Приватизация жилья сиротами
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация жилья сиротами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.04.2023 N 88-10643/2023 (УИД 46RS0030-01-2022-002862-24)
Категория спора: 1) Наем специализированного жилого помещения; 2) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования нанимателя: 1) О признании права на обеспечение жилым помещением, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения; 2) О включении в список лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Обстоятельства: В силу норм действующего законодательства после достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением, не вставшие на учет нуждающихся в получении жилых помещений, утрачивают одно из установленных законодателем условий получения социальной поддержки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Довод кассационной жалобы о том, что в случае осведомленности истца до достижения 23 лет о том, что квартира является приватизированной, то она бы обратилась с заявлением для предоставления ей жилого помещения и была бы обеспечена жилым помещением в установленном законом порядке, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствует о том, что истец по объективным причинам была лишена возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В 2004 году истцу исполнилось 18 лет и она, обладая полной дееспособностью, могла и должна была позаботиться о своих жилищных правах, в том числе прибегая к помощи государственных органов (администрации, прокуратуры, суда и т.д.).
Категория спора: 1) Наем специализированного жилого помещения; 2) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования нанимателя: 1) О признании права на обеспечение жилым помещением, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения; 2) О включении в список лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Обстоятельства: В силу норм действующего законодательства после достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением, не вставшие на учет нуждающихся в получении жилых помещений, утрачивают одно из установленных законодателем условий получения социальной поддержки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Довод кассационной жалобы о том, что в случае осведомленности истца до достижения 23 лет о том, что квартира является приватизированной, то она бы обратилась с заявлением для предоставления ей жилого помещения и была бы обеспечена жилым помещением в установленном законом порядке, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствует о том, что истец по объективным причинам была лишена возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В 2004 году истцу исполнилось 18 лет и она, обладая полной дееспособностью, могла и должна была позаботиться о своих жилищных правах, в том числе прибегая к помощи государственных органов (администрации, прокуратуры, суда и т.д.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Остро стоит вопрос приватизации квартир, в которых по договору социального найма проживают мамы-сироты. Приватизация жилья сиротами возможна не сразу, а только через 5 лет. Первое заселение сироты в новую квартиру осуществляется на основании договора специализированного найма жилплощади, срок которого обычно составляет 5 лет. Договор найма специализированного жилого помещения можно заключать на новый пятилетний срок неоднократно, если выявлены обстоятельства, что сирота находится в сложной жизненной ситуации. Для приватизации квартиры сироте нужно заключить уже новый договор - социального найма на бессрочной основе. После этого можно смело приступать к приватизации недвижимости хоть на следующий день. К счастью, стоит заметить, что судебная практика с участием сирот складывается таким образом, что суд всегда пытается максимальным образом защитить права сирот на получение квартиры.
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Остро стоит вопрос приватизации квартир, в которых по договору социального найма проживают мамы-сироты. Приватизация жилья сиротами возможна не сразу, а только через 5 лет. Первое заселение сироты в новую квартиру осуществляется на основании договора специализированного найма жилплощади, срок которого обычно составляет 5 лет. Договор найма специализированного жилого помещения можно заключать на новый пятилетний срок неоднократно, если выявлены обстоятельства, что сирота находится в сложной жизненной ситуации. Для приватизации квартиры сироте нужно заключить уже новый договор - социального найма на бессрочной основе. После этого можно смело приступать к приватизации недвижимости хоть на следующий день. К счастью, стоит заметить, что судебная практика с участием сирот складывается таким образом, что суд всегда пытается максимальным образом защитить права сирот на получение квартиры.
Ситуация: Каков порядок участия несовершеннолетних в приватизации жилых помещений?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласие органа опеки и попечительства на передачу в порядке приватизации жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, а также в собственность детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, запрашивается уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия (п. п. 2.5.1.2, 2.5.1.2.1.9 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласие органа опеки и попечительства на передачу в порядке приватизации жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, а также в собственность детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, запрашивается уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия (п. п. 2.5.1.2, 2.5.1.2.1.9 Административного регламента).
Нормативные акты
<Письмо> Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")Жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подлежит приватизации, то есть передаче в собственность нанимателя, а также сдаче нанимателем в поднаем.
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")Жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подлежит приватизации, то есть передаче в собственность нанимателя, а также сдаче нанимателем в поднаем.
<Письмо> Минобрнауки России от 08.04.2014 N ВК-615/07
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")В то же время такие граждане, если они участвовали в приватизации данного жилого помещения, приобретают бессрочное право пользования им в силу ст. 19 Федерального закона N 189-ФЗ при прекращении семейных отношений с собственником <1>. Кроме того, у граждан, лишенных родительских прав, может быть самостоятельное право пользования жилым помещением собственника из числа детей-сирот и лиц из их числа, основанное на завещательном отказе (ст. 33 Жилищного кодекса).
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")В то же время такие граждане, если они участвовали в приватизации данного жилого помещения, приобретают бессрочное право пользования им в силу ст. 19 Федерального закона N 189-ФЗ при прекращении семейных отношений с собственником <1>. Кроме того, у граждан, лишенных родительских прав, может быть самостоятельное право пользования жилым помещением собственника из числа детей-сирот и лиц из их числа, основанное на завещательном отказе (ст. 33 Жилищного кодекса).
Статья: Перспективы развития законодательства о дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот (анализ ситуации в Республике Карелия)
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Здесь отметим, что в целом сделки с долями в объекте недвижимости сопряжены с повышенными правовыми рисками, а государство не предусматривает обязательного механизма правовой экспертизы сделок с участием детей-сирот и их оплаты (например, оплаты услуг нотариуса за нотариальное удостоверение сделки по правилам ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости"), государство не несет риски в случае предъявления к собственнику доли судебных претензий от третьих лиц, например наследников. Проект выстроен таким образом, что контрольные и защитные функции государства заканчиваются на этапе заключения договора купли-продажи жилого помещения, государство не страхует те риски, которые могут возникнуть после того, как будет зарегистрирован переход права собственности от продавца к покупателю (т.е. лицу из категории детей-сирот).
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Здесь отметим, что в целом сделки с долями в объекте недвижимости сопряжены с повышенными правовыми рисками, а государство не предусматривает обязательного механизма правовой экспертизы сделок с участием детей-сирот и их оплаты (например, оплаты услуг нотариуса за нотариальное удостоверение сделки по правилам ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости"), государство не несет риски в случае предъявления к собственнику доли судебных претензий от третьих лиц, например наследников. Проект выстроен таким образом, что контрольные и защитные функции государства заканчиваются на этапе заключения договора купли-продажи жилого помещения, государство не страхует те риски, которые могут возникнуть после того, как будет зарегистрирован переход права собственности от продавца к покупателю (т.е. лицу из категории детей-сирот).
Статья: Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В целом такой шаг законодателя следует признать целесообразным, принимая во внимание наличие широких возможностей распорядительного характера у нанимателя по договору социального найма жилого помещения (обмен, приватизация, поднаем и т.д.) и связанные с этим риски. В доктрине использование модели социального найма для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот неоднократно подвергалось критике, так как эта категория нанимателей действительно попадала в группу риска, что приводило к утрате жилых помещений после их приватизации в результате действий мошенников. Очевидно, что аналогичные проблемы возникали и при приобретении помещений в собственность за счет субсидий <3>. Во избежание злоупотреблений и нарушений прав детей-сирот состав специализированного жилищного фонда был расширен за счет соответствующих жилых помещений, имея в виду ряд присущих последнему ограничений в пользовании по сравнению с договором социального найма, что, по замыслу законодателя, позволило обеспечить контроль за соблюдением прав детей-сирот в течение начального периода их самостоятельного проживания.
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В целом такой шаг законодателя следует признать целесообразным, принимая во внимание наличие широких возможностей распорядительного характера у нанимателя по договору социального найма жилого помещения (обмен, приватизация, поднаем и т.д.) и связанные с этим риски. В доктрине использование модели социального найма для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот неоднократно подвергалось критике, так как эта категория нанимателей действительно попадала в группу риска, что приводило к утрате жилых помещений после их приватизации в результате действий мошенников. Очевидно, что аналогичные проблемы возникали и при приобретении помещений в собственность за счет субсидий <3>. Во избежание злоупотреблений и нарушений прав детей-сирот состав специализированного жилищного фонда был расширен за счет соответствующих жилых помещений, имея в виду ряд присущих последнему ограничений в пользовании по сравнению с договором социального найма, что, по замыслу законодателя, позволило обеспечить контроль за соблюдением прав детей-сирот в течение начального периода их самостоятельного проживания.
Статья: Жилище как вид социального обеспечения
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В рамках предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в стационарном обслуживании (престарелым, инвалидам, детям-сиротам и др.), жилые помещения могут предоставляться для целей как постоянного, так и временного проживания;
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В рамках предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в стационарном обслуживании (престарелым, инвалидам, детям-сиротам и др.), жилые помещения могут предоставляться для целей как постоянного, так и временного проживания;
Ситуация: Как выселить несовершеннолетнего из жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)за родителем ребенка сохранено право проживания в жилом помещении (в том числе после прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения или после перехода права собственности на него), например, в связи с тем, что он имел равные с собственником права на приватизацию этого жилого помещения, но отказался от своего права (ст. 2 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; ч. 1 ст. 19 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)за родителем ребенка сохранено право проживания в жилом помещении (в том числе после прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения или после перехода права собственности на него), например, в связи с тем, что он имел равные с собственником права на приватизацию этого жилого помещения, но отказался от своего права (ст. 2 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; ч. 1 ст. 19 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14);
Статья: Перспективы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем
(Арбузов С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Базовым законом в сфере регулирования жилищных прав данной категории лиц является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), в ст. 8 которого до вышеупомянутой даты содержались положения о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений по месту жительства нуждающихся. После предоставления жилого помещения в пользование его можно было приватизировать. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <7> ранее существующий порядок был принципиально изменен. Согласно новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ жилье предоставляется по месту жительства нуждающегося по договору найма специализированных жилых помещений, соответственно, без возможности его приватизации в течение 5-летнего срока действия договора, вплоть до исключения из специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма. Такие жилые помещения отличаются особым - специальным правовым режимом, который обусловлен наличием действующих в их отношении правоограничений <8>.
(Арбузов С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Базовым законом в сфере регулирования жилищных прав данной категории лиц является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), в ст. 8 которого до вышеупомянутой даты содержались положения о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений по месту жительства нуждающихся. После предоставления жилого помещения в пользование его можно было приватизировать. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <7> ранее существующий порядок был принципиально изменен. Согласно новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ жилье предоставляется по месту жительства нуждающегося по договору найма специализированных жилых помещений, соответственно, без возможности его приватизации в течение 5-летнего срока действия договора, вплоть до исключения из специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма. Такие жилые помещения отличаются особым - специальным правовым режимом, который обусловлен наличием действующих в их отношении правоограничений <8>.