Продавец должностное лицо коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Продавец должностное лицо коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области торговли и оказания услуг: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за обман потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если суд установит, что лицо, совершившее административное правонарушение (продавец-кассир), не является должностным лицом, и привлечет его к ответственности как гражданина
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если суд установит, что лицо, совершившее административное правонарушение (продавец-кассир), не является должностным лицом, и привлечет его к ответственности как гражданина
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Гигиеническая аттестация
(КонсультантПлюс, 2025)"...постановлением судьи... индивидуальный предприниматель... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...
(КонсультантПлюс, 2025)"...постановлением судьи... индивидуальный предприниматель... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто и как подписывает УПД
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим руководителя или иное должностное лицо организации-продавца могут привлечь к административной ответственности, в частности, в виде штрафа за отсутствие первичных учетных документов (ч. 1, 2 ст. 15.11, примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим руководителя или иное должностное лицо организации-продавца могут привлечь к административной ответственности, в частности, в виде штрафа за отсутствие первичных учетных документов (ч. 1, 2 ст. 15.11, примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)С учетом рассматриваемой правовой позиции КС РФ возникает вопрос о механизме применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ в том случае, если к административной ответственности в качестве должностного лица привлечен не рядовой работник (продавец, водитель, кассир и т.д.), а руководитель организации.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)С учетом рассматриваемой правовой позиции КС РФ возникает вопрос о механизме применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ в том случае, если к административной ответственности в качестве должностного лица привлечен не рядовой работник (продавец, водитель, кассир и т.д.), а руководитель организации.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)6. Уклонение от ведения реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест -
(ред. от 04.11.2025)6. Уклонение от ведения реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест -
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)О невозможности применения ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 59-ФЗ к взаимоотношениям, возникшим в рамках гражданско-правовых отношений между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями, высказался Конституционный Суд РФ <27>. К таким правоотношениям подлежат применению специальные правовые акты, регулирующие, например, права и обязанности потребителей, порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, оказание коммунальных и прочих услуг. Так, отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 11 июня 2021 г.) "О защите прав потребителей". Взаимоотношения с управляющей компанией многоквартирного дома и товариществом собственников жилья (ТСЖ) <28> также носят гражданско-правовой характер, к ним неприменим Федеральный закон N 59-ФЗ, и должностные лица управляющей компании не могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ <29>. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах <30>, принятые Правительством РФ в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг <31>.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)О невозможности применения ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 59-ФЗ к взаимоотношениям, возникшим в рамках гражданско-правовых отношений между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями, высказался Конституционный Суд РФ <27>. К таким правоотношениям подлежат применению специальные правовые акты, регулирующие, например, права и обязанности потребителей, порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, оказание коммунальных и прочих услуг. Так, отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 11 июня 2021 г.) "О защите прав потребителей". Взаимоотношения с управляющей компанией многоквартирного дома и товариществом собственников жилья (ТСЖ) <28> также носят гражданско-правовой характер, к ним неприменим Федеральный закон N 59-ФЗ, и должностные лица управляющей компании не могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ <29>. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах <30>, принятые Правительством РФ в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг <31>.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 09.08.2023 N КВ-4-17/10219 <Об административной ответственности резидентов за незаконные валютные операции>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)- гражданам, ИП и организациям - в размере от 20 до 40% суммы незаконной валютной операции либо средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)- гражданам, ИП и организациям - в размере от 20 до 40% суммы незаконной валютной операции либо средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг;
Статья: Генезис административно-деликтного законодательства в Российской Федерации
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2024, N 12)Во исполнение этой нормы ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает, что "нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, работе, услуге, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы" образует состав административного правонарушения и влечет либо предупреждение, либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей, а на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей".
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2024, N 12)Во исполнение этой нормы ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает, что "нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, работе, услуге, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы" образует состав административного правонарушения и влечет либо предупреждение, либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей, а на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей".
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В Общей части КоАП РФ также отсутствуют нормы, предусматривающие общие подходы к систематизации субъектов административных правонарушений. В главе 2 КоАП РФ выделены некоторые категории специальных субъектов, такие как должностные лица, военнослужащие и приравненные к ним лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, собственники (владельцы) транспортных средств, собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости. Однако при этом нормами Особенной части КоАП РФ выделяются дополнительные категории специальных субъектов применительно к некоторым административным правонарушениям, в частности, отдельные виды должностных и юридических лиц, индивидуальные предприниматели, хозяйствующие субъекты, лица, выполняющие определенные функции (производители, продавцы, лица, оказывающие услуги, операторы и т.п.). Полагаем, что такое хаотичное вне какой-либо общей системы введение новых категорий субъектов в конструкции составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, недопустимо. В Общей части проекта нового КоАП РФ необходимо осуществить систематизацию субъектов административных правонарушений, предусмотрев особенности привлечения каждой из выделенных категорий физических и юридических к административной ответственности. При этом законодатель, с нашей точки зрения, должен разрешить следующие возникшие в ходе многолетнего применения на практике КоАП РФ проблемные вопросы:
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В Общей части КоАП РФ также отсутствуют нормы, предусматривающие общие подходы к систематизации субъектов административных правонарушений. В главе 2 КоАП РФ выделены некоторые категории специальных субъектов, такие как должностные лица, военнослужащие и приравненные к ним лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, собственники (владельцы) транспортных средств, собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости. Однако при этом нормами Особенной части КоАП РФ выделяются дополнительные категории специальных субъектов применительно к некоторым административным правонарушениям, в частности, отдельные виды должностных и юридических лиц, индивидуальные предприниматели, хозяйствующие субъекты, лица, выполняющие определенные функции (производители, продавцы, лица, оказывающие услуги, операторы и т.п.). Полагаем, что такое хаотичное вне какой-либо общей системы введение новых категорий субъектов в конструкции составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, недопустимо. В Общей части проекта нового КоАП РФ необходимо осуществить систематизацию субъектов административных правонарушений, предусмотрев особенности привлечения каждой из выделенных категорий физических и юридических к административной ответственности. При этом законодатель, с нашей точки зрения, должен разрешить следующие возникшие в ходе многолетнего применения на практике КоАП РФ проблемные вопросы:
Готовое решение: Какая ответственность установлена за продажу товара с истекшим сроком годности
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: кроме отдельных случаев, за административное правонарушение по одной и той же норме можно привлечь к ответственности и юрлицо, и виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: кроме отдельных случаев, за административное правонарушение по одной и той же норме можно привлечь к ответственности и юрлицо, и виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)однократное - по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере: для граждан - от 2 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц (ИП) - от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для организаций - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
(КонсультантПлюс, 2025)однократное - по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере: для граждан - от 2 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц (ИП) - от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для организаций - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
Статья: 10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)Были внесены изменения в ст. 14.8 КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов за нарушение прав потребителей <9>. Они начали действовать с 30.10.2023. Теперь, если предприниматель (продавец, исполнитель, изготовитель) будет навязывать дополнительные товары (услуги, работы) при покупке, то может поплатиться штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а его должностное лицо от 2 000 до 4 000 рублей.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)Были внесены изменения в ст. 14.8 КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов за нарушение прав потребителей <9>. Они начали действовать с 30.10.2023. Теперь, если предприниматель (продавец, исполнитель, изготовитель) будет навязывать дополнительные товары (услуги, работы) при покупке, то может поплатиться штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а его должностное лицо от 2 000 до 4 000 рублей.
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)за валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках (включая переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием ЭСП, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг), в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, - от 20 до 40 процентов от суммы незаконной валютной операции для организаций, ИП и должностных лиц. При этом для должностных лиц размер штрафа не может превышать 30 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)за валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках (включая переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием ЭСП, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг), в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, - от 20 до 40 процентов от суммы незаконной валютной операции для организаций, ИП и должностных лиц. При этом для должностных лиц размер штрафа не может превышать 30 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ);
Статья: Контроль за строительной продукцией в обращении
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2023, N 3)Кроме того, если даже теоретически рассматривать вопрос частичной замены функции государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (в предмет которого входит и надзор за строительными материалами, включенными в Перечни Постановления Правительства N 982) функциями строительного надзора, хотя это полностью противоречит законодательству о государственном контроле (надзоре) и Федеральному закону "О техническом регулировании", следует обратить внимание на существенные различия в объекте, предмете, перечне подконтрольных лиц, целях и задачах указанных видов государственного контроля [11], а также в полномочиях инспекторов по привлечению к административной ответственности по соответствующим составам КоАП РФ. Очевидно, что должностные лица органов государственного строительного надзора не вправе осуществлять контрольно-надзорные мероприятия на объектах производителей, поставщиков и продавцов строительных материалов, не контролируют строительную продукцию, находящуюся в обороте, ограничены объектами капитального строительства, не вправе проводить лабораторные испытания образцов продукции на предмет соответствия требованиям технических регламентов или обязательных стандартов, не вправе привлекать к административной ответственности за нарушение требований технических регламентов.
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2023, N 3)Кроме того, если даже теоретически рассматривать вопрос частичной замены функции государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (в предмет которого входит и надзор за строительными материалами, включенными в Перечни Постановления Правительства N 982) функциями строительного надзора, хотя это полностью противоречит законодательству о государственном контроле (надзоре) и Федеральному закону "О техническом регулировании", следует обратить внимание на существенные различия в объекте, предмете, перечне подконтрольных лиц, целях и задачах указанных видов государственного контроля [11], а также в полномочиях инспекторов по привлечению к административной ответственности по соответствующим составам КоАП РФ. Очевидно, что должностные лица органов государственного строительного надзора не вправе осуществлять контрольно-надзорные мероприятия на объектах производителей, поставщиков и продавцов строительных материалов, не контролируют строительную продукцию, находящуюся в обороте, ограничены объектами капитального строительства, не вправе проводить лабораторные испытания образцов продукции на предмет соответствия требованиям технических регламентов или обязательных стандартов, не вправе привлекать к административной ответственности за нарушение требований технических регламентов.
Статья: Состояние нормативно-правового регулирования административной ответственности должностных лиц
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Например, прораб строительной организации дает указание бульдозеристу о месте и способе проведения работ, заведомо влекущих уничтожение специальных знаков или иных объектов, указанных в ст. 7.2 КоАП РФ. Директор (администратор) магазина из-за ложно понимаемых интересов организации не пресекает действия продавца, продающего алкогольную продукцию несовершеннолетним, и с целью сокрытия возможных доказательств нарушения правил розничной продажи этой продукции отключает установленные в торговом зале средства видеонаблюдения, информируя об этом продавца.
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Например, прораб строительной организации дает указание бульдозеристу о месте и способе проведения работ, заведомо влекущих уничтожение специальных знаков или иных объектов, указанных в ст. 7.2 КоАП РФ. Директор (администратор) магазина из-за ложно понимаемых интересов организации не пресекает действия продавца, продающего алкогольную продукцию несовершеннолетним, и с целью сокрытия возможных доказательств нарушения правил розничной продажи этой продукции отключает установленные в торговом зале средства видеонаблюдения, информируя об этом продавца.