Продажа акций принадлежащих государству
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа акций принадлежащих государству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Коммерческие корпорации: виды и организационное устройство"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Такая позиция обусловлена реалистичным пониманием конфликта интересов. Очевидно, что государство как акционер не в состоянии без содействия менеджмента общества подготовить и зарегистрировать такой сложный документ, как проспект ценных бумаг. Остальных акционеров устраивало вялое и пассивное присутствие в обществе государства, и они не хотели его замены реальным инвестором. Менеджмент, контролируемый этими акционерами, с высокой степенью вероятности будет противодействовать продаже акций, принадлежащих государству, путем оппортунистического поведения при подготовке и регистрации проспекта ценных бумаг. Ситуация усугубляется в связи с введением с 1 октября 2014 г. третьего условия публичного обращения ценных бумаг - внесения в устав общества указания на его публичный статус. Решение о внесении в устав общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п. 2 ст. 7.1 ФЗ об АО). Оппортунистическое поведение части акционеров, препятствующее внесению в устав общества указания на его публичный статус, лишало бы государственные и муниципальные органы возможности произвести отчуждение принадлежащих им акций по сделкам приватизации.
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Такая позиция обусловлена реалистичным пониманием конфликта интересов. Очевидно, что государство как акционер не в состоянии без содействия менеджмента общества подготовить и зарегистрировать такой сложный документ, как проспект ценных бумаг. Остальных акционеров устраивало вялое и пассивное присутствие в обществе государства, и они не хотели его замены реальным инвестором. Менеджмент, контролируемый этими акционерами, с высокой степенью вероятности будет противодействовать продаже акций, принадлежащих государству, путем оппортунистического поведения при подготовке и регистрации проспекта ценных бумаг. Ситуация усугубляется в связи с введением с 1 октября 2014 г. третьего условия публичного обращения ценных бумаг - внесения в устав общества указания на его публичный статус. Решение о внесении в устав общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов всех акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), если уставом непубличного общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п. 2 ст. 7.1 ФЗ об АО). Оппортунистическое поведение части акционеров, препятствующее внесению в устав общества указания на его публичный статус, лишало бы государственные и муниципальные органы возможности произвести отчуждение принадлежащих им акций по сделкам приватизации.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)В другом случае распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2011 г. N 1315-р была предусмотрена продажа 75% минус две акции железнодорожного оператора, косвенно принадлежавших государству, на открытом аукционе без указания конкретного покупателя. Указанная сделка не подпадала под рассматриваемое исключение в связи с отсутствием прямого указания покупателя в акте Правительства РФ, в связи с чем приобретателем было получено согласие ФАС России на осуществление данной сделки <1>.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)В другом случае распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2011 г. N 1315-р была предусмотрена продажа 75% минус две акции железнодорожного оператора, косвенно принадлежавших государству, на открытом аукционе без указания конкретного покупателя. Указанная сделка не подпадала под рассматриваемое исключение в связи с отсутствием прямого указания покупателя в акте Правительства РФ, в связи с чем приобретателем было получено согласие ФАС России на осуществление данной сделки <1>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594
(ред. от 06.10.2025)
"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
(вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд")Предоставление субсидий (в том числе в виде имущественного взноса Российской Федерации) государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям осуществляется в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению принадлежащих таким юридическим лицам объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в собственность таких юридических лиц либо для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению принадлежащих указанным дочерним обществам объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в собственность таких дочерних обществ. Объекты капитального строительства указанных юридических лиц (дочерних обществ) отражаются в целевой программе с указанием наименования государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, юридического лица и дочернего общества, общего размера расходов на реализацию инвестиционного проекта, объема предоставляемой субсидии и ее целевого назначения, а также объема собственных или заемных средств юридического лица (дочернего общества) без учета предоставляемой субсидии. При этом субсидия в рамках целевых программ не может предусматриваться для проведения инженерных изысканий и (или) подготовки проектной документации на указанные объекты, приобретения земельных участков под строительство, проведения государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и результатов инженерных изысканий, а также для проведения технологического и ценового аудита указанных инвестиционных проектов и аудита проектной документации.
(ред. от 06.10.2025)
"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
(вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд")Предоставление субсидий (в том числе в виде имущественного взноса Российской Федерации) государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям осуществляется в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению принадлежащих таким юридическим лицам объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в собственность таких юридических лиц либо для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению принадлежащих указанным дочерним обществам объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в собственность таких дочерних обществ. Объекты капитального строительства указанных юридических лиц (дочерних обществ) отражаются в целевой программе с указанием наименования государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, юридического лица и дочернего общества, общего размера расходов на реализацию инвестиционного проекта, объема предоставляемой субсидии и ее целевого назначения, а также объема собственных или заемных средств юридического лица (дочернего общества) без учета предоставляемой субсидии. При этом субсидия в рамках целевых программ не может предусматриваться для проведения инженерных изысканий и (или) подготовки проектной документации на указанные объекты, приобретения земельных участков под строительство, проведения государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и результатов инженерных изысканий, а также для проведения технологического и ценового аудита указанных инвестиционных проектов и аудита проектной документации.
"Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"
(Подписан в г. Вашингтоне 17.06.1992)c) является компанией, акции которой продаются и покупаются в первом Государстве в значительном объеме и на регулярной основе на официально признаваемой бирже ценных бумаг или которая полностью принадлежит прямо или косвенно другой компании, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в первом Государстве, и акции которой продаются и покупаются указанным образом;
(Подписан в г. Вашингтоне 17.06.1992)c) является компанией, акции которой продаются и покупаются в первом Государстве в значительном объеме и на регулярной основе на официально признаваемой бирже ценных бумаг или которая полностью принадлежит прямо или косвенно другой компании, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в первом Государстве, и акции которой продаются и покупаются указанным образом;
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Нельзя не сказать, что с помощью указов Президента применялись и способы приватизации, не предусмотренные Законом о приватизации 1991 г. Так, в 1995 г. была проведена залоговая приватизация на основе Указа Президента РФ от 31 августа 1995 г. N 889 "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности" <1>. На основе этого Указа проводились аукционы, где акции не продавались, а происходил отбор кредиторов-залогодержателей по принципу "кто предложит большую сумму кредита за получение в залог акций, принадлежащих государству в уставных капиталах акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий" <2>.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Нельзя не сказать, что с помощью указов Президента применялись и способы приватизации, не предусмотренные Законом о приватизации 1991 г. Так, в 1995 г. была проведена залоговая приватизация на основе Указа Президента РФ от 31 августа 1995 г. N 889 "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности" <1>. На основе этого Указа проводились аукционы, где акции не продавались, а происходил отбор кредиторов-залогодержателей по принципу "кто предложит большую сумму кредита за получение в залог акций, принадлежащих государству в уставных капиталах акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий" <2>.
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Для эффективной эксплуатации построенных за счет бюджетных средств объектов водоснабжения и водоотведения предлагаем разрешить их передачу в качестве взноса в уставный капитал акционерных обществ, при этом контрольный пакет этих акций должен принадлежать государству или муниципальным властям.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Для эффективной эксплуатации построенных за счет бюджетных средств объектов водоснабжения и водоотведения предлагаем разрешить их передачу в качестве взноса в уставный капитал акционерных обществ, при этом контрольный пакет этих акций должен принадлежать государству или муниципальным властям.
Вопрос: О предложениях по изменению законодательства в отношении налогообложения сделок с организациями из офшорных зон и недружественных стран.
(Письмо Минфина России от 19.09.2023 N 03-08-09/89106)Значительный объем доходов российских лиц от таких операций приходится на доходы по продаже акций (долей) в уставном капитале принадлежащих им дочерних компаний - резидентов стран Европейского союза.
(Письмо Минфина России от 19.09.2023 N 03-08-09/89106)Значительный объем доходов российских лиц от таких операций приходится на доходы по продаже акций (долей) в уставном капитале принадлежащих им дочерних компаний - резидентов стран Европейского союза.
Готовое решение: По каким кодам отражаются операции в разд. 7 декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)1010828 - безвозмездная передача органам государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления имущества акционерным обществом, созданным для реализации соглашений о создании ОЭЗ, в котором 100% акций принадлежит РФ, и управляющими компаниями ОЭЗ, участником которых является такое АО;
(КонсультантПлюс, 2025)1010828 - безвозмездная передача органам государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления имущества акционерным обществом, созданным для реализации соглашений о создании ОЭЗ, в котором 100% акций принадлежит РФ, и управляющими компаниями ОЭЗ, участником которых является такое АО;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Во вторых, отношения по аккумулированию фондов денежных средств государства и муниципальных образований не представляют собой в настоящий момент однородную группу отношений. Формирование доходных источников государственных и муниципальных бюджетов осуществляется в рамках различных отношений, регулируемых различными отраслями права. Так, в соответствии с БК РФ, аккумулирование государственных расходов должно обеспечиваться, помимо налогового права, гражданско-правовыми институтами (доходы от использования государственного имущества, дивиденды по акциям хозяйственных обществ, принадлежащих государству), административно-правовыми институтами (доходы от административных штрафов, продажи конфискованного имущества), различными комплексными правовыми отраслями и институтами (например, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Во вторых, отношения по аккумулированию фондов денежных средств государства и муниципальных образований не представляют собой в настоящий момент однородную группу отношений. Формирование доходных источников государственных и муниципальных бюджетов осуществляется в рамках различных отношений, регулируемых различными отраслями права. Так, в соответствии с БК РФ, аккумулирование государственных расходов должно обеспечиваться, помимо налогового права, гражданско-правовыми институтами (доходы от использования государственного имущества, дивиденды по акциям хозяйственных обществ, принадлежащих государству), административно-правовыми институтами (доходы от административных штрафов, продажи конфискованного имущества), различными комплексными правовыми отраслями и институтами (например, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества).
Статья: Брошенные акции "потерянных" акционеров (комментарий к Определению Верховного Суда РФ от 15 декабря 2022 года N 304-ЭС22-10636)
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2023, N 9)Во-первых, на ликвидность акции влияют в большей степени инвестиционная привлекательность и субъективные ожидания участников торгов. Во-вторых, весь объем эмитированных акций никогда не участвует в торгах, а только часть, называемая FF - free-float (свободно торгуемый объем акций), которая не принадлежит инвесторам, стратегией которых предусмотрено долгосрочное участие в эмитенте, например крупным акционерам, государству, инвестиционным домам и институтам развития. По этому показателю российский фондовый рынок значительно уступает другим развитым финансовым центрам, объем FF которых приближается к 90% уставного капитала <5>.
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2023, N 9)Во-первых, на ликвидность акции влияют в большей степени инвестиционная привлекательность и субъективные ожидания участников торгов. Во-вторых, весь объем эмитированных акций никогда не участвует в торгах, а только часть, называемая FF - free-float (свободно торгуемый объем акций), которая не принадлежит инвесторам, стратегией которых предусмотрено долгосрочное участие в эмитенте, например крупным акционерам, государству, инвестиционным домам и институтам развития. По этому показателю российский фондовый рынок значительно уступает другим развитым финансовым центрам, объем FF которых приближается к 90% уставного капитала <5>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Компетенция по принятию решения о продаже за пределами России акций принадлежит либо Правительству РФ, либо органам государственной власти субъектов РФ.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Компетенция по принятию решения о продаже за пределами России акций принадлежит либо Правительству РФ, либо органам государственной власти субъектов РФ.
Статья: Особенности регулирования сделок слияния и поглощения в США (на примере законодательства штатов Делавэр и Калифорния)
(Пакерман Г.А., Ситкарева Е.В., Воробьева Я.А.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 5)- налог на наследство для акций, принадлежащих резидентам США, но не являющихся резидентами штата Делавэр;
(Пакерман Г.А., Ситкарева Е.В., Воробьева Я.А.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 5)- налог на наследство для акций, принадлежащих резидентам США, но не являющихся резидентами штата Делавэр;
Вопрос: О вопросах, связанных с введением требований к МКК, 100% акций (долей) которых принадлежит субъекту РФ или единственным учредителем (участником) которых является субъект РФ, с 22.10.2025.
(Письмо Банка России от 28.08.2025 N 44-11/6091)Вопрос: С 22.10.2025 вступает в силу ст. 9.2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <1> (в ред. Федерального закона от 23.07.2025 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в соответствии с которой выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, в том числе в рамках реализации государственных программ субъекта Российской Федерации, вправе только микрокредитные организации, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат субъекту Российской Федерации или единственным учредителем (участником) которых является субъект Российской Федерации.
(Письмо Банка России от 28.08.2025 N 44-11/6091)Вопрос: С 22.10.2025 вступает в силу ст. 9.2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <1> (в ред. Федерального закона от 23.07.2025 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в соответствии с которой выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, в том числе в рамках реализации государственных программ субъекта Российской Федерации, вправе только микрокредитные организации, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат субъекту Российской Федерации или единственным учредителем (участником) которых является субъект Российской Федерации.
Вопрос: О предложениях по изменению законодательства в отношении налогообложения сделок с организациями из офшорных зон и недружественных стран.
(Письмо Минфина России от 19.09.2023 N 03-08-05/89229)Значительный объем доходов российских лиц от таких операций приходится на доходы по продаже акций (долей) в уставном капитале принадлежащих им дочерних компаний - резидентов стран Европейского союза.
(Письмо Минфина России от 19.09.2023 N 03-08-05/89229)Значительный объем доходов российских лиц от таких операций приходится на доходы по продаже акций (долей) в уставном капитале принадлежащих им дочерних компаний - резидентов стран Европейского союза.