Процент износа дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Процент износа дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.11.2024 N 33-2664/2024 (УИД 07RS0007-01-2022-000443-66)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя-1: 1) О включении жилого дома в состав наследственного имущества; 2) О признании недействительным и прекращении права собственности; 3) О разделе земельного участка.
Требования правообладателя-2: 4) О разделе земельного участка.
Обстоятельства: Раздел спорного земельного участка произведен с учетом выводов судебной строительно-технической и оценочной экспертизы, расположения строений и конфигурации земельного участка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.Также, по мнению апеллянта, суд первой инстанции необоснованно принял во внимание в качестве доказательства заключение судебной экспертизы АНО "Независимая судебная экспертиза", которой определена рыночная стоимость объекта недвижимости домовладения литер "А", 1976 года постройки в размере - 1 240000 рублей, поскольку данная стоимость является завышенной и определена экспертами без учета года постройки дома, ветхости и процента износа дома. Кроме того, данное экспертное заключение, опровергается оценкой стоимости данного жилого дома литер "А", произведенной ООО "Оценка консалтинг аудит", согласно которой оценило домовладение в размере 584 000 рублей, однако данное заключение судом не было принято во внимание.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя-1: 1) О включении жилого дома в состав наследственного имущества; 2) О признании недействительным и прекращении права собственности; 3) О разделе земельного участка.
Требования правообладателя-2: 4) О разделе земельного участка.
Обстоятельства: Раздел спорного земельного участка произведен с учетом выводов судебной строительно-технической и оценочной экспертизы, расположения строений и конфигурации земельного участка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.Также, по мнению апеллянта, суд первой инстанции необоснованно принял во внимание в качестве доказательства заключение судебной экспертизы АНО "Независимая судебная экспертиза", которой определена рыночная стоимость объекта недвижимости домовладения литер "А", 1976 года постройки в размере - 1 240000 рублей, поскольку данная стоимость является завышенной и определена экспертами без учета года постройки дома, ветхости и процента износа дома. Кроме того, данное экспертное заключение, опровергается оценкой стоимости данного жилого дома литер "А", произведенной ООО "Оценка консалтинг аудит", согласно которой оценило домовладение в размере 584 000 рублей, однако данное заключение судом не было принято во внимание.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2024 N 17АП-9198/2024-АК по делу N А50-9240/2024
Требование: О признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа о включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Встречное требование: О расторжении муниципального контракта.
Решение: Требование удовлетворено.В рассматриваемом случае, при исполнении контракта для целей подтверждения процента износа многоквартирного дома предприниматель представил справку ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 20.12.2021, согласно которой процент износа многоквартирного дома по ул. Маршала Рыбалко, д. 117 составляет 28% по состоянию на 16.12.2021 (л.д. 17).
Требование: О признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа о включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Встречное требование: О расторжении муниципального контракта.
Решение: Требование удовлетворено.В рассматриваемом случае, при исполнении контракта для целей подтверждения процента износа многоквартирного дома предприниматель представил справку ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 20.12.2021, согласно которой процент износа многоквартирного дома по ул. Маршала Рыбалко, д. 117 составляет 28% по состоянию на 16.12.2021 (л.д. 17).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Может ли региональный оператор возместить сумму произведенного капремонта, превышающую размер фонда, в случае признания дома аварийным?
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 10)С учетом названных обстоятельств суд принял во внимание, что до и после включения спорных домов в региональную программу информация о состоянии домов (общий процент износа и процент износа конструктивных элементов и инженерных систем) была известна истцу.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 10)С учетом названных обстоятельств суд принял во внимание, что до и после включения спорных домов в региональную программу информация о состоянии домов (общий процент износа и процент износа конструктивных элементов и инженерных систем) была известна истцу.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме: опыт России и Казахстана
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)В программе отмечается об имеющихся больших трудностях проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств собственников, поскольку многие дома имеют значительный износ. Это подтверждают статистические данные. Так, общая площадь многоквартирных домов в Коми составляет 18,278 млн кв. метров и насчитывает 21,5 тыс. жилых домов, из которых 46% построены в период с 1946 по 1970 г., 36% - в период с 1971 по 1995 г. С износом от 31 до 70% в республике эксплуатируются 12,127 тыс. жилых домов (по сравнению с 2010 г. число домов увеличилось на 227 домов), с износом свыше 70% - 1 214 домов. Доля отремонтированных домов составляет всего 8% <10>.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)В программе отмечается об имеющихся больших трудностях проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств собственников, поскольку многие дома имеют значительный износ. Это подтверждают статистические данные. Так, общая площадь многоквартирных домов в Коми составляет 18,278 млн кв. метров и насчитывает 21,5 тыс. жилых домов, из которых 46% построены в период с 1946 по 1970 г., 36% - в период с 1971 по 1995 г. С износом от 31 до 70% в республике эксплуатируются 12,127 тыс. жилых домов (по сравнению с 2010 г. число домов увеличилось на 227 домов), с износом свыше 70% - 1 214 домов. Доля отремонтированных домов составляет всего 8% <10>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия совокупности указанных в ст. 1064 ГК РФ условий для возложения гражданско-правовой ответственности за причиненный истцам вред на муниципальное предприятие, поскольку, фактически приняв дом на обслуживание 19 декабря 2015 г., ответчик по состоянию на 23 марта 2016 г. не мог предотвратить затопление квартиры истцов. При этом суд апелляционной инстанции в судебном заседании 1 марта 2017 г. принял дополнительные (новые) доказательства, представленные ответчиком, мотивируя это тем, что в суде первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания. Сославшись на акт экспертного исследования конструкции кровли жилого дома от 15 ноября 2016 г., суд второй инстанции указал, что работы по ремонту кровли жилого дома, конструктивные элементы которого имеют 70% износа, относятся к капитальному ремонту здания, а собственники указанного жилого дома такое решение не принимали.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия совокупности указанных в ст. 1064 ГК РФ условий для возложения гражданско-правовой ответственности за причиненный истцам вред на муниципальное предприятие, поскольку, фактически приняв дом на обслуживание 19 декабря 2015 г., ответчик по состоянию на 23 марта 2016 г. не мог предотвратить затопление квартиры истцов. При этом суд апелляционной инстанции в судебном заседании 1 марта 2017 г. принял дополнительные (новые) доказательства, представленные ответчиком, мотивируя это тем, что в суде первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания. Сославшись на акт экспертного исследования конструкции кровли жилого дома от 15 ноября 2016 г., суд второй инстанции указал, что работы по ремонту кровли жилого дома, конструктивные элементы которого имеют 70% износа, относятся к капитальному ремонту здания, а собственники указанного жилого дома такое решение не принимали.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, на объекты, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, включенные в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, работы по капитальному ремонту общего имущества в которых на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации включают в себя работы по замене и (или) восстановлению инженерных сетей многоквартирного дома, услуги и (или) работы по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и которые должны быть реализованы в соответствии с указанными программами в течение трех лет, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с данной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, на объекты, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, включенные в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, работы по капитальному ремонту общего имущества в которых на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации включают в себя работы по замене и (или) восстановлению инженерных сетей многоквартирного дома, услуги и (или) работы по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и которые должны быть реализованы в соответствии с указанными программами в течение трех лет, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с данной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Статья: Развитие градостроительного законодательства России в части регулирования договорных отношений
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)- многоквартирные дома до 5 этажей, общая степень износа которых от 70 процентов включительно и выше.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)- многоквартирные дома до 5 этажей, общая степень износа которых от 70 процентов включительно и выше.
Статья: Дистанционное собрание собственников помещений многоквартирного дома: правовое регулирование гражданским и жилищным законодательством
(Камышанова А.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)При этом многие многоквартирные жилые дома находятся в состоянии, требующем пристального внимания в силу их большого возраста и высокой степени износа. Так, согласно официальному изданию Федеральной службы государственной статистики "Жилищное хозяйство в России" 2018 г., 89% жилья в России находится в собственности граждан и из 3 780 000 кв. м всего жилищного фонда (по состоянию на 2018 г.) износ свыше 70% наблюдается у 101 065 многоквартирных жилых домов, общее количество эксплуатируемых многоквартирных жилых домов, построенных до 1995 г., составляет 2 440 441 дом <2>. В этих условиях особенно важно правильно управлять многоквартирным жилым домом.
(Камышанова А.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)При этом многие многоквартирные жилые дома находятся в состоянии, требующем пристального внимания в силу их большого возраста и высокой степени износа. Так, согласно официальному изданию Федеральной службы государственной статистики "Жилищное хозяйство в России" 2018 г., 89% жилья в России находится в собственности граждан и из 3 780 000 кв. м всего жилищного фонда (по состоянию на 2018 г.) износ свыше 70% наблюдается у 101 065 многоквартирных жилых домов, общее количество эксплуатируемых многоквартирных жилых домов, построенных до 1995 г., составляет 2 440 441 дом <2>. В этих условиях особенно важно правильно управлять многоквартирным жилым домом.
Статья: Жилищные гарантии при реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Физическое ветшание и моральное устаревание застройки, деградация и неэффективное использование отдельных территорий - проблемы, которые характерны для всех городов в мире. Для жилой застройки российских городов эти проблемы являются весьма актуальными в силу наличия значительного объема жилищного фонда с высоким уровнем износа (4% многоквартирного жилищного фонда, или 100 млн кв. м, имеют износ более 65% <1>), в том числе аварийного жилищного фонда (22 млн кв. м) <2> и неблагоустроенного жилищного фонда (19% жилищного фонда городских поселений не имеют всех видов благоустройства, в том числе 12% многоквартирных домов <3>).
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Физическое ветшание и моральное устаревание застройки, деградация и неэффективное использование отдельных территорий - проблемы, которые характерны для всех городов в мире. Для жилой застройки российских городов эти проблемы являются весьма актуальными в силу наличия значительного объема жилищного фонда с высоким уровнем износа (4% многоквартирного жилищного фонда, или 100 млн кв. м, имеют износ более 65% <1>), в том числе аварийного жилищного фонда (22 млн кв. м) <2> и неблагоустроенного жилищного фонда (19% жилищного фонда городских поселений не имеют всех видов благоустройства, в том числе 12% многоквартирных домов <3>).
Статья: Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу: правовые последствия для собственников жилых помещений
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)По данным Всероссийской переписи населения 2020 г., около 69% населения России проживает в многоквартирных домах (далее - МКД) в отдельных или коммунальных квартирах <1>. Причем степень износа 202 205 МКД (а по сведениям ГИС ЖКХ в России всего около 1 млн МКД <2>) составляет от 66% и выше (по данным на 2021 г.) <3>. Таким образом, каждый пятый МКД в России характеризуется высокой степенью износа и угрозой быть признанным аварийным, а лица, проживающие в нем, рискуют столкнуться с правовыми последствиями такого решения.
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)По данным Всероссийской переписи населения 2020 г., около 69% населения России проживает в многоквартирных домах (далее - МКД) в отдельных или коммунальных квартирах <1>. Причем степень износа 202 205 МКД (а по сведениям ГИС ЖКХ в России всего около 1 млн МКД <2>) составляет от 66% и выше (по данным на 2021 г.) <3>. Таким образом, каждый пятый МКД в России характеризуется высокой степенью износа и угрозой быть признанным аварийным, а лица, проживающие в нем, рискуют столкнуться с правовыми последствиями такого решения.
Статья: Практическая реализация жилищных прав инвалидов
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2021, N 9)В частности, по иску прокурора в защиту прав несовершеннолетней к Министерству Саратовской области вынесено решение Кировским районным судом г. Саратова по делу N 2-1446/2020. В данном случае мать с ребенком-инвалидом проживала совместно с другой семьей из трех человек в однокомнатной квартире площадью 20,4 кв. м. Мать и ребенок-инвалид имели по 1/4 доли в праве общей долевой собственности в комнате площадью 25 кв. м в коммунальной квартире. Согласно заключению межведомственной комиссии указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, физический износ составлял 94%. Суд, взяв за основу имеющиеся в собственности женщины квадраты, рассчитал, что на ребенка и мать приходится по 6 кв. м, что меньше минимальной площади, установленной в Саратовской области.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2021, N 9)В частности, по иску прокурора в защиту прав несовершеннолетней к Министерству Саратовской области вынесено решение Кировским районным судом г. Саратова по делу N 2-1446/2020. В данном случае мать с ребенком-инвалидом проживала совместно с другой семьей из трех человек в однокомнатной квартире площадью 20,4 кв. м. Мать и ребенок-инвалид имели по 1/4 доли в праве общей долевой собственности в комнате площадью 25 кв. м в коммунальной квартире. Согласно заключению межведомственной комиссии указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, физический износ составлял 94%. Суд, взяв за основу имеющиеся в собственности женщины квадраты, рассчитал, что на ребенка и мать приходится по 6 кв. м, что меньше минимальной площади, установленной в Саратовской области.
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования недвижимости в связи с развитием жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)Последнее, как представляется, особенно актуально в связи не только с увеличивающейся нагрузкой, но и со значительным износом инфраструктурных объектов ЖКХ, что отразилось в многочисленных обращениях и жалобах граждан по этому поводу. Например, уже в текущем, 2023 г. в СМИ появилась информация о проблемах ЖКХ, зафиксировано даже обледенение подъездов жилых домов в городе Печора (Республика Коми), причем жильцы "каждый день обращаются с жалобами в обслуживающую компанию ООО "Кристалл", которая должна устранять аварии в печорских многоэтажках, однако те не могут решить проблему уже больше недели" <15>. И такое не только в Коми, но и в Химках <16> (Подмосковье), других городах. Серьезные проблемы с отоплением были в последнее время в Электростали (Московская область), Волгограде <17> (Волгоградская область), да и не только там, к сожалению. Но вот что особенно настораживает, так это частое нежелание адекватно и оперативно реагировать на обоснованные жалобы россиян. В той же Печоре (Республика Коми) корреспондент "Известий" предложил главе администрации города В. Серову проинспектировать несколько домов, где замерзают люди, однако тот отказался отвечать на вопросы журналиста, обвинив самих жителей Печоры в том, что трубы полопались <18>; проблема управления у нас крайне острая, потому и в столь тяжелом положении находится отечественное ЖКХ. Общий износ сетей составляет, по официальным данным, более 40%, по экспертным оценкам - еще выше. Поэтому в 2022 г. заговорили на самом высоком уровне о запуске масштабного обновления сетей, другой инфраструктуры в рамках комплексной программы модернизации ЖКХ страны на основе привлечения и консолидации серьезных инвестиций, начало реализации которой намечено на 2023 г. <19> На уже упоминавшемся июньском (2022 г.) заседании Правительства РФ Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ И.Э. Файзуллин озвучил масштабы аварийности жилья - в среднем по стране признается аварийным до 2 млн кв. м жилья, что неудивительно с учетом того, что из общей площади всех многоквартирных домов в 2,4 млрд кв. м порядка 7 - 8% от этого объема имеют износ свыше 65% <20>. Он же отметил на XXIV Ясинской международной научной конференции в апреле 2023 г. весьма тревожную тенденцию: более чем в 600 российских городах из 1 117 практически не ведется жилищное строительство, а необновляемые города просто могут быть страной потеряны <21>.
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)Последнее, как представляется, особенно актуально в связи не только с увеличивающейся нагрузкой, но и со значительным износом инфраструктурных объектов ЖКХ, что отразилось в многочисленных обращениях и жалобах граждан по этому поводу. Например, уже в текущем, 2023 г. в СМИ появилась информация о проблемах ЖКХ, зафиксировано даже обледенение подъездов жилых домов в городе Печора (Республика Коми), причем жильцы "каждый день обращаются с жалобами в обслуживающую компанию ООО "Кристалл", которая должна устранять аварии в печорских многоэтажках, однако те не могут решить проблему уже больше недели" <15>. И такое не только в Коми, но и в Химках <16> (Подмосковье), других городах. Серьезные проблемы с отоплением были в последнее время в Электростали (Московская область), Волгограде <17> (Волгоградская область), да и не только там, к сожалению. Но вот что особенно настораживает, так это частое нежелание адекватно и оперативно реагировать на обоснованные жалобы россиян. В той же Печоре (Республика Коми) корреспондент "Известий" предложил главе администрации города В. Серову проинспектировать несколько домов, где замерзают люди, однако тот отказался отвечать на вопросы журналиста, обвинив самих жителей Печоры в том, что трубы полопались <18>; проблема управления у нас крайне острая, потому и в столь тяжелом положении находится отечественное ЖКХ. Общий износ сетей составляет, по официальным данным, более 40%, по экспертным оценкам - еще выше. Поэтому в 2022 г. заговорили на самом высоком уровне о запуске масштабного обновления сетей, другой инфраструктуры в рамках комплексной программы модернизации ЖКХ страны на основе привлечения и консолидации серьезных инвестиций, начало реализации которой намечено на 2023 г. <19> На уже упоминавшемся июньском (2022 г.) заседании Правительства РФ Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ И.Э. Файзуллин озвучил масштабы аварийности жилья - в среднем по стране признается аварийным до 2 млн кв. м жилья, что неудивительно с учетом того, что из общей площади всех многоквартирных домов в 2,4 млрд кв. м порядка 7 - 8% от этого объема имеют износ свыше 65% <20>. Он же отметил на XXIV Ясинской международной научной конференции в апреле 2023 г. весьма тревожную тенденцию: более чем в 600 российских городах из 1 117 практически не ведется жилищное строительство, а необновляемые города просто могут быть страной потеряны <21>.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- в МКД, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70%, но при условии, что эти дома не включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в связи с принятием решения об их сносе или реконструкции. Соответственно, если обозначенные дома попали в региональную программу, они должны быть оснащены приборами учета.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- в МКД, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70%, но при условии, что эти дома не включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в связи с принятием решения об их сносе или реконструкции. Соответственно, если обозначенные дома попали в региональную программу, они должны быть оснащены приборами учета.
Статья: Определение размера компенсации за непроведенный капитальный ремонт многоквартирного дома при расчете выкупной цены жилого помещения
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом деле суд признал обоснованным отклонение судами первой и апелляционной инстанций доводов муниципалитета о неправомерности включения в состав выкупной цены суммы компенсации за капремонт МКД по мотивам недоказанности нуждаемости в капитальном ремонте жилого дома в целом и входящих в него жилых помещений в период поступления жилого дома в муниципальную собственность и до даты приватизации в нем первой квартиры. Неисполнение муниципалитетом как бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, нуждающегося в его проведении, как это следует из технической документации на дом и заключения судебной экспертизы, отражающих процент его износа равным 42 процентам, из показаний допрошенного в судебном заседании эксперта, указавшей на необходимость оценки состояния жилого дома как неудовлетворительного и нуждающегося в капитальном ремонте при фактическом износе в градации шкалы от 41 до 60 процентов, а также не содержащих сведения о проведении когда-либо капитального ремонта дома, привело к снижению уровня надежности здания, в связи с чем служит основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении компенсации за капремонт МКД в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ <6>.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом деле суд признал обоснованным отклонение судами первой и апелляционной инстанций доводов муниципалитета о неправомерности включения в состав выкупной цены суммы компенсации за капремонт МКД по мотивам недоказанности нуждаемости в капитальном ремонте жилого дома в целом и входящих в него жилых помещений в период поступления жилого дома в муниципальную собственность и до даты приватизации в нем первой квартиры. Неисполнение муниципалитетом как бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, нуждающегося в его проведении, как это следует из технической документации на дом и заключения судебной экспертизы, отражающих процент его износа равным 42 процентам, из показаний допрошенного в судебном заседании эксперта, указавшей на необходимость оценки состояния жилого дома как неудовлетворительного и нуждающегося в капитальном ремонте при фактическом износе в градации шкалы от 41 до 60 процентов, а также не содержащих сведения о проведении когда-либо капитального ремонта дома, привело к снижению уровня надежности здания, в связи с чем служит основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении компенсации за капремонт МКД в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ <6>.