Признаки должностного лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки должностного лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание должностным лицом для целей привлечения к административной ответственности лица, представляющего орган власти, учреждение, предприятие
(КонсультантПлюс, 2025)1. Выполнение организационно-распорядительных функций как признак должностного лица для целей привлечения к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)1. Выполнение организационно-распорядительных функций как признак должностного лица для целей привлечения к административной ответственности
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ"Как обоснованно установлено судом, осужденный Ш. знал о месте, отведенном для вырубки леса по договору купли-продажи, о том, что на лесном участке произрастает не менее 68 сырорастущих деревьев породы "сосна" в объеме, превышающем разрешенные к рубке 7 кубических метров, однако, дал распоряжение проводить сплошную рубку лесных насаждений, не уведомив заказчика, контролирующие органы о наличии сосен в месте рубки. Преступление Ш. совершено с использованием своего служебного положения, поскольку в инкриминируемый период Ш. являлся директором ООО "<данные изъяты>", обладал всеми признаками должностного лица, предусмотренными п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Должностное лицо или управленец в организации?
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)В п. 1 примечаний к ст. 285 УК к числу должностных отнесены, в частности, лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных внебюджетных фондах. На этом основании Е. Хромов и В. Зябликов предлагают расширительное толкование понятия должностного лица, указывая следующее: "Доктринальные подходы к определению должностного лица в рамках гл. 30 УК через призму корпоративного контроля были отражены в разработанном Министерством юстиции РФ проекте изменений примечаний к ст. 201, 285 УК и принятом на его основе Федеральном законе от 24 февраля 2021 г. N 16-ФЗ (вступившем в силу с 7 марта 2021 г.). В нем признаки должностного лица, приведенные в примечании 1 к ст. 285 УК, скорректированы. Согласно изменениям к числу должностных лиц отнесены управленцы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и их территориальные подразделения и т.п.), публично-правовых компаний - унитарных некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией (например, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"). Ранее правоприменитель был вынужден квалифицировать незаконную передачу лицу, выполняющему организационно-распорядительные полномочия в подобных учреждениях (например, в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ или региональном фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах), денежных средств за совершение действий в интересах дающего по ст. 204 УК <3>. Внесенные изменения устраняют пробел, связанный с неполнотой перечисленных в примечании к ст. 285 УК органов (организаций), управленцы в которых de facto были должностными лицами" <4>.
(Яни П.С.)
("Законность", 2024, N 12)В п. 1 примечаний к ст. 285 УК к числу должностных отнесены, в частности, лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных внебюджетных фондах. На этом основании Е. Хромов и В. Зябликов предлагают расширительное толкование понятия должностного лица, указывая следующее: "Доктринальные подходы к определению должностного лица в рамках гл. 30 УК через призму корпоративного контроля были отражены в разработанном Министерством юстиции РФ проекте изменений примечаний к ст. 201, 285 УК и принятом на его основе Федеральном законе от 24 февраля 2021 г. N 16-ФЗ (вступившем в силу с 7 марта 2021 г.). В нем признаки должностного лица, приведенные в примечании 1 к ст. 285 УК, скорректированы. Согласно изменениям к числу должностных лиц отнесены управленцы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и их территориальные подразделения и т.п.), публично-правовых компаний - унитарных некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией (например, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"). Ранее правоприменитель был вынужден квалифицировать незаконную передачу лицу, выполняющему организационно-распорядительные полномочия в подобных учреждениях (например, в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ или региональном фонде содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах), денежных средств за совершение действий в интересах дающего по ст. 204 УК <3>. Внесенные изменения устраняют пробел, связанный с неполнотой перечисленных в примечании к ст. 285 УК органов (организаций), управленцы в которых de facto были должностными лицами" <4>.
Статья: Специальные субъекты административных правонарушений, подлежащие ответственности как должностные лица
(Кисин В.Р., Хадисов Г.Х.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Признаки субъектов административных правонарушений, подлежащих административной ответственности, как должностные лица определены ст. 2.4 КоАП РФ, правовые предписания которой занимают доминирующее положение во взаимосвязи норм рассматриваемого субинститута. Помимо собственно должностных лиц, включающих в себя представителей власти, лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в государственных органах и организациях, в органах местного самоуправления и в муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, к числу таковых отнесены и иные субъекты административных правонарушений, не обладающие изложенными признаками должностного лица. Как должностные лица несут административную ответственность выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции работники иных организаций, а также арбитражные управляющие. Кроме того, если КоАП РФ не установлено иное, как должностные лица несут административную ответственность и индивидуальные предприниматели.
(Кисин В.Р., Хадисов Г.Х.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Признаки субъектов административных правонарушений, подлежащих административной ответственности, как должностные лица определены ст. 2.4 КоАП РФ, правовые предписания которой занимают доминирующее положение во взаимосвязи норм рассматриваемого субинститута. Помимо собственно должностных лиц, включающих в себя представителей власти, лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в государственных органах и организациях, в органах местного самоуправления и в муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, к числу таковых отнесены и иные субъекты административных правонарушений, не обладающие изложенными признаками должностного лица. Как должностные лица несут административную ответственность выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции работники иных организаций, а также арбитражные управляющие. Кроме того, если КоАП РФ не установлено иное, как должностные лица несут административную ответственность и индивидуальные предприниматели.
Нормативные акты
Приказ ФТС России от 21.05.2021 N 436
"Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2021 N 63979)III. Действия уполномоченного должностного лица таможенного
"Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2021 N 63979)III. Действия уполномоченного должностного лица таможенного
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 76.8. В случае обоснованного предположения о наличии в действиях должностных лиц некредитной финансовой организации признаков преступлений, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Банк России обязан в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить заявления и материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 76.8. В случае обоснованного предположения о наличии в действиях должностных лиц некредитной финансовой организации признаков преступлений, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Банк России обязан в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить заявления и материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Статья: К вопросу о признаках лиц, совершающих преступления в предпринимательской сфере
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2023, N 1)Основными объектами экономических преступлений являются установленный законодателем порядок осуществления предпринимательской, финансовой и иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, собственность физических или юридических лиц. Некоторые преступления, содержащиеся в главе 22 Уголовного кодекса РФ, предусматривают уголовную ответственность как должностных лиц, так и лиц, совершающих вышеуказанные преступления с использованием своего служебного положения. Понятие и признаки должностного лица даются законодателем в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, но эти признаки относятся только к главе 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Автор статьи анализирует особенности преступлений в предпринимательской сфере и признаки лиц, их совершивших.
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2023, N 1)Основными объектами экономических преступлений являются установленный законодателем порядок осуществления предпринимательской, финансовой и иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, собственность физических или юридических лиц. Некоторые преступления, содержащиеся в главе 22 Уголовного кодекса РФ, предусматривают уголовную ответственность как должностных лиц, так и лиц, совершающих вышеуказанные преступления с использованием своего служебного положения. Понятие и признаки должностного лица даются законодателем в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, но эти признаки относятся только к главе 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Автор статьи анализирует особенности преступлений в предпринимательской сфере и признаки лиц, их совершивших.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159.1, ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 159.3, ч. 3 ст. 159.5, ч. 3 ст. 159.6, ч. 3 ст. 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 примечаний к ст. 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159.1, ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 159.3, ч. 3 ст. 159.5, ч. 3 ст. 159.6, ч. 3 ст. 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 примечаний к ст. 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).
Статья: Контроль за применением ККТ станет жестче
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе будет незамедлительно провести контрольную закупку с извещением о начале и результатах проведения (в течение двадцати четырех часов после получения таких сведений) соответствующей закупки органа прокуратуры. Устанавливается, что в отношении проведения контрольной закупки не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия. Информацию о проведении контрольной закупки будут вносить в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение пяти рабочих дней с момента завершения контрольной закупки.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе будет незамедлительно провести контрольную закупку с извещением о начале и результатах проведения (в течение двадцати четырех часов после получения таких сведений) соответствующей закупки органа прокуратуры. Устанавливается, что в отношении проведения контрольной закупки не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия. Информацию о проведении контрольной закупки будут вносить в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение пяти рабочих дней с момента завершения контрольной закупки.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
Статья: Проверки ККТ: новые правила
(Рябинин В.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку с извещением органа прокуратуры о начале и результатах проведения (в течение 24 часов после получения таких сведений) соответствующей закупки. В отношении проведения контрольной закупки принятие решения о проведении указанного контрольного мероприятия не требуется. Информация о проведении контрольной закупки вносится в единый реестр контрольных мероприятий в течение пяти рабочих дней с момента завершения контрольной закупки.
(Рябинин В.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку с извещением органа прокуратуры о начале и результатах проведения (в течение 24 часов после получения таких сведений) соответствующей закупки. В отношении проведения контрольной закупки принятие решения о проведении указанного контрольного мероприятия не требуется. Информация о проведении контрольной закупки вносится в единый реестр контрольных мероприятий в течение пяти рабочих дней с момента завершения контрольной закупки.
Статья: Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)В статье анализируется юридическая конструкция "должностное лицо" в ситуации ее применения к врачам и учителям (преподавателям). В современной уголовно-правовой доктрине, а также правоприменительной практике не сложилось выверенного однообразного подхода по вопросу возможности привлечения медицинских и педагогических работников к уголовной ответственности за должностные преступления. Рассматривая аргументы, выдвигаемые за и против таких решений, автор приходит к выводу о том, что врачей и учителей (преподавателей) следует относить к особому подвиду должностных лиц, называя их "удостоверители юридических фактов", или "фактофиксаторы". В отечественной правовой системе с учетом позиции КС РФ и Пленума ВС РФ эта функция признана подвидом организационно-распорядительных полномочий. Отмечается, что неправильное решение вопроса о наличии или отсутствии признаков должностного лица часто является причиной неправильного применения этой юридической конструкции. В целях совершенствования правоприменительной практики такие ошибки проанализированы, подкреплены отдельными решениями судов.
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)В статье анализируется юридическая конструкция "должностное лицо" в ситуации ее применения к врачам и учителям (преподавателям). В современной уголовно-правовой доктрине, а также правоприменительной практике не сложилось выверенного однообразного подхода по вопросу возможности привлечения медицинских и педагогических работников к уголовной ответственности за должностные преступления. Рассматривая аргументы, выдвигаемые за и против таких решений, автор приходит к выводу о том, что врачей и учителей (преподавателей) следует относить к особому подвиду должностных лиц, называя их "удостоверители юридических фактов", или "фактофиксаторы". В отечественной правовой системе с учетом позиции КС РФ и Пленума ВС РФ эта функция признана подвидом организационно-распорядительных полномочий. Отмечается, что неправильное решение вопроса о наличии или отсутствии признаков должностного лица часто является причиной неправильного применения этой юридической конструкции. В целях совершенствования правоприменительной практики такие ошибки проанализированы, подкреплены отдельными решениями судов.
Готовое решение: Какие меры по защите персональных данных работников должны приниматься при обработке этих данных
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность, например, за необеспечение сохранности персональных данных при их неавтоматизированной обработке, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к ним, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия и нет признаков уголовно наказуемого деяния. Так, для должностного лица штраф составит от 8 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность, например, за необеспечение сохранности персональных данных при их неавтоматизированной обработке, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к ним, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия и нет признаков уголовно наказуемого деяния. Так, для должностного лица штраф составит от 8 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ);
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)д) выявление признаков преступлений в действиях должностных лиц корпоративных заказчиков и дальнейшее направление материалов в следственные органы для принятия процессуальных решений:
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)д) выявление признаков преступлений в действиях должностных лиц корпоративных заказчиков и дальнейшее направление материалов в следственные органы для принятия процессуальных решений: