции" (так называемый компетенционно-юрисдикционный раздел).
Статья: Комплексный подход к регламентации использования специальных знаний в проекте Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях: быть или не быть?
(Дьяконова О.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Оценка доказательств в ст. 3.19 Проекта изложена более подробно по сравнению с действующим КоАП РФ. Имеются положения, определяющие специфику оценки некоторых видов доказательств. Общее положение, не несущее в себе ничего нового относительно оценки заключения эксперта, приведено только в ч. 9 ст. 3.18 Проекта.
(Дьяконова О.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Оценка доказательств в ст. 3.19 Проекта изложена более подробно по сравнению с действующим КоАП РФ. Имеются положения, определяющие специфику оценки некоторых видов доказательств. Общее положение, не несущее в себе ничего нового относительно оценки заключения эксперта, приведено только в ч. 9 ст. 3.18 Проекта.
Статья: Актуальные вопросы совершенствования законодательства о реабилитации при незаконном привлечении к административной ответственности
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В настоящее время в рамках реформы административного законодательства, вопрос о перспективах института административно-правовой реабилитации активно обсуждается в проекте Процессуального КоАП РФ (Проект "Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/06-20/00102945) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.06.2020)). Сейчас в КоАП РФ нет норм о возмещении вреда в связи с незаконным привлечением лица к ответственности. Однако в ГК РФ зафиксированы общие правила об ответственности за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Тем не менее, без специальных положений многие вопросы возмещения вреда в связи с незаконным привлечением к административной ответственности остаются на усмотрение суда. Поправки о праве на реабилитацию позволят сделать процедуру возмещения вреда более понятной и прозрачной (Обзор: "Минюст представил доработанный проект Процессуального КоАП РФ" // СПС "КонсультантПлюс").
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В настоящее время в рамках реформы административного законодательства, вопрос о перспективах института административно-правовой реабилитации активно обсуждается в проекте Процессуального КоАП РФ (Проект "Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/06-20/00102945) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.06.2020)). Сейчас в КоАП РФ нет норм о возмещении вреда в связи с незаконным привлечением лица к ответственности. Однако в ГК РФ зафиксированы общие правила об ответственности за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Тем не менее, без специальных положений многие вопросы возмещения вреда в связи с незаконным привлечением к административной ответственности остаются на усмотрение суда. Поправки о праве на реабилитацию позволят сделать процедуру возмещения вреда более понятной и прозрачной (Обзор: "Минюст представил доработанный проект Процессуального КоАП РФ" // СПС "КонсультантПлюс").
Статья: Институт давности привлечения к административной ответственности: законодательная основа и правоприменительная практика
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Казалось бы, при наличии упомянутых указаний можно было бы ожидать, что законодательная власть и в этом случае не станет открывать Америку или изобретать велосипед, а попросту придаст установленному КС РФ временному регулированию постоянный законодательный статус. Между тем, если обратиться к проекту нового КоАП РФ <10>, то из взаимосвязанных положений его ст. 1.9 и 3.29, в общем-то, достаточно ясно следует, что течение срока давности привлечения к административной ответственности должно начинаться на следующий день после совершения деяния (действия либо бездействия), которым определено начало срока, т.е. после совершения административного правонарушения. Это, естественно, не означает, что федеральный законодатель, исполняя Постановление КС РФ от 17 мая 2022 г. N 19-П, будет твердо придерживаться запроектированного для нового КоАП РФ подхода и, при желании, не сможет изменить своих представлений о целесообразном варианте соответствующего регулирования. Но так или иначе данный казус (прецедент) свидетельствует о наличии у него достаточно широкой дискреции в определении отправных параметров давности привлечения к административной ответственности безотносительно правовых позиций КС РФ, касающихся временного правового регулирования соответствующих отношений.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Казалось бы, при наличии упомянутых указаний можно было бы ожидать, что законодательная власть и в этом случае не станет открывать Америку или изобретать велосипед, а попросту придаст установленному КС РФ временному регулированию постоянный законодательный статус. Между тем, если обратиться к проекту нового КоАП РФ <10>, то из взаимосвязанных положений его ст. 1.9 и 3.29, в общем-то, достаточно ясно следует, что течение срока давности привлечения к административной ответственности должно начинаться на следующий день после совершения деяния (действия либо бездействия), которым определено начало срока, т.е. после совершения административного правонарушения. Это, естественно, не означает, что федеральный законодатель, исполняя Постановление КС РФ от 17 мая 2022 г. N 19-П, будет твердо придерживаться запроектированного для нового КоАП РФ подхода и, при желании, не сможет изменить своих представлений о целесообразном варианте соответствующего регулирования. Но так или иначе данный казус (прецедент) свидетельствует о наличии у него достаточно широкой дискреции в определении отправных параметров давности привлечения к административной ответственности безотносительно правовых позиций КС РФ, касающихся временного правового регулирования соответствующих отношений.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Исходя из приведенных правил разрешения коллизий, вполне допустим вывод о том, что применению подлежит часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку Закон N 70-ФЗ принят позднее и, более того, этот Закон направлен на изменение порядка назначения административного наказания при совершении тождественных правонарушений и существенным образом улучшает положение лиц, привлекаемых к административной ответственности <36>.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Исходя из приведенных правил разрешения коллизий, вполне допустим вывод о том, что применению подлежит часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку Закон N 70-ФЗ принят позднее и, более того, этот Закон направлен на изменение порядка назначения административного наказания при совершении тождественных правонарушений и существенным образом улучшает положение лиц, привлекаемых к административной ответственности <36>.
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Что касается проекта ПКоАП РФ, то в концептуальном плане, пожалуй, самым большим достижением его разработчиков явилась дифференциация в нем норм, регулирующих порядок рассмотрения административно-деликтных дел в судах общей юрисдикции и несудебных органах, включение в число субъектов административной юрисдикции не судей, а судов, принимающих решения именем Российской Федерации, и более подробное изложение процессуальных принципов административной ответственности <6>. В целом же за основу проекта ПКоАП РФ его авторы взяли положения раздела IV КоАП РФ 2001 г., уточнив и расширив структуру последнего, а также дополнив и конкретизировав содержание его норм с учетом накопленного опыта правоприменения <7>. В частности, позитивного отношения заслуживают: адекватное нормативное закрепление стадий административно-деликтного производства, уточнение правил пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, углубление видовой классификации процессуальных документов, принимаемых на отдельных стадиях прохождения дела в суде. Определенное развитие в проекте ПКоАП РФ получила система электронного правосудия, предполагающего использование участниками административно-юрисдикционного процесса электронных документов в их взаимоотношениях с судами. Кроме того, авторы проекта ПКоАП РФ включили в число участников производства по делам об административных правонарушениях представителей государственных органов, уполномоченных составлять протоколы по административно-деликтным делам, секретаря судебного заседания и помощника судьи; предусмотрели возможность назначения бесплатного защитника; закрепили обязанность суда вести протокол судебного заседания и право участников производства по делу приносить на него замечания; предоставили суду возможность объединять несколько дел в одно производство и регламентировали порядок такого объединения; включили в состав издержек по делу об административном правонарушении расходы на оплату труда защитника, подлежащие возмещению в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае прекращения производства по административно-деликтному делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Значительное место в проекте ПКоАП РФ отводится порядку проведения судебного заседания и обеспечению правил поведения в нем путем применения к нарушителям мер административной ответственности.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Что касается проекта ПКоАП РФ, то в концептуальном плане, пожалуй, самым большим достижением его разработчиков явилась дифференциация в нем норм, регулирующих порядок рассмотрения административно-деликтных дел в судах общей юрисдикции и несудебных органах, включение в число субъектов административной юрисдикции не судей, а судов, принимающих решения именем Российской Федерации, и более подробное изложение процессуальных принципов административной ответственности <6>. В целом же за основу проекта ПКоАП РФ его авторы взяли положения раздела IV КоАП РФ 2001 г., уточнив и расширив структуру последнего, а также дополнив и конкретизировав содержание его норм с учетом накопленного опыта правоприменения <7>. В частности, позитивного отношения заслуживают: адекватное нормативное закрепление стадий административно-деликтного производства, уточнение правил пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, углубление видовой классификации процессуальных документов, принимаемых на отдельных стадиях прохождения дела в суде. Определенное развитие в проекте ПКоАП РФ получила система электронного правосудия, предполагающего использование участниками административно-юрисдикционного процесса электронных документов в их взаимоотношениях с судами. Кроме того, авторы проекта ПКоАП РФ включили в число участников производства по делам об административных правонарушениях представителей государственных органов, уполномоченных составлять протоколы по административно-деликтным делам, секретаря судебного заседания и помощника судьи; предусмотрели возможность назначения бесплатного защитника; закрепили обязанность суда вести протокол судебного заседания и право участников производства по делу приносить на него замечания; предоставили суду возможность объединять несколько дел в одно производство и регламентировали порядок такого объединения; включили в состав издержек по делу об административном правонарушении расходы на оплату труда защитника, подлежащие возмещению в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае прекращения производства по административно-деликтному делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Значительное место в проекте ПКоАП РФ отводится порядку проведения судебного заседания и обеспечению правил поведения в нем путем применения к нарушителям мер административной ответственности.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)С учетом сказанного следовало бы уточнить название разд. III проекта КоАП РФ, приняв во внимание отмеченную нами специфику входящих в него норм о компетенции. И ставка здесь может быть сделана на само понятие "компетенция", которое является общим по отношению к терминам "подведомственность" и "подсудность". В этом смысле было бы идеальным, если бы вместо вышеупомянутого разд. III проекта КоАП РФ в ПКоАП РФ был бы включен самостоятельный раздел под названием "Компетенция органов, должностных лиц и судов по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях", состоящий из двух глав: "Общие положения" и "Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях".
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)С учетом сказанного следовало бы уточнить название разд. III проекта КоАП РФ, приняв во внимание отмеченную нами специфику входящих в него норм о компетенции. И ставка здесь может быть сделана на само понятие "компетенция", которое является общим по отношению к терминам "подведомственность" и "подсудность". В этом смысле было бы идеальным, если бы вместо вышеупомянутого разд. III проекта КоАП РФ в ПКоАП РФ был бы включен самостоятельный раздел под названием "Компетенция органов, должностных лиц и судов по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях", состоящий из двух глав: "Общие положения" и "Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях".