Продажа государственных акций
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа государственных акций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ
Статья: Декларация о доходах Абызова и причины его ареста
(Гайдин Д.)
("Административное право", 2021, N 3)Некоторое время назад из официальных источников стало известно об аресте бывшего министра Российской Федерации Михаила Абызова. Из фабулы обвинения следует, что структуры экс-чиновника продали государственному предприятию акции за 4 млрд рублей при их рыночной стоимости в 186 млн рублей, то есть почти в 20 раз дороже. Окончательное обвинение было предъявлено по статьям УК РФ о создании преступного сообщества с использованием служебного положения, мошенничестве, легализации денежных средств, коммерческом подкупе и незаконном участии в предпринимательской деятельности.
(Гайдин Д.)
("Административное право", 2021, N 3)Некоторое время назад из официальных источников стало известно об аресте бывшего министра Российской Федерации Михаила Абызова. Из фабулы обвинения следует, что структуры экс-чиновника продали государственному предприятию акции за 4 млрд рублей при их рыночной стоимости в 186 млн рублей, то есть почти в 20 раз дороже. Окончательное обвинение было предъявлено по статьям УК РФ о создании преступного сообщества с использованием служебного положения, мошенничестве, легализации денежных средств, коммерческом подкупе и незаконном участии в предпринимательской деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ
Федеральный закон от 10.05.1995 N 73-ФЗ
"О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации"Статья 11. Целевые долговые обязательства Российской Федерации могут служить платежным средством при осуществлении всех мероприятий по продаже (приватизации) объектов государственной собственности, акций государственных предприятий, а также находящихся во владении государства акций приватизированных предприятий.
"О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации"Статья 11. Целевые долговые обязательства Российской Федерации могут служить платежным средством при осуществлении всех мероприятий по продаже (приватизации) объектов государственной собственности, акций государственных предприятий, а также находящихся во владении государства акций приватизированных предприятий.
"Коммерческие корпорации: виды и организационное устройство"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Такая позиция обусловлена реалистичным пониманием конфликта интересов. Очевидно, что государство как акционер не в состоянии без содействия менеджмента общества подготовить и зарегистрировать такой сложный документ, как проспект ценных бумаг. Остальных акционеров устраивало вялое и пассивное присутствие в обществе государства, и они не хотели его замены реальным инвестором. Менеджмент, контролируемый этими акционерами, с высокой степенью вероятности будет противодействовать продаже акций, принадлежащих государству, путем оппортунистического поведения при подготовке и регистрации проспекта ценных бумаг. Ситуация усугубляется в связи с введением с 1 октября 2014 г. третьего условия публичного обращения ценных бумаг - внесения в устав общества указания на его публичный статус. Решение о внесении в устав общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п. 2 ст. 7.1 ФЗ об АО). Оппортунистическое поведение части акционеров, препятствующее внесению в устав общества указания на его публичный статус, лишало бы государственные и муниципальные органы возможности произвести отчуждение принадлежащих им акций по сделкам приватизации.
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Такая позиция обусловлена реалистичным пониманием конфликта интересов. Очевидно, что государство как акционер не в состоянии без содействия менеджмента общества подготовить и зарегистрировать такой сложный документ, как проспект ценных бумаг. Остальных акционеров устраивало вялое и пассивное присутствие в обществе государства, и они не хотели его замены реальным инвестором. Менеджмент, контролируемый этими акционерами, с высокой степенью вероятности будет противодействовать продаже акций, принадлежащих государству, путем оппортунистического поведения при подготовке и регистрации проспекта ценных бумаг. Ситуация усугубляется в связи с введением с 1 октября 2014 г. третьего условия публичного обращения ценных бумаг - внесения в устав общества указания на его публичный статус. Решение о внесении в устав общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п. 2 ст. 7.1 ФЗ об АО). Оппортунистическое поведение части акционеров, препятствующее внесению в устав общества указания на его публичный статус, лишало бы государственные и муниципальные органы возможности произвести отчуждение принадлежащих им акций по сделкам приватизации.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В 1921 году вернулось кредитование, в том числе иностранными инвесторами, был восстановлен Госбанк СССР, созданы коммерческие банки. Позже, в 1922 году, организованы фондовые биржи для торговли акциями, золотом, государственными займами <409>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В 1921 году вернулось кредитование, в том числе иностранными инвесторами, был восстановлен Госбанк СССР, созданы коммерческие банки. Позже, в 1922 году, организованы фондовые биржи для торговли акциями, золотом, государственными займами <409>.
Готовое решение: Как продать государственное имущество в порядке приватизации
(КонсультантПлюс, 2025)На специализированном аукционе можно продавать акции, которые находятся в государственной собственности (п. 1 ст. 19 Закона о приватизации).
(КонсультантПлюс, 2025)На специализированном аукционе можно продавать акции, которые находятся в государственной собственности (п. 1 ст. 19 Закона о приватизации).
Статья: Специализированная нефинансовая отчетность о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства: анализ и проблемы
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Таким образом, ДУКи можно подразделить на коммерческие и некоммерческие организации. В отдельных регионах муниципальные власти продали свои доли в уставных капиталах ДУКов, и последние приобрели статус коммерческих организаций. Например, осенью 2022 г. в Нижегородской области было объявлено о продаже 25% акций государственных органов в уставных капиталах семи Нижегородских ДУКов. Данная сделка, по мнению председателя по управлению городским имуществом и земельными ресурсами г. Нижнего Новгорода, должна была пополнить городской бюджет на 50 млн руб. <4>. Это мотивировалось тем, что муниципальный пакет акций не является голосующим; бюджет города не получает дивидендов от деятельности ДУКов; контроль за деятельностью ДУКов остается в ведении мэрии и Госжилинспекции.
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Таким образом, ДУКи можно подразделить на коммерческие и некоммерческие организации. В отдельных регионах муниципальные власти продали свои доли в уставных капиталах ДУКов, и последние приобрели статус коммерческих организаций. Например, осенью 2022 г. в Нижегородской области было объявлено о продаже 25% акций государственных органов в уставных капиталах семи Нижегородских ДУКов. Данная сделка, по мнению председателя по управлению городским имуществом и земельными ресурсами г. Нижнего Новгорода, должна была пополнить городской бюджет на 50 млн руб. <4>. Это мотивировалось тем, что муниципальный пакет акций не является голосующим; бюджет города не получает дивидендов от деятельности ДУКов; контроль за деятельностью ДУКов остается в ведении мэрии и Госжилинспекции.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Согласно подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в России относятся доходы от реализации в государстве акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций. Это подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 по делу N А56-10280/2008.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Согласно подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в России относятся доходы от реализации в государстве акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций. Это подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 по делу N А56-10280/2008.
Статья: Применение законодательства об обращении в доход государства имущества, полученного в результате нарушения законодательства о противодействии коррупции
(Скловский К.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Так, хотя в иске к М.А. Абызову и др. прокурор, как мы видели, настаивал на таком применении закона, суд в конечном счете ограничился только нормой п. 2 ст. 235 ГК, которую посчитал достаточной для обращения полученного от продажи акций в доход государства. Обоснованность такого решения обсуждалась выше применительно к пониманию незаконного дохода.
(Скловский К.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Так, хотя в иске к М.А. Абызову и др. прокурор, как мы видели, настаивал на таком применении закона, суд в конечном счете ограничился только нормой п. 2 ст. 235 ГК, которую посчитал достаточной для обращения полученного от продажи акций в доход государства. Обоснованность такого решения обсуждалась выше применительно к пониманию незаконного дохода.