Процессуальная независимость следователя



Подборка наиболее важных документов по запросу Процессуальная независимость следователя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Московского городского суда от 06.11.2024 по делу N 10-19870/2024
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Приговор оставлен без изменения.
В силу ст. 38 УПК РФ следователь, являясь процессуально независимым лицом, полномочен самостоятельно определять ход расследования, версии, подлежащие проверке, объем следственных и процессуальных действий, достаточный для составления обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд. Отказ в проведении тех или иных следственных действий, в том числе на которые указывают осужденная и адвокат в своих апелляционных жалобах, не нарушает право осужденной на защиту и не свидетельствует о неполноте предварительного следствия.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.03.2023 по делу N 10-961/2023 (УИД 77RS0015-02-2022-005222-92)
Приговор: По п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража).
Определение: Приговор отменен в части разрешения гражданского иска.
Доводы жалоб осужденного и адвоката о неполноте предварительного следствия, о непроведении в отношении Г. судебно-медицинской экспертизы, следственного эксперимента, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными. В силу ст. 38 УПК РФ следователь, являясь процессуально независимым лицом, полномочен самостоятельно определять ход расследования, версии, подлежащие проверке, объем следственных и процессуальных действий, достаточный для составления обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд. Отказ в проведении тех или иных следственных действий, в том числе на которые указывает Г. в своей апелляционной жалобе и дополнениях к ней, не нарушает право осужденного на защиту и не свидетельствует о неполноте предварительного следствия.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Формирование института судебного следователя в Российской империи
(Медведев В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)
С переходом от судопроизводства полицейского государства к более демократическому процессу корректировались и расширялись процессуальные полномочия судебного следователя. Так, если по ст. 14 отд. II Учреждения судебных следователей 1860 года при допросе задержанного требовалось обязательное присутствие сословных представителей - депутатов, то ст. 398 Устава уголовного судопроизводства 1864 года уже предусматривала допрос без участия третьих лиц. Отказ от теории формальных доказательств обеспечил возможность творческого определения набора фактов, свидетельствующих или опровергающих виновность лица в совершении преступления или проступка. Впрочем, такого рода процессуальная независимость судебного следователя не была безусловной. В порядке надзора за следствием прокурор окружного суда обладал правом обращать внимание судебного следователя на различные обстоятельства, важные для квалификации дела.
Статья: Постановление прокурора, вынесенное в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, - повод к возбуждению уголовного дела, требующий критического переосмысления
(Нагорный В.А.)
("Законность", 2024, N 12)
В этих условиях очевидно, что чем интенсивнее усиливается роль следственных органов и смещается вектор развития отечественной системы уголовного судопроизводства в сторону укрепления самостоятельности и независимости процессуальных фигур следователя и руководителя следственного органа, тем сильнее обостряется вопрос об эффективности и достаточности предоставленных прокурору уголовно-процессуальным законом правовых средств для воздействия на вскрываемые им нарушения закона и поднадзорные ему правоохранительные органы.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 N 17
(ред. от 28.06.2022)
"О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве"
13. С учетом положений статей 133 УПК РФ и 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, например, незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного задержания, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу и иных мер процессуального принуждения, незаконного применения принудительных мер медицинского характера, возмещается государством в полном объеме (в том числе с учетом требований статьи 15 ГК РФ) независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда за счет казны Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью "Моноком"
Положения части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР, предусматривающие порядок обжалования в суд заинтересованными лицами действий и решений дознавателя, следователя, прокурора, не случайны, они обусловлены их процессуальной самостоятельностью (автономностью) и независимостью, интересами следствия, сохранения его тайны. Если допустить возможность незамедлительного обжалования в суд более широкого круга решений и действий следователя и прокурора, чем это предусмотрено Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР, то суд неизбежно будет вторгаться в ход предварительного расследования, в сам процесс установления фактических обстоятельств дела и лица, совершившего преступления, собирания соответствующих доказательств, осуществления предварительной правовой квалификации и т.д. Суд своими решениями по такого рода жалобам несомненно будет оказывать влияние на предварительное расследование, и в силу этого самостоятельность следователя и прокурора будет существенно ограничена. Видимо, этим обстоятельством продиктовано положение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации о том, что "при проверке судом в период предварительного расследования тех или иных процессуальных актов не должны предрешаться вопросы, которые могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу". Встает закономерный вопрос: как практически суд может это осуществить и в чем тогда будет заключаться смысл судебного контроля на предварительном следствии? Постановление Конституционного Суда Российской Федерации ставит больше проблем, чем решает.
показать больше документов