Приватизация земельного участка под зданием
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земельного участка под зданием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"2.1.2. Если на момент приватизации ФГУП в форме преобразования в АО земельный участок, на котором находится здание, принадлежащее данному лицу на праве собственности, не был учтен в ГКН, а в период между приватизацией и заявлением АО требования о предоставлении участка этот участок являлся временно учтенным и значился в ГКН под другим кадастровым номером, а затем сведения о нем были удалены из ГКН, то право собственности АО на данный участок не считается возникшим (позиция ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.20 ЗК РФ "Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение"2.2.3. Если на момент приватизации ФГУП в форме преобразования в АО земельный участок, на котором находится здание, принадлежащее данному лицу на праве собственности, не был учтен в ГКН, а в период между приватизацией и заявлением АО требования о предоставлении участка этот участок являлся временно учтенным и значился в ГКН под другим кадастровым номером, а затем сведения о нем были удалены из ГКН, то право собственности АО на данный участок не считается возникшим (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Может ли быть признан недействительным договор купли-продажи земельного участка, если при его приватизации не были учтены права собственника расположенного на нем объекта недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Исключительный характер права на приватизацию земельного участка, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования. Земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников такой недвижимости. Данная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 5361/12.
Может ли быть признан недействительным договор купли-продажи земельного участка, если при его приватизации не были учтены права собственника расположенного на нем объекта недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Исключительный характер права на приватизацию земельного участка, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования. Земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников такой недвижимости. Данная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 5361/12.
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Вправе ли собственник недвижимости приватизировать земельный участок, если на нем расположены объекты недвижимости, принадлежащие другому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Вправе ли собственник недвижимости приватизировать земельный участок, если на нем расположены объекты недвижимости, принадлежащие другому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Следовательно, исключительность закрепленного в ст. 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Следовательно, исключительность закрепленного в ст. 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.
"О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.
Статья: Понятие недвижимости в Гражданском кодексе России (история, современность и перспективы развития)
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)Спорность такого решения очевидна даже в свете описанного исключения из числа недвижимых вещей многолетних насаждений и водных объектов, находящихся в границах земельного участка. Вместе с тем нельзя забывать, что корень проблемы лежит в существовавшем длительное время запрете приватизации земельных участков, занятых приватизируемыми зданиями, по аналогии с которыми объекты незавершенного строительства получили статус недвижимых вещей.
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)Спорность такого решения очевидна даже в свете описанного исключения из числа недвижимых вещей многолетних насаждений и водных объектов, находящихся в границах земельного участка. Вместе с тем нельзя забывать, что корень проблемы лежит в существовавшем длительное время запрете приватизации земельных участков, занятых приватизируемыми зданиями, по аналогии с которыми объекты незавершенного строительства получили статус недвижимых вещей.
Статья: Особенности долевой собственности на общее имущество собственников помещений в нежилом здании
(Старченко Ю.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 3)Исходя из буквального толкования положений п. 10 ст. 39.20 ЗК РФ не представляется возможным признать долю в праве на здание или сооружение идентичной доле в праве на общее имущество в здании. Таким образом, из данных норм нельзя сделать однозначный вывод о том, что доля в праве собственности на земельный участок при приватизации участка собственниками помещений в неделимом здании определяется пропорционально площади помещения в площади здания. Аналогичный вопрос стоит и при первичной купле-продаже (не приватизации) помещений в нежилом здании. Очевиден в данной ситуации лишь вывод о том, что при приватизации земельного участка собственниками помещения в здании соглашением всех собственников может быть установлено произвольное соотношение долей в праве общей собственности на такой земельный участок.
(Старченко Ю.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 3)Исходя из буквального толкования положений п. 10 ст. 39.20 ЗК РФ не представляется возможным признать долю в праве на здание или сооружение идентичной доле в праве на общее имущество в здании. Таким образом, из данных норм нельзя сделать однозначный вывод о том, что доля в праве собственности на земельный участок при приватизации участка собственниками помещений в неделимом здании определяется пропорционально площади помещения в площади здания. Аналогичный вопрос стоит и при первичной купле-продаже (не приватизации) помещений в нежилом здании. Очевиден в данной ситуации лишь вывод о том, что при приватизации земельного участка собственниками помещения в здании соглашением всех собственников может быть установлено произвольное соотношение долей в праве общей собственности на такой земельный участок.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11).
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрены особенности приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости:
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрены особенности приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости:
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)На мой взгляд, логика Конституционного Суда Российской Федерации не является бесспорной. Для понимания того, почему такое регулирование все-таки нарушает правовые, в том числе конституционно-правовые, принципы, нужно обратиться к историческим особенностям формирования оборота недвижимости в нашей стране. Прежде всего не стоит забывать, что положение о единстве судьбы земельных участков и расположенных на них строений появилось только со вступлением в силу ЗК РФ в 2001 году и принятием Закона N 178-ФЗ. Ранее в силу исторических и политических причин государство сознательно отходило от этого принципа, разрешив в том числе приватизацию зданий и сооружений без земельных участков, на которых такие объекты расположены <31>. Иначе говоря, именно на государстве лежит ответственность за то, что еще в 1990-е годы большое количество объектов недвижимости оказались на публичной земле, так как были приватизированы в отрыве от земельных участков.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)На мой взгляд, логика Конституционного Суда Российской Федерации не является бесспорной. Для понимания того, почему такое регулирование все-таки нарушает правовые, в том числе конституционно-правовые, принципы, нужно обратиться к историческим особенностям формирования оборота недвижимости в нашей стране. Прежде всего не стоит забывать, что положение о единстве судьбы земельных участков и расположенных на них строений появилось только со вступлением в силу ЗК РФ в 2001 году и принятием Закона N 178-ФЗ. Ранее в силу исторических и политических причин государство сознательно отходило от этого принципа, разрешив в том числе приватизацию зданий и сооружений без земельных участков, на которых такие объекты расположены <31>. Иначе говоря, именно на государстве лежит ответственность за то, что еще в 1990-е годы большое количество объектов недвижимости оказались на публичной земле, так как были приватизированы в отрыве от земельных участков.
Ситуация: Можно ли приватизировать садовый земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Приватизировать садовый земельный участок могут отдельные льготные категории граждан, а также граждане, которым он предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение до 30.10.2001 или к которым перешло право собственности на здание на таком участке. Члены СНТ могут приватизировать садовый земельный участок до 01.03.2031.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Приватизировать садовый земельный участок могут отдельные льготные категории граждан, а также граждане, которым он предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение до 30.10.2001 или к которым перешло право собственности на здание на таком участке. Члены СНТ могут приватизировать садовый земельный участок до 01.03.2031.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует также помнить, что п. 3 ст. 2 Закона <1> о введении в действие Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность в городах с населением свыше 3 (трех) миллионов человек устанавливать при приватизации земельных участков запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, который может быть снят за плату в пределах до 80% от кадастровой стоимости участка. Порядок установления и снятия запрета на строительство устанавливается законами субъектов РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует также помнить, что п. 3 ст. 2 Закона <1> о введении в действие Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность в городах с населением свыше 3 (трех) миллионов человек устанавливать при приватизации земельных участков запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке, который может быть снят за плату в пределах до 80% от кадастровой стоимости участка. Порядок установления и снятия запрета на строительство устанавливается законами субъектов РФ.