Процедура принятия нормативного правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура принятия нормативного правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что цели публичных слушаний (исходя из положений статей 5.1, 28, 31 ГрК РФ) при проведении публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения были выполнены. Существенные нарушения при проведении публичных слушаний отсутствовали. Непродолжительный период проведения публичных слушаний не создал препятствий для реализации заинтересованными лицами права на ознакомление в предложенным проектом, выражения предложений по нему. Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюдена."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 28 "Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов" Градостроительного кодекса РФ"Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что цели публичных слушаний (исходя из положений статей 5.1, 28, 31 ГрК РФ) при проведении публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения были выполнены. Существенные нарушения при проведении публичных слушаний отсутствовали. Непродолжительный период проведения публичных слушаний не создал препятствий для реализации заинтересованными лицами права на ознакомление в предложенным проектом, выражения предложений по нему. Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюдена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Уставом муниципального образования должны определяться:
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. Уставом муниципального образования должны определяться:
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом особенностей содержания Генплана его оспаривание существенно ограничено. Доступная судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто Генплан оспаривается в связи с несоблюдением процедуры принятия нормативно-правового акта. В то же время при оспаривании Генплана по существу наиболее успешной является ссылка на нарушение принципа баланса интересов в сфере градостроительства (ст. 2 ГрК РФ) <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом особенностей содержания Генплана его оспаривание существенно ограничено. Доступная судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто Генплан оспаривается в связи с несоблюдением процедуры принятия нормативно-правового акта. В то же время при оспаривании Генплана по существу наиболее успешной является ссылка на нарушение принципа баланса интересов в сфере градостроительства (ст. 2 ГрК РФ) <1>.
Статья: Допустимо ли вторжение судов в сферу компетенции иных органов власти?
(Туманов Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Необходимость допущения судебного вмешательства в компетенцию других властей для решения общественно значимых вопросов, по нашему мнению, обусловлена также и тем, что судебный процесс обладает качествами, которых нет в процедурах принятия нормативных правовых актов, а также реализации полномочий органами исполнительной власти. Имеются в виду не только указанные выше независимость и беспристрастность судей при решении вопросов, что чрезвычайно важно при взвешивании интересов <24>, но также и то, что обсуждение этих вопросов за счет гласности судопроизводства будет привлекать внимание общественности и освещаться в прессе. Анализируемая в судебном процессе информация благодаря особым правилам ее получения и исследования в значительной мере очищается от искажения.
(Туманов Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Необходимость допущения судебного вмешательства в компетенцию других властей для решения общественно значимых вопросов, по нашему мнению, обусловлена также и тем, что судебный процесс обладает качествами, которых нет в процедурах принятия нормативных правовых актов, а также реализации полномочий органами исполнительной власти. Имеются в виду не только указанные выше независимость и беспристрастность судей при решении вопросов, что чрезвычайно важно при взвешивании интересов <24>, но также и то, что обсуждение этих вопросов за счет гласности судопроизводства будет привлекать внимание общественности и освещаться в прессе. Анализируемая в судебном процессе информация благодаря особым правилам ее получения и исследования в значительной мере очищается от искажения.
Статья: Административно-процессуальные правоотношения: сущность и характеристика
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Теоретическая позиция В.А. Лории об административном процессе несколько отличалась от взглядов В.Д. Сорокина, поскольку В.А. Лория полагал, что включение в сферу административного процесса всех организационных процедур, имеющих место в государственном управлении (например, процедура принятия нормативных правовых актов управления, формирования органов управления, проведения организационных мероприятий, технических операций), лишает административный процесс процессуального содержания, так как не связывается с понятием индивидуального дела, а также его целью является правоприменение, а не правотворчество [17, с. 20]. В определенной степени позицию В.А. Лории следует признать более взвешенной по причине того, что разрешение управленческого дела не всегда требует административно-процессуальной регламентации, поэтому необходимо согласиться с тем, что, например, отнесение производства по подготовке, принятию и изданию нормативных правовых актов к административному процессу является спорным. Действительно, данный вид административного производства сильно отличается от всех других административных производств и по целям, и по стадиям, и по видам решений, принимаемых в рамках указанного вида процессуальной деятельности. При этом, несомненно, он имеет процессуальный характер, но вместе с законотворческим процессом должен быть объединен в нормотворческом процессе, нежели быть включенным в систему административного процесса.
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Теоретическая позиция В.А. Лории об административном процессе несколько отличалась от взглядов В.Д. Сорокина, поскольку В.А. Лория полагал, что включение в сферу административного процесса всех организационных процедур, имеющих место в государственном управлении (например, процедура принятия нормативных правовых актов управления, формирования органов управления, проведения организационных мероприятий, технических операций), лишает административный процесс процессуального содержания, так как не связывается с понятием индивидуального дела, а также его целью является правоприменение, а не правотворчество [17, с. 20]. В определенной степени позицию В.А. Лории следует признать более взвешенной по причине того, что разрешение управленческого дела не всегда требует административно-процессуальной регламентации, поэтому необходимо согласиться с тем, что, например, отнесение производства по подготовке, принятию и изданию нормативных правовых актов к административному процессу является спорным. Действительно, данный вид административного производства сильно отличается от всех других административных производств и по целям, и по стадиям, и по видам решений, принимаемых в рамках указанного вида процессуальной деятельности. При этом, несомненно, он имеет процессуальный характер, но вместе с законотворческим процессом должен быть объединен в нормотворческом процессе, нежели быть включенным в систему административного процесса.
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)2) при оспаривании нормативного правового акта - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на их принятие <7>; формы и вида, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта <8>; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством) и вступления их в силу;
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)2) при оспаривании нормативного правового акта - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на их принятие <7>; формы и вида, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта <8>; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством) и вступления их в силу;
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу;
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу;
Статья: Государственное регулирование корпоративной сферы: актуальные вопросы
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)Изъятие части активов из оборота произошло уже после того, как начала развиваться практика выдачи разрешений. Указ N 520 был принят 5 августа 2022 года, он установил прямой запрет в отношении ряда сделок M&A на срок до 31 декабря 2023 года под страхом их ничтожности. Запрет распространяется на права участия и ценные бумаги стратегических предприятий и АО, их дочерних организаций, юридических лиц в топливно-энергетической сфере и смежных отраслях (производство оборудования, сервисное обслуживание, переработка сырья), недропользователей, а также ряда кредитных организаций согласно утверждаемому перечню. Исключение из запрета допустимо только по специальному решению Президента РФ (п. 5 Указа N 520). Важно отметить, что никаких критериев, определяющих то или иное решение Президента РФ, а также специальных процедур его принятия нормативные правовые акты не содержат. В этом существенное отличие Указа N 520 от сделок M&A по Указам N 81 и N 618 - в последнем случае установлены процедура и условия получения разрешения на сделку.
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)Изъятие части активов из оборота произошло уже после того, как начала развиваться практика выдачи разрешений. Указ N 520 был принят 5 августа 2022 года, он установил прямой запрет в отношении ряда сделок M&A на срок до 31 декабря 2023 года под страхом их ничтожности. Запрет распространяется на права участия и ценные бумаги стратегических предприятий и АО, их дочерних организаций, юридических лиц в топливно-энергетической сфере и смежных отраслях (производство оборудования, сервисное обслуживание, переработка сырья), недропользователей, а также ряда кредитных организаций согласно утверждаемому перечню. Исключение из запрета допустимо только по специальному решению Президента РФ (п. 5 Указа N 520). Важно отметить, что никаких критериев, определяющих то или иное решение Президента РФ, а также специальных процедур его принятия нормативные правовые акты не содержат. В этом существенное отличие Указа N 520 от сделок M&A по Указам N 81 и N 618 - в последнем случае установлены процедура и условия получения разрешения на сделку.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Проведенный анализ позволяет констатировать, что публичная природа решений, во исполнение которых создается компания, а также нормативный характер правовых актов, посредством которых такие решения реализуются, обусловливают специфику подготовительной стадии их создания, включающую следующие этапы: 1) предварительный, в рамках которого Президентом РФ даются соответствующие поручения, определяются задачи, утверждаются Правительством РФ государственные программы, исполнение и решение которых осуществляется впоследствии созданием публично-правовой компании; 2) организационный, при котором осуществляется оформление решений о создании компании посредством разработки и принятия в строго регламентированной процедуре нормативных правовых актов <313>, учреждающих конкретную компанию, утверждающих ее устав, определяющих правовой статус, назначающих генерального директора, членов высшего органа управления и т.п.; 3) нормативный, при котором указанные нормативные акты официально опубликовываются и вступают в законную силу также в регламентированном порядке <314>. При этом необходимо отметить, что организационный и нормативный этапы подготовительной стадии являются обязательными для создания всех компаний, а предварительный обусловливает создание только некоторых. В частности, он отсутствует при создании ППК "ВСК" и ППК "Единый заказчик".
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Проведенный анализ позволяет констатировать, что публичная природа решений, во исполнение которых создается компания, а также нормативный характер правовых актов, посредством которых такие решения реализуются, обусловливают специфику подготовительной стадии их создания, включающую следующие этапы: 1) предварительный, в рамках которого Президентом РФ даются соответствующие поручения, определяются задачи, утверждаются Правительством РФ государственные программы, исполнение и решение которых осуществляется впоследствии созданием публично-правовой компании; 2) организационный, при котором осуществляется оформление решений о создании компании посредством разработки и принятия в строго регламентированной процедуре нормативных правовых актов <313>, учреждающих конкретную компанию, утверждающих ее устав, определяющих правовой статус, назначающих генерального директора, членов высшего органа управления и т.п.; 3) нормативный, при котором указанные нормативные акты официально опубликовываются и вступают в законную силу также в регламентированном порядке <314>. При этом необходимо отметить, что организационный и нормативный этапы подготовительной стадии являются обязательными для создания всех компаний, а предварительный обусловливает создание только некоторых. В частности, он отсутствует при создании ППК "ВСК" и ППК "Единый заказчик".
Статья: Процессуальные формы судебного контроля за интерпретационными актами
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)В силу статьи 213 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа (должностного лица) на его издание; б) форму издания нормативного правового акта (и его вид); в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения в действие такого акта.
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)В силу статьи 213 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа (должностного лица) на его издание; б) форму издания нормативного правового акта (и его вид); в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения в действие такого акта.
Статья: Эффективность института антикоррупционной экспертизы: опыт Ульяновской области
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Как показывает практика, основными коррупциогенными факторами являются широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативных правовых актов за пределами компетенции, определение по формуле "вправе". Проводимый мониторинг коррупциогенных факторов в Ульяновской области демонстрирует устойчивую тенденцию повышения качества разрабатываемых нормативных правовых актов органами государственной власти региона и местного самоуправления.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Как показывает практика, основными коррупциогенными факторами являются широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур, принятие нормативных правовых актов за пределами компетенции, определение по формуле "вправе". Проводимый мониторинг коррупциогенных факторов в Ульяновской области демонстрирует устойчивую тенденцию повышения качества разрабатываемых нормативных правовых актов органами государственной власти региона и местного самоуправления.