Процесс по делам об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Процесс по делам об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ"Из анализа норм КоАП РФ, в том числе положений ст. 28.2, 28.3, 29.1, 29.3 и п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности заявления отводу лицу, составляющему протокол об административном правонарушении, а отвод может быть заявлен лицам, перечисленным в ст. 25.13, 29.3 КоАП РФ и рассматривается в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29.7 "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Из анализа норм КоАП РФ, в том числе положений ст. 28.2, 28.3, 29.1, 29.3 и п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности заявления отводу лицу, составляющему протокол об административном правонарушении, а отвод может быть заявлен лицам, перечисленным в ст. 25.13, 29.3 КоАП РФ и рассматривается в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение цифровых технологий в процессе доказывания по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в Российской Федерации и других странах - участниках Содружества Независимых Государств
(Головко В.В., Бекмурзинова К.К.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)"Безопасность дорожного движения", 2025, N 1
(Головко В.В., Бекмурзинова К.К.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)"Безопасность дорожного движения", 2025, N 1
Нормативные акты
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)3. Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов.
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)3. Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Что касается требования объективной беспристрастности, Суд указал следующее - ранее он рассматривал этот вопрос и обнаружил нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции по причине отсутствия стороны обвинения в процессе при рассмотрении дела об административном правонарушении. Суд отметил, что фактические и правовые обстоятельства настоящего дела и дела Карелина являются схожими. Замечания сторон в данном деле не содержали оснований для отклонения Суда от аргументации, приведенной в вынесенных им ранее постановлениях. Следовательно, имело место нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции в отношении требования к объективной беспристрастности (пункт 42 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Что касается требования объективной беспристрастности, Суд указал следующее - ранее он рассматривал этот вопрос и обнаружил нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции по причине отсутствия стороны обвинения в процессе при рассмотрении дела об административном правонарушении. Суд отметил, что фактические и правовые обстоятельства настоящего дела и дела Карелина являются схожими. Замечания сторон в данном деле не содержали оснований для отклонения Суда от аргументации, приведенной в вынесенных им ранее постановлениях. Следовательно, имело место нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции в отношении требования к объективной беспристрастности (пункт 42 постановления).
Статья: Примирение сторон как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении: перспективы имплементации в административно-деликтный процесс
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Статья посвящена исследованию проблемы внедрения примирения сторон в качестве основания прекращения производства по делу об административном правонарушении. В статье приводится сравнительный анализ оснований прекращения производства по уголовному делу и по делу об административном правонарушении с однородными объектами, по результатам которого автор приходит к заключению о различном объеме прав, предоставленных законодателем лицам, привлекаемым к уголовной и административной ответственности. Основываясь на изученной юридической литературе по заданной теме, автор статьи делает вывод об очевидной необходимости реформирования административно-деликтного законодательства путем имплементации примирения сторон в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в административно-деликтный процесс, что позволит обеспечить справедливый баланс объема прав лиц, привлекаемых к административной и уголовной ответственности, а также публичных интересов и прав, свобод и законных интересов личности.
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Статья посвящена исследованию проблемы внедрения примирения сторон в качестве основания прекращения производства по делу об административном правонарушении. В статье приводится сравнительный анализ оснований прекращения производства по уголовному делу и по делу об административном правонарушении с однородными объектами, по результатам которого автор приходит к заключению о различном объеме прав, предоставленных законодателем лицам, привлекаемым к уголовной и административной ответственности. Основываясь на изученной юридической литературе по заданной теме, автор статьи делает вывод об очевидной необходимости реформирования административно-деликтного законодательства путем имплементации примирения сторон в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в административно-деликтный процесс, что позволит обеспечить справедливый баланс объема прав лиц, привлекаемых к административной и уголовной ответственности, а также публичных интересов и прав, свобод и законных интересов личности.
Статья: Сущность принципа гласности в производстве по делам об административных правонарушениях и его элементы
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Ключевые слова: принципы, система принципов, понятие принципов, принцип гласности, процессуальные принципы, гарантии реализации принципов, административный процесс, производство по делам об административных правонарушениях, административная ответственность, административное правонарушение, законодательство об административных правонарушениях.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Ключевые слова: принципы, система принципов, понятие принципов, принцип гласности, процессуальные принципы, гарантии реализации принципов, административный процесс, производство по делам об административных правонарушениях, административная ответственность, административное правонарушение, законодательство об административных правонарушениях.
Статья: Полномочия мирового судьи по оценке и исследованию доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Трунова Е.В.)
("Мировой судья", 2022, N 12)Доказывание для мирового судьи в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении представляет практическую деятельность, основанную на нормах, регламентированных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ). В качестве цели оценки доказательств для мирового судьи в данном производстве выступает установление фактических данных, основываясь на которых судья "устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела" (ст. 26.2 КоАП РФ). Утверждая это правило, известный ученый М.К. Треушников справедливо исключает для судьи произвольное руководство личным желанием или мнением <2>. Ряд исследователей в своих научных работах определяют доказывание как деятельность, "направленную на получение, накопление, переработку и использование информации, имеющей значение для дела" <3>.
(Трунова Е.В.)
("Мировой судья", 2022, N 12)Доказывание для мирового судьи в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении представляет практическую деятельность, основанную на нормах, регламентированных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ). В качестве цели оценки доказательств для мирового судьи в данном производстве выступает установление фактических данных, основываясь на которых судья "устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела" (ст. 26.2 КоАП РФ). Утверждая это правило, известный ученый М.К. Треушников справедливо исключает для судьи произвольное руководство личным желанием или мнением <2>. Ряд исследователей в своих научных работах определяют доказывание как деятельность, "направленную на получение, накопление, переработку и использование информации, имеющей значение для дела" <3>.
Статья: Возмещение имущественного ущерба и компенсации морального вреда по делам об административных правонарушениях
(Магомедова З.И., Бутюгов Г.П.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Если суд в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливает факт причинения виновным имущественного ущерба, но виновник либо не признает свою вину, либо признает, но оспаривает размер ущерба, суд должен вынести постановление о наложении административного наказания. Вопрос о том, был ли материальный ущерб причинен виновным, в резолютивной части постановления не обязан быть мотивирован или установлен в соответствии с анализом ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ, что представляет собой право судьи.
(Магомедова З.И., Бутюгов Г.П.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Если суд в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливает факт причинения виновным имущественного ущерба, но виновник либо не признает свою вину, либо признает, но оспаривает размер ущерба, суд должен вынести постановление о наложении административного наказания. Вопрос о том, был ли материальный ущерб причинен виновным, в резолютивной части постановления не обязан быть мотивирован или установлен в соответствии с анализом ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ, что представляет собой право судьи.
Статья: Применение прокурором механизма судебной защиты прав уволенных лиц
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)Маматов М.В., кандидат юридических наук, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации.
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)Маматов М.В., кандидат юридических наук, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Маматов Максим Владимирович, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Маматов Максим Владимирович, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
Статья: Средства доказывания в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве: сравнительно-правовой анализ в контексте прокурорской практики
(Маматов М.М., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 4)Маматов Максим Владимирович, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
(Маматов М.М., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 4)Маматов Максим Владимирович, заведующий отделом научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
Статья: Доказывание, осуществляемое прокурором в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве
(Маслов И.А., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 10)Маслов Игорь Александрович, старший научный сотрудник отдела научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ.
(Маслов И.А., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 10)Маслов Игорь Александрович, старший научный сотрудник отдела научного обеспечения участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях НИИ Университета прокуратуры РФ.
Статья: Представительство в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве: сравнительный анализ
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Оба названных производства являются частью единого административного процесса <4>, о чем свидетельствует ряд признаков, характеризующих административно-процессуальную деятельность в целом. Во-первых, они носят публично-правовой характер, поскольку для возникновения административно-правовых отношений не является обязательным волеизъявление субъектов данных правоотношений. Во-вторых, в рамках названных производств отсутствует равенство субъектов административно-процессуальной деятельности, так как с одной стороны всегда выступает субъект, наделенный властными полномочиями. В-третьих, в процессе разбирательства дел об административных правонарушениях и иных споров, вытекающих из административно-правовых отношений, к гражданам и организациям могут быть применены меры государственного принуждения.
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Оба названных производства являются частью единого административного процесса <4>, о чем свидетельствует ряд признаков, характеризующих административно-процессуальную деятельность в целом. Во-первых, они носят публично-правовой характер, поскольку для возникновения административно-правовых отношений не является обязательным волеизъявление субъектов данных правоотношений. Во-вторых, в рамках названных производств отсутствует равенство субъектов административно-процессуальной деятельности, так как с одной стороны всегда выступает субъект, наделенный властными полномочиями. В-третьих, в процессе разбирательства дел об административных правонарушениях и иных споров, вытекающих из административно-правовых отношений, к гражданам и организациям могут быть применены меры государственного принуждения.