Продолжаемое правонарушение КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Продолжаемое правонарушение КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.23 "Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом" КоАП РФ"Само по себе бездействие общества, выразившееся в невнесении изменений сведений в ЕГРЮЛ о лице имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, не свидетельствует о том, что Титиевский А.А. продолжает осуществлять деятельность по руководству обществом, и не образует правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.18 "Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения" КоАП РФ"Нахождение пешехода в границах пешеходного перехода обязывает водителя пропустить его, поскольку в силу п. 14.1 Правил дорожного движения пешеход имеет преимущественное право перейти проезжую часть дороги, а водитель обязан уступить ему дорогу. При установленных в рамках данного дела обстоятельствах продолжение движения водителем через пешеходный переход образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы и перспективы развития административной ответственности за совершение правонарушений в сфере высшего образования
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В этой связи в ст. 19.30 КоАП целесообразно использование конструкции формулировок, применяемых для описания составов правонарушений в других областях (например, в ст. 5.12, 7.13, 7.29 КоАП): "осуществление образовательной деятельности с нарушением обязательных требований, установленных законодательством об образовании". Это позволит уйти от указанной в Концепции нового КоАП необходимости регулярного уточнения составов правонарушений вследствие продолжающихся процессов развития системы федерального законодательства, в том числе в сфере образования <9>, которые, как справедливо отмечает профессор Ю.Н. Старилов, будут развиваться и далее, невзирая на качество и завершенность законодательства об административных правонарушениях <10>. Предложенная формулировка будет способствовать охвату всех возможных и наиболее опасных правонарушений в организации учебного процесса, выявляемых в ходе контрольно-надзорной деятельности. Ранее о необходимости наличия таких отраслевых перечней нарушений, влекущих назначение административного наказания, также писал А.И. Стахов <11>.
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В этой связи в ст. 19.30 КоАП целесообразно использование конструкции формулировок, применяемых для описания составов правонарушений в других областях (например, в ст. 5.12, 7.13, 7.29 КоАП): "осуществление образовательной деятельности с нарушением обязательных требований, установленных законодательством об образовании". Это позволит уйти от указанной в Концепции нового КоАП необходимости регулярного уточнения составов правонарушений вследствие продолжающихся процессов развития системы федерального законодательства, в том числе в сфере образования <9>, которые, как справедливо отмечает профессор Ю.Н. Старилов, будут развиваться и далее, невзирая на качество и завершенность законодательства об административных правонарушениях <10>. Предложенная формулировка будет способствовать охвату всех возможных и наиболее опасных правонарушений в организации учебного процесса, выявляемых в ходе контрольно-надзорной деятельности. Ранее о необходимости наличия таких отраслевых перечней нарушений, влекущих назначение административного наказания, также писал А.И. Стахов <11>.
Статья: Производство в судах по делам об административных правонарушениях как составная часть административного судопроизводства
(Кононов П.И.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Третий. Весьма значимым представляется вопрос о систематизации административно-процессуальных норм, регулирующих судебное производство по делам об административных правонарушениях, исходя из того, что оно квалифицируется нами в качестве составной части административного судопроизводства. Если применительно к рассмотрению арбитражными судами дел об административных правонарушениях данный вопрос, на наш взгляд, успешно решен посредством выделения в АПК РФ гл. 25, то производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции продолжает регулироваться процессуальными нормами КоАП РФ, распространяющими свое действие и на внесудебное разрешение указанных дел административными органами. Между тем, как отмечено выше, в силу закрепленного ст. 10 Конституции России принципа разделения государственной власти недопустимо смешение и объединение в рамках одного производства правосудия по делам об административных правонарушениях и внесудебной административной деятельности по разрешению данных дел. В связи с этим представляется необходимым нормативно отделить административное судопроизводство по делам об административных правонарушениях от внесудебного административного производства по данным делам. С нашей точки зрения, такое отделение может быть произведено как посредством дополнения КАС РФ соответствующим административно-процессуальным институтом, так и посредством выделения в разрабатываемом в настоящее время проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <22> отдельного раздела, систематизирующего процессуальные нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и в Верховном Суде Российской Федерации.
(Кононов П.И.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)Третий. Весьма значимым представляется вопрос о систематизации административно-процессуальных норм, регулирующих судебное производство по делам об административных правонарушениях, исходя из того, что оно квалифицируется нами в качестве составной части административного судопроизводства. Если применительно к рассмотрению арбитражными судами дел об административных правонарушениях данный вопрос, на наш взгляд, успешно решен посредством выделения в АПК РФ гл. 25, то производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции продолжает регулироваться процессуальными нормами КоАП РФ, распространяющими свое действие и на внесудебное разрешение указанных дел административными органами. Между тем, как отмечено выше, в силу закрепленного ст. 10 Конституции России принципа разделения государственной власти недопустимо смешение и объединение в рамках одного производства правосудия по делам об административных правонарушениях и внесудебной административной деятельности по разрешению данных дел. В связи с этим представляется необходимым нормативно отделить административное судопроизводство по делам об административных правонарушениях от внесудебного административного производства по данным делам. С нашей точки зрения, такое отделение может быть произведено как посредством дополнения КАС РФ соответствующим административно-процессуальным институтом, так и посредством выделения в разрабатываемом в настоящее время проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <22> отдельного раздела, систематизирующего процессуальные нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и в Верховном Суде Российской Федерации.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.
(ред. от 04.11.2025)3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Суд кассационной инстанции отменил указанные судебные акты и удовлетворил заявление общества, указав, что в рассматриваемом случае имели место однократные действия общества в виде передачи своему таможенному представителю указанной декларации о соответствии, которая впоследствии несколько раз представлялась таможенным представителем в таможенный орган при декларировании товаров, в связи с чем правонарушение приобрело характер единого продолжаемого правонарушения и его состав юридически был окончен с момента первого представления таможенным представителем в адрес таможенного органа недействительной декларации. Поскольку общество уже было привлечено к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ за представление таможенному представителю спорной декларации о соответствии, повлекшей заявление таможенному органу недостоверных сведений при декларировании товара в постановлении, которое признано законным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, суд округа пришел к выводу о повторном привлечении общества к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение - представление недействительных документов при совершении таможенных операций.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Суд кассационной инстанции отменил указанные судебные акты и удовлетворил заявление общества, указав, что в рассматриваемом случае имели место однократные действия общества в виде передачи своему таможенному представителю указанной декларации о соответствии, которая впоследствии несколько раз представлялась таможенным представителем в таможенный орган при декларировании товаров, в связи с чем правонарушение приобрело характер единого продолжаемого правонарушения и его состав юридически был окончен с момента первого представления таможенным представителем в адрес таможенного органа недействительной декларации. Поскольку общество уже было привлечено к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ за представление таможенному представителю спорной декларации о соответствии, повлекшей заявление таможенному органу недостоверных сведений при декларировании товара в постановлении, которое признано законным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, суд округа пришел к выводу о повторном привлечении общества к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение - представление недействительных документов при совершении таможенных операций.
Статья: Длящееся административное правонарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Продолжаемое административное правонарушение состоит из ряда сходных по их направленности и содержанию действий, которые в совокупности образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, нарушение правил пользования топливом и энергией (например, ст. 9.11 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Продолжаемое административное правонарушение состоит из ряда сходных по их направленности и содержанию действий, которые в совокупности образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, нарушение правил пользования топливом и энергией (например, ст. 9.11 КоАП РФ).
Статья: Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
(Макеева И.С., Харламова А.А.)
("Законность", 2021, N 10)Подвергнутым административному наказанию исходя из содержания ст. 4.6 КоАП лицо будет считаться в течение годичного срока с момента исполнения наказания по ст. 5.35 КоАП. Все последующие неуплаты в течение этого периода должны влечь применение мер уголовной ответственности. Такой вывод находит отражение в Методических рекомендациях по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 157 УК, где указывается, что продолжающаяся неуплата лицом алиментов в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию, не может квалифицироваться как повторное административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП, поскольку это деяние, совершенное неоднократно, в соответствии с диспозицией ст. 157 УК уже содержит признаки указанного преступления <9>. Однако это не всегда учитывается правоприменителями.
(Макеева И.С., Харламова А.А.)
("Законность", 2021, N 10)Подвергнутым административному наказанию исходя из содержания ст. 4.6 КоАП лицо будет считаться в течение годичного срока с момента исполнения наказания по ст. 5.35 КоАП. Все последующие неуплаты в течение этого периода должны влечь применение мер уголовной ответственности. Такой вывод находит отражение в Методических рекомендациях по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 157 УК, где указывается, что продолжающаяся неуплата лицом алиментов в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию, не может квалифицироваться как повторное административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП, поскольку это деяние, совершенное неоднократно, в соответствии с диспозицией ст. 157 УК уже содержит признаки указанного преступления <9>. Однако это не всегда учитывается правоприменителями.
Статья: Актуальные проблемы практики назначения наказаний при множественности административных правонарушений
(Ким Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Расширение практики "поэпизодного" привлечения к ответственности привело к росту административной нагрузки на субъектов хозяйственной деятельности. А понятие продолжаемого административного правонарушения (т.е. единого нарушения, состоящего из ряда тождественных действий или бездействия), внедрение которого могло бы освободить контрольные (надзорные) органы от обязанности завершать проверочное мероприятие массовым составлением протоколов, не прижилось ни в действующем КоАП РФ, ни в проекте нового Кодекса <7>.
(Ким Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Расширение практики "поэпизодного" привлечения к ответственности привело к росту административной нагрузки на субъектов хозяйственной деятельности. А понятие продолжаемого административного правонарушения (т.е. единого нарушения, состоящего из ряда тождественных действий или бездействия), внедрение которого могло бы освободить контрольные (надзорные) органы от обязанности завершать проверочное мероприятие массовым составлением протоколов, не прижилось ни в действующем КоАП РФ, ни в проекте нового Кодекса <7>.
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Таким образом, в рамках итогового вывода отметим, что принятие нового КоАП РФ в части изменения подхода к применению административных наказаний - вынужденная необходимость за счет и оптимизации правового регулирования системы административных наказаний, и приоритетных целей таких изменений, которые были указаны свыше. Оставление же действующего КоАП РФ будет продолжать дестабилизировать правовое регулирование административных правоотношений, исключать полноту применения эффективных мер по профилактике административных правонарушений, содержать в большинстве случаев карательную цель применения административного наказания и высокую штрафную нагрузку для определенных категорий правонарушителей.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Таким образом, в рамках итогового вывода отметим, что принятие нового КоАП РФ в части изменения подхода к применению административных наказаний - вынужденная необходимость за счет и оптимизации правового регулирования системы административных наказаний, и приоритетных целей таких изменений, которые были указаны свыше. Оставление же действующего КоАП РФ будет продолжать дестабилизировать правовое регулирование административных правоотношений, исключать полноту применения эффективных мер по профилактике административных правонарушений, содержать в большинстве случаев карательную цель применения административного наказания и высокую штрафную нагрузку для определенных категорий правонарушителей.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Так, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлениях от 16.03.2021 по делу N А60-29693/2020 и от 19.03.2021 по делу N А60-13997/2020 при рассмотрении вопроса о законности привлечения общества к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ за представление недействительных документов при совершении таможенных операций установил, что поскольку декларант несколько раз представлял недействительный документ (декларацию о соответствии), то правонарушение приобрело характер единого продолжаемого правонарушения. То обстоятельство, что нарушения отражены в отдельных постановлениях по каждой декларации на товары, не свидетельствует о совершении декларантом нескольких самостоятельных правонарушений. Судом указано, что каждое из выявленных нарушений в отношении декларации на товары квалифицируется по одной статье КоАП РФ как представление недействительных документов, в частности одной и той же декларации о соответствии, выявлено в рамках одной проверки, проведенной одним таможенным органом в отношении одного лица, и образует единый состав правонарушения.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Так, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлениях от 16.03.2021 по делу N А60-29693/2020 и от 19.03.2021 по делу N А60-13997/2020 при рассмотрении вопроса о законности привлечения общества к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ за представление недействительных документов при совершении таможенных операций установил, что поскольку декларант несколько раз представлял недействительный документ (декларацию о соответствии), то правонарушение приобрело характер единого продолжаемого правонарушения. То обстоятельство, что нарушения отражены в отдельных постановлениях по каждой декларации на товары, не свидетельствует о совершении декларантом нескольких самостоятельных правонарушений. Судом указано, что каждое из выявленных нарушений в отношении декларации на товары квалифицируется по одной статье КоАП РФ как представление недействительных документов, в частности одной и той же декларации о соответствии, выявлено в рамках одной проверки, проведенной одним таможенным органом в отношении одного лица, и образует единый состав правонарушения.
Статья: Административно-процессуальные средства в механизме обеспечения прав граждан, подвергшихся семейному насилию
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Кроме того, обозначенная цикличность воздействия материальных и процессуальных правовых средств продолжается, когда одно и то же лицо в течение года со дня привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 "Побои" КоАП РФ, вновь совершает аналогичное правонарушение. В таком случае образуется состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Если же лицо, имеющее судимость за совершенное с применением насилия преступление, нанесло побои или совершило иные насильственные действия, причинившие физическую боль, то оно привлекается к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 116.1 УК РФ. При этом следует отметить, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 116.1 УК РФ, образуется лицом, имеющим судимость, не только по преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 116.1 УК РФ, но и по другим насильственным преступлениям, включая, например, разбой (ст. 162 УК РФ) <18>, причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Это указывает на то, что механизм юридической ответственности (как симбиоз административной и уголовной) включает как минимум четыре цикла применения материальных и процессуальных средств при устойчивом сохранении лицом насильственной направленности совершения противоправных и наказуемых деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Кроме того, обозначенная цикличность воздействия материальных и процессуальных правовых средств продолжается, когда одно и то же лицо в течение года со дня привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 "Побои" КоАП РФ, вновь совершает аналогичное правонарушение. В таком случае образуется состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Если же лицо, имеющее судимость за совершенное с применением насилия преступление, нанесло побои или совершило иные насильственные действия, причинившие физическую боль, то оно привлекается к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 116.1 УК РФ. При этом следует отметить, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 116.1 УК РФ, образуется лицом, имеющим судимость, не только по преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 116.1 УК РФ, но и по другим насильственным преступлениям, включая, например, разбой (ст. 162 УК РФ) <18>, причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Это указывает на то, что механизм юридической ответственности (как симбиоз административной и уголовной) включает как минимум четыре цикла применения материальных и процессуальных средств при устойчивом сохранении лицом насильственной направленности совершения противоправных и наказуемых деяний, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что нередки случаи, когда застройщик не успевает закончить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в срок, указанный в разрешении на строительство. В таких случаях у него возникает необходимость продлить срок действия разрешения на строительство. Если же застройщик продолжает строительство (реконструкцию) за пределами срока действия разрешения на строительство, его действия будут незаконными и он может быть привлечен как к административной (ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и к гражданской (ст. 222 ГК РФ) ответственности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что нередки случаи, когда застройщик не успевает закончить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в срок, указанный в разрешении на строительство. В таких случаях у него возникает необходимость продлить срок действия разрешения на строительство. Если же застройщик продолжает строительство (реконструкцию) за пределами срока действия разрешения на строительство, его действия будут незаконными и он может быть привлечен как к административной (ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и к гражданской (ст. 222 ГК РФ) ответственности.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)По всей видимости, повторное проведение административного расследования в данном случае не предполагается, т.е. производство по делу об административном правонарушении должно осуществляться в общем порядке. Означает ли это, что вплоть до установления личности фигуранта по делу (ст. 25.1 КоАП РФ) может продолжаться стадия возбуждения дела об административном правонарушении, причем ее длительность может охватывать период, равный сроку давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ)? Очевидно, что такое допущение ошибочно.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)По всей видимости, повторное проведение административного расследования в данном случае не предполагается, т.е. производство по делу об административном правонарушении должно осуществляться в общем порядке. Означает ли это, что вплоть до установления личности фигуранта по делу (ст. 25.1 КоАП РФ) может продолжаться стадия возбуждения дела об административном правонарушении, причем ее длительность может охватывать период, равный сроку давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ)? Очевидно, что такое допущение ошибочно.
Статья: Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения требований в области транспортной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Проведенные исследования аналогичных составов административных правонарушений в проекте нового КоАП РФ показали, что указанная проблема продолжает оставаться актуальной <13>.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Проведенные исследования аналогичных составов административных правонарушений в проекте нового КоАП РФ показали, что указанная проблема продолжает оставаться актуальной <13>.
Статья: Материальный и процессуальный аспекты принципа non bis in idem в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Второй элемент процессуального аспекта принципа однократности административной ответственности выражается в возможности возбуждения дела об административном правонарушении и уголовного дела по аналогичному факту противоправного действия (бездействия), поскольку данными решениями лицо к публично-правовой ответственности не привлекается, негативных последствий в виде судимости либо административной наказанности не претерпевает. В ходе параллельных расследований следует установить, носит ли административное правонарушение по своей природе и степени репрессивности наказания уголовно-правовой характер. При положительном ответе производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, а в КоАП РФ необходимо предусмотреть соответствующие основания. При отрицательном ответе оба производства продолжаются и могут быть завершены вынесением постановления о назначении административного наказания или обвинительного приговора. Указанная позиция находит отражение в практике ЕСПЧ <26>. На вопрос о возможности возбуждения дела об административном правонарушении при наличии постановления о прекращении уголовного дела либо постановления об отказе в его возбуждении, на наш взгляд, также следует ответить утвердительно, если рассматриваемое административное правонарушение по своей природе и тяжести наказания не имеет уголовно-правового характера.
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Второй элемент процессуального аспекта принципа однократности административной ответственности выражается в возможности возбуждения дела об административном правонарушении и уголовного дела по аналогичному факту противоправного действия (бездействия), поскольку данными решениями лицо к публично-правовой ответственности не привлекается, негативных последствий в виде судимости либо административной наказанности не претерпевает. В ходе параллельных расследований следует установить, носит ли административное правонарушение по своей природе и степени репрессивности наказания уголовно-правовой характер. При положительном ответе производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, а в КоАП РФ необходимо предусмотреть соответствующие основания. При отрицательном ответе оба производства продолжаются и могут быть завершены вынесением постановления о назначении административного наказания или обвинительного приговора. Указанная позиция находит отражение в практике ЕСПЧ <26>. На вопрос о возможности возбуждения дела об административном правонарушении при наличии постановления о прекращении уголовного дела либо постановления об отказе в его возбуждении, на наш взгляд, также следует ответить утвердительно, если рассматриваемое административное правонарушение по своей природе и тяжести наказания не имеет уголовно-правового характера.