Признаки некоммерческой организации



Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте: проблемы правового обеспечения
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)
Сегодня значительное число практических проблем и спорных вопросов возникает именно в связи с тем, что принципы взаимосвязи и соотношения актов различных уровней применительно к некоммерческим организациям конкретных форм и видов не всегда четко определены. Исключение составляют общественные движения, казачьи общества, включенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ (далее - казачьи общества), общины коренных малочисленных народов, религиозные организации, в отношении которых прямо предусмотрено, что правила ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к ним, если иное не предусмотрено законами о соответствующих образованиях (п. 2 ст. 123.7-1, п. 3 ст. 123.15, п. 4 ст. 123.16, п. 2 ст. 123.26 ГК РФ). Что касается некоммерческих организаций иных форм, то использование общего правила, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ), в данном случае может быть весьма затруднительно, поскольку в силу специфики некоммерческой организации, выступающей и как юридическое лицо, субъект частноправовых отношений, и как образование, реализующее общественно значимые интересы в различных сферах, отраслевая принадлежность содержащейся в специальном законе нормы не всегда однозначна. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных форм, видов и типов, а также созданных для осуществления деятельности в определенных сферах могут помимо ГК определяться другими законами и иными правовыми актами. Иными словами, отличное от общей нормы ГК РФ законодательное положение может расцениваться как развивающее и детализирующее ее с учетом специфики устройства и принципов деятельности конкретных некоммерческих организаций. В таких условиях отличные от ГК РФ специальные нормы нередко применяются в приоритетном порядке. К примеру, при рассмотрении спора суды, руководствуясь п. 7 ч. 1 ст. 7, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", констатировали наличие у жилищного накопительного кооператива права распределять получаемую прибыль, оставшуюся после формирования за ее счет резервного фонда, между членами кооператива пропорционально их паям путем зачисления соответствующих сумм в счет паевых взносов <11>, хотя согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ невозможность распределения прибыли между участниками является одним из обязательных признаков некоммерческого юридического лица.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)
Нельзя не обратить внимание и на то обстоятельство, что в процессе несостоятельности (банкротства) государство делегирует свои полномочия не только саморегулируемым организациям, но и иным юридическим лицам (прежде всего некоммерческим организациям). Такой выбор не является случайным: сама конструкция некоммерческой организации в наибольшей степени приспособлена для реализации государственно-властных полномочий. Как известно, сущностным признаком некоммерческой организации является цель ее деятельности, которая должна сводиться к достижению общественных благ (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") <382>. С одной стороны, преследуя общественно полезные цели, и, с другой стороны, будучи подконтрольными государству, раскрывая перед ним информацию о своей деятельности, учредителях и источниках финансирования, некоммерческие организации сами по себе служат правовым средством реализации государственной политики в той или иной сфере.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ
(ред. от 22.04.2024)
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2024)
4. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, основанных на членстве и отвечающих признакам некоммерческой организации, в соответствие с настоящим Федеральным законом осуществляется по решению общего собрания соответствующего адвокатского образования путем его реорганизации (выделения, разделения, преобразования) в одно или несколько адвокатских образований организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.
показать больше документов