Процедура изъятия земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура изъятия земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.1.10.1. Отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает его правообладателя права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества (позиция КС РФ, ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Непонятно, почему собственнику остается довольствоваться лишь возмещением убытков, ведь если процедура изъятия не была соблюдена, то сделка была совершена в нарушение требований закона. Такая сделка согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ должна быть признана ничтожной. Последствием ничтожности сделки, как известно, является реституция - возврат всего полученного по ней. То есть в данном случае собственник должен иметь право не просто на возмещение убытков, а на восстановление status quo путем возврата незаконно изъятого недвижимого имущества. Поэтому более правильным представляется старый подход ВС РФ, согласно которому "несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд... является основанием для отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного участка" <42>, а если изъятие уже было осуществлено, - основанием для признания изъятия недействительным. То есть в данном случае должен срабатывать режим абсолютной защиты.
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Непонятно, почему собственнику остается довольствоваться лишь возмещением убытков, ведь если процедура изъятия не была соблюдена, то сделка была совершена в нарушение требований закона. Такая сделка согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ должна быть признана ничтожной. Последствием ничтожности сделки, как известно, является реституция - возврат всего полученного по ней. То есть в данном случае собственник должен иметь право не просто на возмещение убытков, а на восстановление status quo путем возврата незаконно изъятого недвижимого имущества. Поэтому более правильным представляется старый подход ВС РФ, согласно которому "несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд... является основанием для отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного участка" <42>, а если изъятие уже было осуществлено, - основанием для признания изъятия недействительным. То есть в данном случае должен срабатывать режим абсолютной защиты.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Основаниями для изъятия земельных участков названные Федеральные законы определяют необходимость размещения особых объектов (олимпийских объектов, объектов, необходимых для проведения саммита (АТЭС), объектов инфраструктуры (FIFA) <14>, объектов федерального и регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве <15> и т.д.). Указанные Законы содержат ряд специальных норм, которые направлены на максимально возможное ускорение и упрощение процедуры изъятия земельных участков.
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Основаниями для изъятия земельных участков названные Федеральные законы определяют необходимость размещения особых объектов (олимпийских объектов, объектов, необходимых для проведения саммита (АТЭС), объектов инфраструктуры (FIFA) <14>, объектов федерального и регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве <15> и т.д.). Указанные Законы содержат ряд специальных норм, которые направлены на максимально возможное ускорение и упрощение процедуры изъятия земельных участков.
Статья: Предпосылки принудительного изъятия земель в связи с неиспользованием по целевому назначению
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Контекст-анализ нормативного материала показывает, что можно выделить четыре основания (условия) для начала процедуры принудительного отчуждения земельного участка по ст. 284 ГК РФ, а именно:
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Контекст-анализ нормативного материала показывает, что можно выделить четыре основания (условия) для начала процедуры принудительного отчуждения земельного участка по ст. 284 ГК РФ, а именно:
Статья: Правовые позиции судов по некоторым вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения (на примере Саратовской области)
(Аверьянова Н.Н.)
("Российский судья", 2025, N 2)"В 2023 г. в Саратовской области выявили 250 тысяч гектаров заброшенных сельскохозяйственных земель. Их не используют недобросовестные товаропроизводители", - об этом на пресс-конференции заявил руководитель Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям Алексей Частов <9>. Процедура изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения за нарушение требований в сфере использования и охраны земель в Саратовской области практически не осуществляется. Судебная практика по данной проблеме в Саратовской области не сформировалась. Проанализированы немногочисленные споры в других субъектах Российской Федерации, на основании которых можно вывести следующие правовые позиции судов при изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации:
(Аверьянова Н.Н.)
("Российский судья", 2025, N 2)"В 2023 г. в Саратовской области выявили 250 тысяч гектаров заброшенных сельскохозяйственных земель. Их не используют недобросовестные товаропроизводители", - об этом на пресс-конференции заявил руководитель Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям Алексей Частов <9>. Процедура изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения за нарушение требований в сфере использования и охраны земель в Саратовской области практически не осуществляется. Судебная практика по данной проблеме в Саратовской области не сформировалась. Проанализированы немногочисленные споры в других субъектах Российской Федерации, на основании которых можно вывести следующие правовые позиции судов при изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации:
Статья: Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Все началось с принятия Закона об Олимпийских играх [1]. Этим Законом весьма подробно была урегулирована процедура изъятия земельных участков для государственных нужд. В частности, в качестве оснований для принятия решения об изъятии были названы утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 16 ст. 15 <2>). Предусматривалась необходимость уведомления правообладателей о принятом решении об изъятии принадлежащих им земельных участков в семидневный срок и опубликования такого решения (части 18 и 19 ст. 15). Устанавливалось право администрации Краснодарского края без доверенности выступать заказчиком кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета изымаемых земельных участков (ч. 20.2 ст. 15).
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Все началось с принятия Закона об Олимпийских играх [1]. Этим Законом весьма подробно была урегулирована процедура изъятия земельных участков для государственных нужд. В частности, в качестве оснований для принятия решения об изъятии были названы утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 16 ст. 15 <2>). Предусматривалась необходимость уведомления правообладателей о принятом решении об изъятии принадлежащих им земельных участков в семидневный срок и опубликования такого решения (части 18 и 19 ст. 15). Устанавливалось право администрации Краснодарского края без доверенности выступать заказчиком кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета изымаемых земельных участков (ч. 20.2 ст. 15).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Иногда органы власти прибегают к экстраординарным решениям во имя достижения каких-то общеполезных целей и вторгаются в частные дела. Так, нередкими являются случаи, когда публичные образования в противоречии с жестко регламентированной процедурой изъятия земельных участков для публичных нужд прибегают к т. н. фактическому изъятию: например, размещают на земельном участке частного лица инфраструктурные объекты общественного назначения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Иногда органы власти прибегают к экстраординарным решениям во имя достижения каких-то общеполезных целей и вторгаются в частные дела. Так, нередкими являются случаи, когда публичные образования в противоречии с жестко регламентированной процедурой изъятия земельных участков для публичных нужд прибегают к т. н. фактическому изъятию: например, размещают на земельном участке частного лица инфраструктурные объекты общественного назначения.
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)<4> См.: Вербина О.Л. Спорные вопросы реализации процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Юрист. 2022. N 6. С. 50.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)<4> См.: Вербина О.Л. Спорные вопросы реализации процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Юрист. 2022. N 6. С. 50.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)В частности, была введена гл. VII.1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд", в которую включена ст. 56.4 "Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд". Указанная статья регламентирует процедуру изъятия земельного участка в пользу частного лица и за его счет посредством подачи ходатайства, которое направляется в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)В частности, была введена гл. VII.1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд", в которую включена ст. 56.4 "Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд". Указанная статья регламентирует процедуру изъятия земельного участка в пользу частного лица и за его счет посредством подачи ходатайства, которое направляется в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
Статья: Проблемы судебной защиты прав собственников земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)С процессуально-правовой точки зрения весьма примечательна позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой нарушение процедуры изъятия земельного участка не является основанием для отказа собственнику такого участка в возмещении причиненных его изъятием убытков. Судебная коллегия постановила, что "нарушение процедуры изъятия земельного участка не означает, что такого изъятия произведено не было, в связи с чем суду надлежало определить размер причиненных собственникам земельного участка убытков, поскольку об этом ставился вопрос в исковом заявлении" <10>. Судебная коллегия также указала, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, было ли произведено изъятие земельного участка у истцов, в связи с чем у них могло возникнуть право на возмещение убытков. Со своей стороны отмечу, что суды нижестоящих инстанций, как представляется, не исследовали вопрос об убытках собственника, потому что рассматривали дело в порядке искового производства и не имели полномочий выйти за пределы доводов или требований истцов. При рассмотрении этого дела в порядке административного судопроизводства суд был бы наделен необходимыми полномочиями.
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)С процессуально-правовой точки зрения весьма примечательна позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой нарушение процедуры изъятия земельного участка не является основанием для отказа собственнику такого участка в возмещении причиненных его изъятием убытков. Судебная коллегия постановила, что "нарушение процедуры изъятия земельного участка не означает, что такого изъятия произведено не было, в связи с чем суду надлежало определить размер причиненных собственникам земельного участка убытков, поскольку об этом ставился вопрос в исковом заявлении" <10>. Судебная коллегия также указала, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, было ли произведено изъятие земельного участка у истцов, в связи с чем у них могло возникнуть право на возмещение убытков. Со своей стороны отмечу, что суды нижестоящих инстанций, как представляется, не исследовали вопрос об убытках собственника, потому что рассматривали дело в порядке искового производства и не имели полномочий выйти за пределы доводов или требований истцов. При рассмотрении этого дела в порядке административного судопроизводства суд был бы наделен необходимыми полномочиями.