Привлечение потерпевшим по делу об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение потерпевшим по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.2 "Потерпевший" КоАП РФ"Указанные выше нормы предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении и не ставят это в зависимость от того, является ли состав административного правонарушения формальным или материальным (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.14 "Нарушение правил маневрирования" КоАП РФПринимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы потерпевшего Е. срок давности привлечения Ч.О.ВБ. к административной ответственности по части 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, а производство по делу в отношении нее было прекращено, то возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий Ч.О.ВА. на предмет доказанности события административного правонарушения утрачена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу рассмотрения военными судами дел об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими
(Раков А.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Согласно ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Указанная выше норма предусматривает обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
(Раков А.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Согласно ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Указанная выше норма предусматривает обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 г. N 5 указано, что исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Статья: К вопросу об определении понятия "производство по делам об административных правонарушениях"
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Указанные цели должны найти свое отражение в дефиниции производства по делам об административных правонарушениях, которое можно определить как осуществляемую в процессуальной форме деятельность уполномоченных судей, органов и должностных лиц по делу об административном правонарушении в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, потерпевших от административных правонарушений; защиту личности от незаконного и необоснованного привлечения к административной ответственности, ограничения ее прав и свобод; назначения виновным справедливого наказания.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Указанные цели должны найти свое отражение в дефиниции производства по делам об административных правонарушениях, которое можно определить как осуществляемую в процессуальной форме деятельность уполномоченных судей, органов и должностных лиц по делу об административном правонарушении в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, потерпевших от административных правонарушений; защиту личности от незаконного и необоснованного привлечения к административной ответственности, ограничения ее прав и свобод; назначения виновным справедливого наказания.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)5) при наличии по делу об административном правонарушении потерпевшего, не согласного с передачей дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку часть 2 статьи 25.2 КоАП РФ предоставляет потерпевшему процессуальные права, аналогичные правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Положения части 3 статьи 25.2 КоАП РФ предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В данном случае удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)5) при наличии по делу об административном правонарушении потерпевшего, не согласного с передачей дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку часть 2 статьи 25.2 КоАП РФ предоставляет потерпевшему процессуальные права, аналогичные правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Положения части 3 статьи 25.2 КоАП РФ предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В данном случае удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)7. Физическое лицо, не имеющее статус индивидуального предпринимателя и являющееся потерпевшим в деле об административном правонарушении, вправе обжаловать решение административного органа об отказе в привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)7. Физическое лицо, не имеющее статус индивидуального предпринимателя и являющееся потерпевшим в деле об административном правонарушении, вправе обжаловать решение административного органа об отказе в привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд.
Статья: Процессуальная форма правосудия по делам об административных правонарушениях
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В науке участники производства по делу об административном правонарушении делятся на четыре <26> или на три <27> группы. Основным правоотношением считается правоотношение суда с привлекаемым и потерпевшим. Однако, по мнению автора, правоотношения правильнее классифицировать иначе - с учетом того, что процесс движется не в целях защиты субъективных прав потерпевшего или обвиняемого, а в направлении лишь разрешения вопроса о привлечении последнего к административной ответственности.
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В науке участники производства по делу об административном правонарушении делятся на четыре <26> или на три <27> группы. Основным правоотношением считается правоотношение суда с привлекаемым и потерпевшим. Однако, по мнению автора, правоотношения правильнее классифицировать иначе - с учетом того, что процесс движется не в целях защиты субъективных прав потерпевшего или обвиняемого, а в направлении лишь разрешения вопроса о привлечении последнего к административной ответственности.
Статья: Проблемные аспекты участия кредитора в рассмотрении споров об административной ответственности арбитражного управляющего
(Коробов О.А., Дундукова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)Следовательно, признание кредитора-заявителя в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении потерпевшим лицом предоставило бы такому кредитору возможность пользоваться рядом процессуальных прав (на получение копии протокола о привлечении управляющего к административной ответственности и т.д.).
(Коробов О.А., Дундукова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)Следовательно, признание кредитора-заявителя в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении потерпевшим лицом предоставило бы такому кредитору возможность пользоваться рядом процессуальных прав (на получение копии протокола о привлечении управляющего к административной ответственности и т.д.).
Готовое решение: Как исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности и какие последствия истечения этого срока
(КонсультантПлюс, 2025)установлению его виновности или невиновности в рамках других процедур и привлечению его к гражданско-правовой ответственности, а также взысканию имущественного и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)установлению его виновности или невиновности в рамках других процедур и привлечению его к гражданско-правовой ответственности, а также взысканию имущественного и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения.
Статья: Представительство в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве: сравнительный анализ
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В соответствии с законодательством законные представители наделены правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям представляемых ими лиц (потерпевшего или правонарушителя, административного истца и административного ответчика). Однако перечень прав административного истца или административного ответчика (ст. 45 КАС РФ) значительно шире, чем перечень прав лица, привлекаемого к ответственности (ст. 25.1 КоАП РФ), и потерпевшего по делу об административном правонарушении (ст. 25.2 КоАП РФ).
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В соответствии с законодательством законные представители наделены правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям представляемых ими лиц (потерпевшего или правонарушителя, административного истца и административного ответчика). Однако перечень прав административного истца или административного ответчика (ст. 45 КАС РФ) значительно шире, чем перечень прав лица, привлекаемого к ответственности (ст. 25.1 КоАП РФ), и потерпевшего по делу об административном правонарушении (ст. 25.2 КоАП РФ).
Статья: О некоторых проблемах рассмотрения судьями судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)В связи с изложенным полагаем необходимым внесение в КоАП РФ положений, формулирующих понятие "сторона по делу об административном правонарушении", предполагающее регламентирование статуса как стороны административного преследования (должностное лицо (представитель юрисдикционного органа), возбудившее дело об административном правонарушении, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший), так и стороны, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении (лицо, привлекаемое к ответственности, его защитник).
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)В связи с изложенным полагаем необходимым внесение в КоАП РФ положений, формулирующих понятие "сторона по делу об административном правонарушении", предполагающее регламентирование статуса как стороны административного преследования (должностное лицо (представитель юрисдикционного органа), возбудившее дело об административном правонарушении, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший), так и стороны, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении (лицо, привлекаемое к ответственности, его защитник).
Статья: Административно-правовая защита интеллектуальных прав: обзор судебной практики
(Агамагомедова С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 8)Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" правообладатель по делу о привлечении лица к административной ответственности за незаконное использование товарного знака может быть признан потерпевшим в силу статей 25.2, 28.2 КоАП РФ. На основании данного положения суды в своих решениях констатируют, что у административного органа отсутствует обязанность признавать правообладателя потерпевшим <22>.
(Агамагомедова С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 8)Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" правообладатель по делу о привлечении лица к административной ответственности за незаконное использование товарного знака может быть признан потерпевшим в силу статей 25.2, 28.2 КоАП РФ. На основании данного положения суды в своих решениях констатируют, что у административного органа отсутствует обязанность признавать правообладателя потерпевшим <22>.
Статья: Проблемы совершенствования административной ответственности в области таможенного дела
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)Административно-процедурное обеспечение юрисдикционной деятельности таможенных органов приобретает особое значение в современных условиях. Правомочия таможенных органов в данной сфере могут быть эффективно реализованы только при условии их адекватного процессуального сопровождения, детально регламентирующего административно-юрисдикционные процедуры, и соответствующего конституционным требованиям соблюдения и защиты прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, потерпевших, свидетелей и других участников производства по делам об административных правонарушениях <5>.
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)Административно-процедурное обеспечение юрисдикционной деятельности таможенных органов приобретает особое значение в современных условиях. Правомочия таможенных органов в данной сфере могут быть эффективно реализованы только при условии их адекватного процессуального сопровождения, детально регламентирующего административно-юрисдикционные процедуры, и соответствующего конституционным требованиям соблюдения и защиты прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, потерпевших, свидетелей и других участников производства по делам об административных правонарушениях <5>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Исходя из содержания названной статьи правосудие по административно-деликтным делам может быть определено как особая форма государственной деятельности судебных органов, призванная охранять от противоправных деяний систему ценностей общества и обеспечивать: а) защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от административных правонарушений; б) защиту личности от незаконного и необоснованного привлечения к административной ответственности, ограничения ее прав и свобод. Таким образом, само правосудие по делам об административных правонарушениях занимает важное место в этой системе, т.е. является социальной ценностью.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Исходя из содержания названной статьи правосудие по административно-деликтным делам может быть определено как особая форма государственной деятельности судебных органов, призванная охранять от противоправных деяний систему ценностей общества и обеспечивать: а) защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от административных правонарушений; б) защиту личности от незаконного и необоснованного привлечения к административной ответственности, ограничения ее прав и свобод. Таким образом, само правосудие по делам об административных правонарушениях занимает важное место в этой системе, т.е. является социальной ценностью.
Ситуация: Как оформить доверенность на представление интересов граждан по делам об административных правонарушениях (в том числе в мировом суде)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, для оказания ему юридической помощи может привлечь защитника. Гражданин, являющийся потерпевшим, может привлечь представителя.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, для оказания ему юридической помощи может привлечь защитника. Гражданин, являющийся потерпевшим, может привлечь представителя.
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя и являющееся потерпевшим в деле об административном правонарушении, вправе обжаловать решение административного органа об отказе в привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд (п. 7 Процессуальных вопросов Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя и являющееся потерпевшим в деле об административном правонарушении, вправе обжаловать решение административного органа об отказе в привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд (п. 7 Процессуальных вопросов Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).