Привлечение к административной ответственности лицо без гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к административной ответственности лицо без гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18.9 "Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" КоАП РФВместе с тем, возможность применения к Обществу вышеуказанных положений закона отсутствует, поскольку в соответствии с положениями Примечания к ст. 18.9 КоАП РФ, в случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через адрес иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания" Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Таким образом, административная ответственность за нарушение иностранным гражданином и лицом без гражданства правил миграционного учета, выразившееся в непостановке на учет по месту пребывания, наступает по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ (таковых в рассматриваемом случае не имеется)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная статьей 18.9 КоАП РФ, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (примечание к статье 18.9 КоАП РФ).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная статьей 18.9 КоАП РФ, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (примечание к статье 18.9 КоАП РФ).
Ситуация: Каков правовой статус лиц без гражданства на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицо без гражданства привлекается к административной ответственности, в частности, в случае осуществления трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу или патента (когда такие документы требуются), а также в случае нарушения режима пребывания (проживания) в РФ, выразившегося, например, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ. При этом за допущенные правонарушения помимо наложения административного штрафа возможно также административное выдворение за пределы РФ (ч. 1.1, 3.1 ст. 18.8, ч. 1, 2 ст. 18.10 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицо без гражданства привлекается к административной ответственности, в частности, в случае осуществления трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу или патента (когда такие документы требуются), а также в случае нарушения режима пребывания (проживания) в РФ, выразившегося, например, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ. При этом за допущенные правонарушения помимо наложения административного штрафа возможно также административное выдворение за пределы РФ (ч. 1.1, 3.1 ст. 18.8, ч. 1, 2 ст. 18.10 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
(ред. от 04.11.2025)Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2021 года"С учетом статей 1.5, 1.6 и 2.2 КоАП Российской Федерации привлечение лица без гражданства к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право пребывания (проживания) в Российской Федерации, если их отсутствие вызвано отменой решения о приобретении им российского гражданства ввиду совершения какого-либо из преступлений, перечисленных в части второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", повлекшего применение к нему уголовного наказания в виде лишения свободы с направлением к месту отбывания данного наказания, допускается только тогда, когда по делу об административном правонарушении на основе исследования конкретных обстоятельств достоверно установлено, что у такого лица имелась реальная возможность получения соответствующих документов или выезда из Российской Федерации, но он ею умышленно либо по неосторожности не воспользовался.
Статья: Административная ответственность лиц, пользующихся международно-правовым иммунитетом
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В настоящее время административная ответственность дипломатов, послов и консулов регулируется: ч. 3 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц" (КоАП РФ) <4>, Венской конвенцией о дипломатических сношениях <5> и Венской конвенцией о консульских сношениях <6>. Однако порядок привлечения к административной ответственности указанных лиц до сих пор имеет противоречивый характер. В частности, нигде не прописан объем полномочий правоохранительных органов в отношении лиц, обладающих международно-правовым иммунитетом, порядок действий при совершении данными лицами деяний также нигде не приводится. КоАП РФ гласит, что вопрос разрешается в соответствии с нормами международного права. Тем не менее проблема совершения административных правонарушений дипломатическими консулами и послами остается актуальной.
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В настоящее время административная ответственность дипломатов, послов и консулов регулируется: ч. 3 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц" (КоАП РФ) <4>, Венской конвенцией о дипломатических сношениях <5> и Венской конвенцией о консульских сношениях <6>. Однако порядок привлечения к административной ответственности указанных лиц до сих пор имеет противоречивый характер. В частности, нигде не прописан объем полномочий правоохранительных органов в отношении лиц, обладающих международно-правовым иммунитетом, порядок действий при совершении данными лицами деяний также нигде не приводится. КоАП РФ гласит, что вопрос разрешается в соответствии с нормами международного права. Тем не менее проблема совершения административных правонарушений дипломатическими консулами и послами остается актуальной.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная статьей 18.9 КоАП РФ, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (примечание к статье 18.9 КоАП РФ).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная статьей 18.9 КоАП РФ, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (примечание к статье 18.9 КоАП РФ).