Приведение в соответствие вида разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Приведение в соответствие вида разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры в сфере регистрации прав на недвижимость (в т.ч. в области кадастрового учета): Заявитель не согласен с отказом во внесении изменений в ЕГРН
(КонсультантПлюс, 2025)распоряжением Департамента о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка >>>
(КонсультантПлюс, 2025)распоряжением Департамента о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Заявитель хочет изменить категорию или вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель обратился в Уполномоченный орган с заявлением об изменении категории или вида разрешенного использования земельного участка (приведении вида разрешенного использования в соответствие с действующим Классификатором). Уполномоченный орган отказал Заявителю.
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель обратился в Уполномоченный орган с заявлением об изменении категории или вида разрешенного использования земельного участка (приведении вида разрешенного использования в соответствие с действующим Классификатором). Уполномоченный орган отказал Заявителю.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правоприменительная практика по изменению или установлению вида разрешенного использования земельного участка
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Здесь же возникает вопрос о трактовке пункта 13 указанной статьи с точки зрения полномочий властного органа. Если в заявлении указано на приведение в соответствие с видом разрешенного использования из Классификатора, который не аналогичен существующему, то уполномоченный орган может ограничиться отказом в оказании такой услуги или исходя из трактовки соответствующей нормы принять решение об установлении иного ВРИ, не указанного в заявлении, но наиболее подходящего с учетом правового режима земельного участка.
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Здесь же возникает вопрос о трактовке пункта 13 указанной статьи с точки зрения полномочий властного органа. Если в заявлении указано на приведение в соответствие с видом разрешенного использования из Классификатора, который не аналогичен существующему, то уполномоченный орган может ограничиться отказом в оказании такой услуги или исходя из трактовки соответствующей нормы принять решение об установлении иного ВРИ, не указанного в заявлении, но наиболее подходящего с учетом правового режима земельного участка.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. Согласно ч. 9 комментируемой статьи реконструкция указанных в ч. 8 комментируемой статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства или реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. Согласно ч. 9 комментируемой статьи реконструкция указанных в ч. 8 комментируемой статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства или реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Ситуация: Каков порядок признания объекта недвижимости домом блокированной застройки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для этого собственники таких жилых помещений вправе совместным решением уполномочить одного из собственников на обращение в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательства. В этом случае в ЕГРН вид объекта недвижимости должен быть изменен с "помещение" на "здание", внесено назначение - "жилое", вид разрешенного использования указан как "дом блокированной застройки", исключены сведения о виде жилого помещения - "квартира", а здание, учтенное как "многоквартирный дом", снимается с государственного кадастрового учета (ч. 3, 4 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Закона N 476-ФЗ; п. 2 Приложения к Письму Росреестра от 07.10.2022 N 14-8739-ТГ/22).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для этого собственники таких жилых помещений вправе совместным решением уполномочить одного из собственников на обращение в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательства. В этом случае в ЕГРН вид объекта недвижимости должен быть изменен с "помещение" на "здание", внесено назначение - "жилое", вид разрешенного использования указан как "дом блокированной застройки", исключены сведения о виде жилого помещения - "квартира", а здание, учтенное как "многоквартирный дом", снимается с государственного кадастрового учета (ч. 3, 4 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Закона N 476-ФЗ; п. 2 Приложения к Письму Росреестра от 07.10.2022 N 14-8739-ТГ/22).
Статья: Проблемы правового регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков в условиях отмены деления земель на категории
(Землякова Г.Л.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Однако представляется, что перед разработкой и принятием закона об отмене категорий земель существующие механизмы градостроительного зонирования (в частности, изменение видов разрешенного использования, установление соответствия вида разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков <31>, приведение в соответствие друг другу видов разрешенного использования земельных участков и зданий, расположенных на них, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки и др.) должны быть досконально проработаны и однозначно урегулированы законодательством. В противном случае внедрение механизма зонирования применительно ко всем землям может привести к хаосу в земельной сфере и торможению земельного оборота.
(Землякова Г.Л.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Однако представляется, что перед разработкой и принятием закона об отмене категорий земель существующие механизмы градостроительного зонирования (в частности, изменение видов разрешенного использования, установление соответствия вида разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков <31>, приведение в соответствие друг другу видов разрешенного использования земельных участков и зданий, расположенных на них, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки и др.) должны быть досконально проработаны и однозначно урегулированы законодательством. В противном случае внедрение механизма зонирования применительно ко всем землям может привести к хаосу в земельной сфере и торможению земельного оборота.
Статья: Ограничения прав на землю в границах зон с особыми условиями использования территорий: вопросы практического и теоретического осмысления
(Васючкова О.А., Каряка А.М.)
("Юрист", 2024, N 2)Вторым существенным ограничением является запрет на использование земельного участка, не соответствующего требованиям, установленным в отношении ЗОУИТ, в границах которой он расположен. Выражается данное ограничение в установлении особых требований к осуществлению его собственником хозяйственной и иной деятельности на данных территориях. Например, в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных <9>. В отношении земельных участков также предусмотрена возможность их приведения в соответствие с разрешенным видом использования.
(Васючкова О.А., Каряка А.М.)
("Юрист", 2024, N 2)Вторым существенным ограничением является запрет на использование земельного участка, не соответствующего требованиям, установленным в отношении ЗОУИТ, в границах которой он расположен. Выражается данное ограничение в установлении особых требований к осуществлению его собственником хозяйственной и иной деятельности на данных территориях. Например, в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных <9>. В отношении земельных участков также предусмотрена возможность их приведения в соответствие с разрешенным видом использования.
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Иная ситуация возникает при необходимости реконструкции - изменения параметров объектов капитального строительства либо строительстве новых объектов, когда неукоснительное соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно по смыслу правовой нормы последнего абзаца п. 4 ст. 85 ЗК РФ. Аналогичный подход законодателя прослеживается и в ч. 9 ст. 36 ГрК РФ, согласно которому реконструкция объекта капитального строительства может производиться исключительно путем приведения объекта в соответствие градостроительному регламенту или путем уменьшения несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. А изменение вида разрешенного использования земельного участка допустимо лишь путем приведения его в соответствие с видами разрешенного использования, предусмотренными регламентом для данной территориальной зоны. В этом состоит практическая значимость градостроительного зонирования.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Иная ситуация возникает при необходимости реконструкции - изменения параметров объектов капитального строительства либо строительстве новых объектов, когда неукоснительное соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно по смыслу правовой нормы последнего абзаца п. 4 ст. 85 ЗК РФ. Аналогичный подход законодателя прослеживается и в ч. 9 ст. 36 ГрК РФ, согласно которому реконструкция объекта капитального строительства может производиться исключительно путем приведения объекта в соответствие градостроительному регламенту или путем уменьшения несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. А изменение вида разрешенного использования земельного участка допустимо лишь путем приведения его в соответствие с видами разрешенного использования, предусмотренными регламентом для данной территориальной зоны. В этом состоит практическая значимость градостроительного зонирования.