Процедура вынесения решения по камеральной налоговой проверке
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура вынесения решения по камеральной налоговой проверке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2023 по делу N А60-9199/2023
Требование: О признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вместе с тем, сроки для принятия налоговым органом итогового решения по проверке не являются пресекательными, и нарушение сроков вынесения решения по результатам проверки не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным и не свидетельствует о проведении нескольких камеральных проверок в отношении одной декларации.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вместе с тем, сроки для принятия налоговым органом итогового решения по проверке не являются пресекательными, и нарушение сроков вынесения решения по результатам проверки не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным и не свидетельствует о проведении нескольких камеральных проверок в отношении одной декларации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общий порядок проведения камеральной проверки по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)5.1. Порядок вынесения решения по камеральной проверке
(КонсультантПлюс, 2025)5.1. Порядок вынесения решения по камеральной проверке
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 19.03.2024 N 03-07-11/24377 <О применении заявительного порядка возмещения НДС за периоды 2023 - 2025 гг. без представления в налоговые органы банковской гарантии или договора поручительства>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Компании и ИП имеют право возмещать НДС в заявительном порядке, то есть авансом, но при соблюдении определенных условий. Зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, можно до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговой инспекцией. Процедуру ускоренного возмещения НДС регулирует ст. 176.1 НК РФ. Так, чтобы воспользоваться ускоренным порядком возмещения НДС, не позднее 5 дней с момента представления декларации, организация или ИП должны подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление и банковскую гарантию. Право возместить налог в заявительном порядке есть у организаций, которые за 3 календарных года, предшествовавшие подаче заявления на применение такого порядка, уплатили в бюджет не менее 2 миллиардов рублей налогов. При этом с момента создания юридического лица до дня подачи декларации с заявленным возмещением НДС должно пройти не менее 3 лет. Срок действия банковской гарантии в таком случае должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению. Если же в качестве гарантии подаете договор поручительства, то имейте в виду, что нужно соблюдать все требования п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Компании и ИП имеют право возмещать НДС в заявительном порядке, то есть авансом, но при соблюдении определенных условий. Зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, можно до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговой инспекцией. Процедуру ускоренного возмещения НДС регулирует ст. 176.1 НК РФ. Так, чтобы воспользоваться ускоренным порядком возмещения НДС, не позднее 5 дней с момента представления декларации, организация или ИП должны подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление и банковскую гарантию. Право возместить налог в заявительном порядке есть у организаций, которые за 3 календарных года, предшествовавшие подаче заявления на применение такого порядка, уплатили в бюджет не менее 2 миллиардов рублей налогов. При этом с момента создания юридического лица до дня подачи декларации с заявленным возмещением НДС должно пройти не менее 3 лет. Срок действия банковской гарантии в таком случае должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению. Если же в качестве гарантии подаете договор поручительства, то имейте в виду, что нужно соблюдать все требования п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
Статья: О сроках проведения камеральных проверок
(Плошкина Л.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В заключение отметим, что нарушение налоговым органом сроков проведения камеральной налоговой проверки, установленных НК РФ, не является существенным нарушением процедуры проверки. В связи с этим решение налогового органа, вынесенное по результатам такой проверки, отмене не подлежит. Соответствующие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400 <4> (абз. 3 п. 3). ФНС также неизменно занимает аналогичную позицию по данному вопросу (см., например, Письма от 25.01.2021 N СД-4-2/778@ <5>, от 06.03.2018 N ЕД-4-2/4335@ <6> (п. 3)).
(Плошкина Л.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В заключение отметим, что нарушение налоговым органом сроков проведения камеральной налоговой проверки, установленных НК РФ, не является существенным нарушением процедуры проверки. В связи с этим решение налогового органа, вынесенное по результатам такой проверки, отмене не подлежит. Соответствующие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400 <4> (абз. 3 п. 3). ФНС также неизменно занимает аналогичную позицию по данному вопросу (см., например, Письма от 25.01.2021 N СД-4-2/778@ <5>, от 06.03.2018 N ЕД-4-2/4335@ <6> (п. 3)).
Статья: Наследование имущества и имущественный налоговый вычет при приобретении недвижимого имущества: проблемы законодательства и судебной практики
(Ногина О.А.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 10)Следовательно, строго говоря, размер излишне уплаченного налога, который мог бы быть включен в наследственную массу при наличии законодательных предписаний НК РФ и разделен между наследниками и кредиторами, должен был быть определен на основании вступившего в силу решения налогового органа по итогам камеральной проверки налоговой декларации и представленных документов при условии, что решение налогового органа должно вступить в силу по правилам статьи 101 НК РФ.
(Ногина О.А.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 10)Следовательно, строго говоря, размер излишне уплаченного налога, который мог бы быть включен в наследственную массу при наличии законодательных предписаний НК РФ и разделен между наследниками и кредиторами, должен был быть определен на основании вступившего в силу решения налогового органа по итогам камеральной проверки налоговой декларации и представленных документов при условии, что решение налогового органа должно вступить в силу по правилам статьи 101 НК РФ.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)"При исследовании материалов дела судами установлено, что процедура и последствия составления налоговым органом мотивированного мнения не тождественны процедуре и правовым последствиям вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной (камеральной) налоговой проверки. Позиция налогового органа, изложенная в мотивированном мнении, предполагает принятие мер налогоплательщиком по обеспечению соблюдения налогового законодательства, соответственно, позволяет снизить риски нарушения налогового законодательства и, как следствие, риски наступления негативных последствий, в том числе избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)"При исследовании материалов дела судами установлено, что процедура и последствия составления налоговым органом мотивированного мнения не тождественны процедуре и правовым последствиям вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной (камеральной) налоговой проверки. Позиция налогового органа, изложенная в мотивированном мнении, предполагает принятие мер налогоплательщиком по обеспечению соблюдения налогового законодательства, соответственно, позволяет снизить риски нарушения налогового законодательства и, как следствие, риски наступления негативных последствий, в том числе избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам<6> Приведенное Постановление касается решения налогового органа, которое вынесено по результатам камеральной проверки. Однако процедура и сроки подачи возражений и вынесения решения по результатам налоговых проверок одинаковы (ст. ст. 100, 101 НК РФ). Поэтому выводы суда в полной мере можно применить и к выездным проверкам.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 14.08.2025 N А65-31830/2024 <Суд отменил решение ФНС из-за внесенных исправлений>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Представители первой и апелляционной судебных инстанций требования фирмы удовлетворили. Арбитры исходили из отсутствия доказательств согласованности действий, аффилированности общества и продавцов транспортных средств. Они выставили счета-фактуры, а покупатель как добросовестный участник гражданских правоотношений оплатил товар. Кроме того, по мнению судей, ревизоры нарушили существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Представители первой и апелляционной судебных инстанций требования фирмы удовлетворили. Арбитры исходили из отсутствия доказательств согласованности действий, аффилированности общества и продавцов транспортных средств. Они выставили счета-фактуры, а покупатель как добросовестный участник гражданских правоотношений оплатил товар. Кроме того, по мнению судей, ревизоры нарушили существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.
Готовое решение: Как ИП заполнить и сдать декларацию по форме 3-НДФЛ до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Если камеральная проверка длилась дольше трех месяцев, то сам по себе этот факт, скорее всего, не повлияет на отмену решения, вынесенного по итогам камеральной проверки. Дело в том, что безусловным основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, может быть нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. При этом к таким существенным условиям относится, например, обеспечение возможности налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения. Нарушение срока проведения камеральной проверки в нормах Налогового кодекса РФ в качестве основания для отмены решения не обозначено (п. 14 ст. 101 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2024)Если камеральная проверка длилась дольше трех месяцев, то сам по себе этот факт, скорее всего, не повлияет на отмену решения, вынесенного по итогам камеральной проверки. Дело в том, что безусловным основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, может быть нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. При этом к таким существенным условиям относится, например, обеспечение возможности налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения. Нарушение срока проведения камеральной проверки в нормах Налогового кодекса РФ в качестве основания для отмены решения не обозначено (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Статья: О влиянии цифровизации на институт налоговой ответственности организаций за неуплату транспортного и земельного налогов
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Налоговый контроль, производимый при отсутствии декларации, но на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о транспортных средствах, земельных участках, не назван законодателем камеральной проверкой. Это препятствует налоговым органам составить акт и вынести решение о привлечении субъекта - налогоплательщика-организацию к ответственности в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Налоговый контроль, производимый при отсутствии декларации, но на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о транспортных средствах, земельных участках, не назван законодателем камеральной проверкой. Это препятствует налоговым органам составить акт и вынести решение о привлечении субъекта - налогоплательщика-организацию к ответственности в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
Статья: Ускоренное возмещение НДС. Важное разъяснение Минфина
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 1)Заявительный, или, иначе говоря, упрощенный порядок возмещения НДС значит, что предприятие имеет возможность зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, до того, как завершится камеральная проверка и будет вынесено соответствующее решение инспекции. Процедура ускоренного возмещения НДС закреплена в ст. 176.1 Налогового кодекса.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 1)Заявительный, или, иначе говоря, упрощенный порядок возмещения НДС значит, что предприятие имеет возможность зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, до того, как завершится камеральная проверка и будет вынесено соответствующее решение инспекции. Процедура ускоренного возмещения НДС закреплена в ст. 176.1 Налогового кодекса.