Признание результатов выБоров недействительными
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание результатов выБоров недействительными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 124 "Административное исковое заявление" КАС РФ"Таким образом, требования иска о признании конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенным с нарушением законодательства, о признании результатов конкурса недействительными, а вместе с ними и иные заявленные требования, направленные на восстановление права истца на выбор управляющей организации, не подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку такие требования рассматриваются и разрешается судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коллективные административные иски: научно-практический комментарий к ст. 42 Кодекса административного судопроизводства РФ
(Ярков В.В., Домшенко В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Р.О. Опалев на основе проведенного им анализа приводит множество конкретных требований, заявленных в форме группового иска в порядке административного судопроизводства, в том числе: об оспаривании нормативного правового акта, о признании результатов выборов недействительными, о признании незаконным бездействия депутатов представительного органа муниципального образования, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о признании помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в отношении ряда многоквартирных домов, о признании незаконным разрешения на строительство объекта недвижимости, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, о признании незаконным решения налогового органа о государственной регистрации организации, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении проекта межевания территории, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о внесении изменений в генеральный план муниципального образования, о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении осуществления дорожной деятельности, об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица ФССП России <22>.
(Ярков В.В., Домшенко В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Р.О. Опалев на основе проведенного им анализа приводит множество конкретных требований, заявленных в форме группового иска в порядке административного судопроизводства, в том числе: об оспаривании нормативного правового акта, о признании результатов выборов недействительными, о признании незаконным бездействия депутатов представительного органа муниципального образования, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о признании помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в отношении ряда многоквартирных домов, о признании незаконным разрешения на строительство объекта недвижимости, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, о признании незаконным решения налогового органа о государственной регистрации организации, о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении проекта межевания территории, о признании незаконным решения органа местного самоуправления о внесении изменений в генеральный план муниципального образования, о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в необеспечении осуществления дорожной деятельности, об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица ФССП России <22>.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- о признании результатов выборов недействительными;
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- о признании результатов выборов недействительными;
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. Если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. Если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
Статья: Конституционно-правовое принуждение как развивающийся институт современного конституционного права
(Кубрин Е.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Исследуя меры конституционно-правового принуждения в избирательном праве и процессе, А.Е. Штурнев подчеркивает, что избирательная система "немыслима" без становления и формирования института конституционно-правового принуждения; при отсутствии соответствующих принудительных мер избирательная система "отсутствует" и сводится к "исключительно процедурному оформлению процесса формирования" выборных органов. Имеющийся "арсенал мер конституционно-правового принуждения" в избирательном праве и процессе А.Е. Штурнев называет "привычным" (отказ в регистрации, отмена регистрации кандидатов, отмена решения о результатах выборов, их признание недействительными и др.) в том смысле, что закрепление данных мер в законодательстве является необратимым; имевшееся в прошлом избирательное законодательство (лишенное санкций и мер конституционно-правового принуждения) заслуживает, по мнению цитируемого автора, безусловной критики <12>.
(Кубрин Е.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Исследуя меры конституционно-правового принуждения в избирательном праве и процессе, А.Е. Штурнев подчеркивает, что избирательная система "немыслима" без становления и формирования института конституционно-правового принуждения; при отсутствии соответствующих принудительных мер избирательная система "отсутствует" и сводится к "исключительно процедурному оформлению процесса формирования" выборных органов. Имеющийся "арсенал мер конституционно-правового принуждения" в избирательном праве и процессе А.Е. Штурнев называет "привычным" (отказ в регистрации, отмена регистрации кандидатов, отмена решения о результатах выборов, их признание недействительными и др.) в том смысле, что закрепление данных мер в законодательстве является необратимым; имевшееся в прошлом избирательное законодательство (лишенное санкций и мер конституционно-правового принуждения) заслуживает, по мнению цитируемого автора, безусловной критики <12>.
Статья: К вопросу об эффективности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о выборах
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)По статье 5.18 КоАП РФ "Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума" правонарушения носят единичный характер, что выражается и в показателях рассмотрения дел по этой статье судами: если в 2007 - 2009 годах ежегодно по ней фиксировалось несколько десятков дел, то после 2014 г. их количество резко снизилось. Одним из объяснений такого уменьшения может являться ужесточение санкции этой статьи - ответственность повышена до 1 млн руб. Кроме того, избирательное законодательство за нарушение порядка, правил финансирования избирательной кампании предусматривает более сильную санкцию - отмену регистрации кандидата (списка кандидатов), признание результатов выборов недействительными. Такие серьезные правовые последствия сводят количество правонарушений данного вида практически к нулю.
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)По статье 5.18 КоАП РФ "Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума" правонарушения носят единичный характер, что выражается и в показателях рассмотрения дел по этой статье судами: если в 2007 - 2009 годах ежегодно по ней фиксировалось несколько десятков дел, то после 2014 г. их количество резко снизилось. Одним из объяснений такого уменьшения может являться ужесточение санкции этой статьи - ответственность повышена до 1 млн руб. Кроме того, избирательное законодательство за нарушение порядка, правил финансирования избирательной кампании предусматривает более сильную санкцию - отмену регистрации кандидата (списка кандидатов), признание результатов выборов недействительными. Такие серьезные правовые последствия сводят количество правонарушений данного вида практически к нулю.