Привлечение к налоговой ответственности при процедуре банкротства
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к налоговой ответственности при процедуре банкротства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 109 "Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" НК РФ"При этом установленный статьей 109 Налогового кодекса перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, не исключает привлечение лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в случае признания его банкротом."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 213.28 "Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, он должен быть освобожден от уплаты долга по налогам в рамках процедуры банкротства, так как привлечение к налоговой ответственности не является достаточным основанием для квалификации его действий как умышленных и недобросовестных.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, он должен быть освобожден от уплаты долга по налогам в рамках процедуры банкротства, так как привлечение к налоговой ответственности не является достаточным основанием для квалификации его действий как умышленных и недобросовестных.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Особенности исчисления доходов и расходов, а также уплаты налога на прибыль при банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)4. Можно ли учесть в налоговом учете расходы, возникающие в связи с привлечением к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства
(КонсультантПлюс, 2025)4. Можно ли учесть в налоговом учете расходы, возникающие в связи с привлечением к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства
Статья: Нормативная коллизия при реализации налоговым органом права на привлечение к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, в производстве по делу о банкротстве
(Дубровин В.В., Дубровина Е.Г.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Таким образом, законодательство предусматривает наличие у налогового органа права привлечь к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, но только в действующей процедуре банкротства.
(Дубровин В.В., Дубровина Е.Г.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Таким образом, законодательство предусматривает наличие у налогового органа права привлечь к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, но только в действующей процедуре банкротства.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53
"О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"26. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, в частности, предполагается, что действия (бездействие) контролирующего лица стали необходимой причиной объективного банкротства при доказанности следующей совокупности обстоятельств:
"О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"26. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, в частности, предполагается, что действия (бездействие) контролирующего лица стали необходимой причиной объективного банкротства при доказанности следующей совокупности обстоятельств:
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Статья: О привлечении главного бухгалтера к субсидиарной ответственности
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)Процедура привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника определена положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Механизм, прописанный в гл. III.2 названного Закона, позволяет кредиторам организации (в том числе налоговому органу) в целях взыскания налоговой задолженности добраться до выгодоприобретателя (бенефициара) должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса.
(Петренко Д.Н.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)Процедура привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника определена положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Механизм, прописанный в гл. III.2 названного Закона, позволяет кредиторам организации (в том числе налоговому органу) в целях взыскания налоговой задолженности добраться до выгодоприобретателя (бенефициара) должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд, исследовав материалы дела, указал, что при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый орган применил смягчающие обстоятельства и снизил штраф. Размер штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд, исследовав материалы дела, указал, что при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый орган применил смягчающие обстоятельства и снизил штраф. Размер штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Вопрос: Какую ответственность несут учредители (участники) при банкротстве ООО?
(Консультация эксперта, 2025)Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вне рамок дела о банкротстве, в частности если дело о банкротстве было прекращено в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры, возможно и по заявлению налогового органа. При этом налоговый орган может заявить требование о привлечении к такой ответственности в том числе в размере, превышающем сумму требования, предъявленного в рамках рассмотрения дела о банкротстве (при надлежащем подтверждении размера требования) (п. 1 ст. 61.19 Закона N 127-ФЗ, п. 7 Обзора, направленного Письмом ФНС России от 15.11.2024 N БВ-4-7/13022).
(Консультация эксперта, 2025)Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вне рамок дела о банкротстве, в частности если дело о банкротстве было прекращено в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры, возможно и по заявлению налогового органа. При этом налоговый орган может заявить требование о привлечении к такой ответственности в том числе в размере, превышающем сумму требования, предъявленного в рамках рассмотрения дела о банкротстве (при надлежащем подтверждении размера требования) (п. 1 ст. 61.19 Закона N 127-ФЗ, п. 7 Обзора, направленного Письмом ФНС России от 15.11.2024 N БВ-4-7/13022).
Статья: Финансовая прозрачность: как бизнесу подготовиться к комплексной оценке ФНС
(Астафьева Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)В перечень обязательных критериев включены 14 параметров финансовой и деловой репутации. В частности, наличие существенных прямых расхождений по НДС или существенной недоимки по налогам, под которой понимается задолженность, превышающая одновременно 1% от величины активов и 3 000 рублей по данным единого налогового счета, станут препятствием для положительной оценки. Участие в реестре недобросовестных поставщиков, факты привлечения к административной ответственности за коммерческий подкуп, а также признаки ведения процедуры банкротства, ликвидации или предстоящего исключения из ЕГРЮЛ также относятся к критичным нарушениям.
(Астафьева Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 32)В перечень обязательных критериев включены 14 параметров финансовой и деловой репутации. В частности, наличие существенных прямых расхождений по НДС или существенной недоимки по налогам, под которой понимается задолженность, превышающая одновременно 1% от величины активов и 3 000 рублей по данным единого налогового счета, станут препятствием для положительной оценки. Участие в реестре недобросовестных поставщиков, факты привлечения к административной ответственности за коммерческий подкуп, а также признаки ведения процедуры банкротства, ликвидации или предстоящего исключения из ЕГРЮЛ также относятся к критичным нарушениям.
Вопрос: Несет ли учредитель (участник) ООО гражданско-правовую ответственность по долгам общества?
(Консультация эксперта, 2025)Привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц могут и вне рамок дела о банкротстве, в частности если дело о банкротстве было прекращено в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры. Например, налоговый орган может заявить требование о привлечении к такой ответственности в том числе в размере, превышающем сумму требования, предъявленного в рамках рассмотрения дела о банкротстве (при надлежащем подтверждении размера требования) (п. 1 ст. 61.19 Закона N 127-ФЗ, п. 7 Обзора, направленного Письмом ФНС России от 15.11.2024 N БВ-4-7/13022).
(Консультация эксперта, 2025)Привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц могут и вне рамок дела о банкротстве, в частности если дело о банкротстве было прекращено в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры. Например, налоговый орган может заявить требование о привлечении к такой ответственности в том числе в размере, превышающем сумму требования, предъявленного в рамках рассмотрения дела о банкротстве (при надлежащем подтверждении размера требования) (п. 1 ст. 61.19 Закона N 127-ФЗ, п. 7 Обзора, направленного Письмом ФНС России от 15.11.2024 N БВ-4-7/13022).
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Таким образом, предметом прокурорского надзора за исполнением требований нормативных правовых актов в налоговой сфере является деятельность налоговых органов (их должностных лиц) при реализации ими полномочий: по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах (проведению налоговых проверок); государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации номинальных организаций; взысканию налогов и сборов; применению обеспечительных мер в рамках исполнения налоговой обязанности; привлечению фискально-обязанных лиц к налоговой и административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах; направлению материалов в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту совершения налогового преступления; по участию в делах о банкротстве и в процедурах банкротства в целях представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Таким образом, предметом прокурорского надзора за исполнением требований нормативных правовых актов в налоговой сфере является деятельность налоговых органов (их должностных лиц) при реализации ими полномочий: по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах (проведению налоговых проверок); государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации номинальных организаций; взысканию налогов и сборов; применению обеспечительных мер в рамках исполнения налоговой обязанности; привлечению фискально-обязанных лиц к налоговой и административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах; направлению материалов в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту совершения налогового преступления; по участию в делах о банкротстве и в процедурах банкротства в целях представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Статья: (Не) дважды за одно: к вопросу о механизмах возмещения ущерба бюджетной системе РФ, причиненного неуплатой налогов
(Заинчуковская Е.А.)
("Закон", 2021, N 9)В свою очередь, физическое лицо, привлекаемое к ответственности по налоговым долгам организации вне рамок Закона о банкротстве, может "сбросить" такую ответственность в процедуре банкротства гражданина. Дело в том, что правила п. 5 - 6 ст. 213.28 Закона о банкротстве о сохранении силы требований о привлечении физического лица к субсидиарной ответственности применяются только к КДЛ, привлекаемому к субсидиарной ответственности в соответствии с главой III.2 Закона, но формально не распространяются на случаи, когда привлечение физического лица к ответственности по долгам организации происходит вне рамок банкротного законодательства.
(Заинчуковская Е.А.)
("Закон", 2021, N 9)В свою очередь, физическое лицо, привлекаемое к ответственности по налоговым долгам организации вне рамок Закона о банкротстве, может "сбросить" такую ответственность в процедуре банкротства гражданина. Дело в том, что правила п. 5 - 6 ст. 213.28 Закона о банкротстве о сохранении силы требований о привлечении физического лица к субсидиарной ответственности применяются только к КДЛ, привлекаемому к субсидиарной ответственности в соответствии с главой III.2 Закона, но формально не распространяются на случаи, когда привлечение физического лица к ответственности по долгам организации происходит вне рамок банкротного законодательства.
Статья: Мораторий на финансовые санкции, действовавший с 01.04.2022 по 01.10.2022, не распространяется на штрафы за налоговые правонарушения
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В итоге Коллегия заключила, что мораторий не является препятствием для привлечения правонарушителей к налоговой ответственности.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В итоге Коллегия заключила, что мораторий не является препятствием для привлечения правонарушителей к налоговой ответственности.
Статья: Применение общих правил о сделках и их недействительности к решениям собраний: обзор практики
(Павлов Н.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Еще в одном деле <57> оспаривались решения собраний ООО "Илизиум" и ООО "Технолигалдевайс" (далее - ООО "ТЛД) о реорганизации в форме присоединения. За ООО "ТЛД" числилась налоговая недоимка в размере около 639 млн руб., установленная в результате выездной проверки налоговой инспекции Омской области. Впоследствии ООО "ТЛД" присоединилось к ООО "Илизиум", зарегистрированному в Московской области, в результате чего сменило адрес. В отношении ООО "Илизиум" было возбуждено дело о банкротстве, началась конкурсная процедура. По итогам рассмотрения материалов выездной проверки по прошлому местонахождению, в результате которой у ООО "ТЛД" была установлена недоимка, налоговая инспекция Московской области вынесла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вдобавок к этому налоговой инспекции Омской области было отказано во включении в реестр кредиторов на основании требования по взысканию налоговой задолженности. Налоговая инспекция Омской области обратилась в суд с иском о признании решений о реорганизации недействительными, поскольку истинной целью присоединения было уклонение от исполнения обязательств, возникших по результатам выездной налоговой проверки, путем фиктивной миграции.
(Павлов Н.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)Еще в одном деле <57> оспаривались решения собраний ООО "Илизиум" и ООО "Технолигалдевайс" (далее - ООО "ТЛД) о реорганизации в форме присоединения. За ООО "ТЛД" числилась налоговая недоимка в размере около 639 млн руб., установленная в результате выездной проверки налоговой инспекции Омской области. Впоследствии ООО "ТЛД" присоединилось к ООО "Илизиум", зарегистрированному в Московской области, в результате чего сменило адрес. В отношении ООО "Илизиум" было возбуждено дело о банкротстве, началась конкурсная процедура. По итогам рассмотрения материалов выездной проверки по прошлому местонахождению, в результате которой у ООО "ТЛД" была установлена недоимка, налоговая инспекция Московской области вынесла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вдобавок к этому налоговой инспекции Омской области было отказано во включении в реестр кредиторов на основании требования по взысканию налоговой задолженности. Налоговая инспекция Омской области обратилась в суд с иском о признании решений о реорганизации недействительными, поскольку истинной целью присоединения было уклонение от исполнения обязательств, возникших по результатам выездной налоговой проверки, путем фиктивной миграции.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Суд, исследовав материалы дела, указал, что при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый орган применил смягчающие обстоятельства и снизил штраф. Размер штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Суд, исследовав материалы дела, указал, что при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый орган применил смягчающие обстоятельства и снизил штраф. Размер штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения.