Признание квартиры непригодной
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание квартиры непригодной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47
(ред. от 19.10.2024)
"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого
(ред. от 19.10.2024)
"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
(ред. от 04.11.2025)4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Статья: Правовые позиции Конституционного Суда РФ по обеспечению конституционного права граждан на жилище
(Чирейкин Н.М.)
("Современное право", 2024, N 9)- признании жилья непригодным для проживания;
(Чирейкин Н.М.)
("Современное право", 2024, N 9)- признании жилья непригодным для проживания;
Ситуация: Как переселиться из аварийного жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Если вы собственник жилого помещения, признанного непригодным для проживания
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Если вы собственник жилого помещения, признанного непригодным для проживания
Ситуация: Как лицу, признанному нуждающимся в жилом помещении, получить жилье по договору социального найма?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу социальное жилье должно быть предоставлено вышеуказанным гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения. Если внеочередное предоставление жилья указанным малоимущим собственникам единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, невозможно, то при определенных условиях им должны быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей (п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ N 20-П; п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018; Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2019 N 18-КГ18-228).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу социальное жилье должно быть предоставлено вышеуказанным гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения. Если внеочередное предоставление жилья указанным малоимущим собственникам единственного жилого помещения, признанного непригодным для проживания, невозможно, то при определенных условиях им должны быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей (п. 3.1 ст. 95 ЖК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ N 20-П; п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018; Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.01.2019 N 18-КГ18-228).
Статья: Спор о взыскании с застройщика неустойки (пени) по договору участия в долевом строительстве (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истцу, который намерен взыскать с застройщика неустойку (пени) за нарушение срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства/возмещение расходов на их устранение, необходимо представить доказательства того, что в переданном объекте выявлены строительные недостатки и дефекты, качество объекта не соответствует обязательным требованиям строительно-технических норм и правил, а также условиям договора. Кроме того, должна быть обоснована стоимость устранения выявленных недостатков, поскольку согласно ч. 8 ст. 7 Закона N 214-ФЗ, если недостаток (дефект) объекта долевого строительства (жилого помещения) не является основанием для признания такого жилого помещения непригодным для проживания, размер неустойки (пени), предусмотренной ч. 8 ст. 7 Закона N 214-ФЗ, рассчитывается от цены договора (с 01.09.2024).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истцу, который намерен взыскать с застройщика неустойку (пени) за нарушение срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства/возмещение расходов на их устранение, необходимо представить доказательства того, что в переданном объекте выявлены строительные недостатки и дефекты, качество объекта не соответствует обязательным требованиям строительно-технических норм и правил, а также условиям договора. Кроме того, должна быть обоснована стоимость устранения выявленных недостатков, поскольку согласно ч. 8 ст. 7 Закона N 214-ФЗ, если недостаток (дефект) объекта долевого строительства (жилого помещения) не является основанием для признания такого жилого помещения непригодным для проживания, размер неустойки (пени), предусмотренной ч. 8 ст. 7 Закона N 214-ФЗ, рассчитывается от цены договора (с 01.09.2024).
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации от 17
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации от 17
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, разрешение административных дел о субъективных правах, связанных с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости <1>, признанием дома аварийным и подлежащим сносу, исполнением судебных актов, осуществляется в административном (внесудебном) порядке. Предъявление указанных требований непосредственно в суд влечет отказ в принятии административного иска в связи с неподведомственностью спора о субъективном праве, свободе, законном интересе. К компетенции суда относится рассмотрение споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти, в том числе упомянутых в вышеуказанных примерах. Так, в ответе на девятый вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2021) <2> дано разъяснение о том, что в случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. Согласно разъяснению, изложенному при ответе на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.09.2009, суд не может на основании доказательств, полученных по делу, признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по обращению в суд жильцов этого дома в случае, если межведомственная комиссия (субъект публичной власти) уклоняется от принятия соответствующих решений <3>. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или законность указанных действий. В то же время в случае, если межведомственной комиссией повторно принято решение вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, т.е. при установлении судом факта злоупотребления ею своими властными полномочиями, такое решение подлежит отмене с принятием по данному вопросу решения судом по существу <4>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, разрешение административных дел о субъективных правах, связанных с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости <1>, признанием дома аварийным и подлежащим сносу, исполнением судебных актов, осуществляется в административном (внесудебном) порядке. Предъявление указанных требований непосредственно в суд влечет отказ в принятии административного иска в связи с неподведомственностью спора о субъективном праве, свободе, законном интересе. К компетенции суда относится рассмотрение споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти, в том числе упомянутых в вышеуказанных примерах. Так, в ответе на девятый вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2021) <2> дано разъяснение о том, что в случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. Согласно разъяснению, изложенному при ответе на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.09.2009, суд не может на основании доказательств, полученных по делу, признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по обращению в суд жильцов этого дома в случае, если межведомственная комиссия (субъект публичной власти) уклоняется от принятия соответствующих решений <3>. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или законность указанных действий. В то же время в случае, если межведомственной комиссией повторно принято решение вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, т.е. при установлении судом факта злоупотребления ею своими властными полномочиями, такое решение подлежит отмене с принятием по данному вопросу решения судом по существу <4>.
Статья: К вопросу о полномочиях суда в делах, рассматриваемых по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (первые размышления над Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2022 г. N 55-П)
(Шварц М.З.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Статья посвящена анализу Постановления КС РФ от 15 декабря 2022 г. N 55-П, в котором КС РФ впервые признал право суда, рассматривающего дело в порядке гл. 22 КАС РФ, разрешить административный вопрос по существу наряду с предусмотренным ст. 227 КАС РФ правом обязать административного ответчика принять решение, обеспечивающее реализацию прав и интересов административного истца. Хотя предметом проверки на соответствие Конституции РФ формально выступили нормы жилищного, а не административного процессуального законодательства, КС РФ анализировал именно порядок рассмотрения административных дел об оспаривании решения органов местного самоуправления по вопросам о признании жилого помещения непригодным для проживания, и его аргументация и выводы имеют общее значение для всех дел, рассматриваемых по правилам гл. 22 КАС РФ. Изложенные в этом Постановлении правовые позиции находятся в конфликте с принципом диспозитивности административного судопроизводства и нуждаются в осмыслении в контексте как принципов административного судопроизводства и способов защиты нарушенных прав и интересов, которые могут быть использованы в нем, так и требований окончательности разрешения административного спора.
(Шварц М.З.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Статья посвящена анализу Постановления КС РФ от 15 декабря 2022 г. N 55-П, в котором КС РФ впервые признал право суда, рассматривающего дело в порядке гл. 22 КАС РФ, разрешить административный вопрос по существу наряду с предусмотренным ст. 227 КАС РФ правом обязать административного ответчика принять решение, обеспечивающее реализацию прав и интересов административного истца. Хотя предметом проверки на соответствие Конституции РФ формально выступили нормы жилищного, а не административного процессуального законодательства, КС РФ анализировал именно порядок рассмотрения административных дел об оспаривании решения органов местного самоуправления по вопросам о признании жилого помещения непригодным для проживания, и его аргументация и выводы имеют общее значение для всех дел, рассматриваемых по правилам гл. 22 КАС РФ. Изложенные в этом Постановлении правовые позиции находятся в конфликте с принципом диспозитивности административного судопроизводства и нуждаются в осмыслении в контексте как принципов административного судопроизводства и способов защиты нарушенных прав и интересов, которые могут быть использованы в нем, так и требований окончательности разрешения административного спора.
Статья: Единый государственный реестр недвижимости как источник достоверной информации об объектах недвижимого имущества
(Батуева Э.Ц.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)Поэтому на практике так важна реализация положений ст. 32 Закона о регистрации относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в особенности в части своевременности. Как, например, наложение ареста на недвижимое имущество или запрета на совершение определенных действий либо залога недвижимости в качестве меры пресечения. Дополнительно в рамках Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" <12> с 1 февраля 2022 г. внесены изменения в ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации. Добавлен п. 25, устанавливающий необходимость направления уполномоченными органами решений в случае признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также в случае признания жилых помещений непригодными для проживания.
(Батуева Э.Ц.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2022, N 2)Поэтому на практике так важна реализация положений ст. 32 Закона о регистрации относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в особенности в части своевременности. Как, например, наложение ареста на недвижимое имущество или запрета на совершение определенных действий либо залога недвижимости в качестве меры пресечения. Дополнительно в рамках Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" <12> с 1 февраля 2022 г. внесены изменения в ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации. Добавлен п. 25, устанавливающий необходимость направления уполномоченными органами решений в случае признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также в случае признания жилых помещений непригодными для проживания.
Статья: Аналогия закона при разрешении жилищных споров
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)<17> При этом отсутствует какой-либо закон, на основании которого лицо, отказавшееся от приватизации жилого помещения, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания подлежит обеспечению другим жилым помещением органом местного самоуправления по договору социального найма. См.: Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 нояб. 2020 г. N 88-17486/2020 по делу N 2-446/2020 (документ опубликован не был) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)<17> При этом отсутствует какой-либо закон, на основании которого лицо, отказавшееся от приватизации жилого помещения, в случае признания жилого помещения непригодным для проживания подлежит обеспечению другим жилым помещением органом местного самоуправления по договору социального найма. См.: Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 нояб. 2020 г. N 88-17486/2020 по делу N 2-446/2020 (документ опубликован не был) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".