Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил некоммерческой организации страховые взносы, сделав вывод о неправомерном применении организацией пониженных тарифов страховых взносов, установленных подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, ввиду отсутствия дохода за период, предшествующий переходу организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Суд признал доначисление неправомерным. С момента регистрации в феврале 2020 года организация применяет УСН и осуществляет деятельность в области социального обслуживания граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Суд пришел к выводу о возникновении у организации дохода в 2020 году от оказания услуг по социальному обслуживанию, которое осуществлялось организацией посредством привлечения волонтерского труда. Суд заключил, что доход от реализации услуг получен в виде безвозмездного (волонтерского) труда и фактически может быть востребован в денежной форме. Суд пришел к выводу, что неполучение дохода от основного вида деятельности - социального обслуживания - при фактическом осуществлении такой деятельности и отсутствии иных видов деятельности в году, предшествующем году перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не может расцениваться как нарушение условия, предусмотренного п. 7 ст. 427 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил некоммерческой организации страховые взносы, сделав вывод о неправомерном применении организацией пониженных тарифов страховых взносов, установленных подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, ввиду отсутствия дохода за период, предшествующий переходу организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Суд признал доначисление неправомерным. С момента регистрации в феврале 2020 года организация применяет УСН и осуществляет деятельность в области социального обслуживания граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Суд пришел к выводу о возникновении у организации дохода в 2020 году от оказания услуг по социальному обслуживанию, которое осуществлялось организацией посредством привлечения волонтерского труда. Суд заключил, что доход от реализации услуг получен в виде безвозмездного (волонтерского) труда и фактически может быть востребован в денежной форме. Суд пришел к выводу, что неполучение дохода от основного вида деятельности - социального обслуживания - при фактическом осуществлении такой деятельности и отсутствии иных видов деятельности в году, предшествующем году перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не может расцениваться как нарушение условия, предусмотренного п. 7 ст. 427 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оформить пожилого родственника в дом для престарелых?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является, в частности, полная или частичная утрата возможности самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста, заболевания или инвалидности (ст. 15 Закона N 442-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является, в частности, полная или частичная утрата возможности самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста, заболевания или инвалидности (ст. 15 Закона N 442-ФЗ).
Статья: Порядок оказания социальной и медицинской помощи лицам без определенного места жительства
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Минтрудом России разъяснено, что критерием отнесения гражданина к категории лиц без определенного места жительства (далее - лица БОМЖ) является отсутствие у него места пребывания или жительства. Указанные критерии учитываются при признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Действующий правовой режим позволяет без регистрации по месту жительства и месту пребывания обеспечить доступ указанной категории лиц как к медицинской помощи, так и к социальным услугам (Письмо Минтруда России от 15.09.2022 N 26-6/ООГ-3592, далее - Письмо Минтруда России N 26-6/ООГ-3592).
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Минтрудом России разъяснено, что критерием отнесения гражданина к категории лиц без определенного места жительства (далее - лица БОМЖ) является отсутствие у него места пребывания или жительства. Указанные критерии учитываются при признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Действующий правовой режим позволяет без регистрации по месту жительства и месту пребывания обеспечить доступ указанной категории лиц как к медицинской помощи, так и к социальным услугам (Письмо Минтруда России от 15.09.2022 N 26-6/ООГ-3592, далее - Письмо Минтруда России N 26-6/ООГ-3592).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширен перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг (01.01.2024)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширен перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг (01.01.2024)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании