Приватизация земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 27 ЗК РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков"4. Позиции о запрете приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ)
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"2.5.3. Отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"2. До 1 марта 2031 года гражданин, который использует для постоянного проживания возведенный до 14 мая 1998 года жилой дом, который расположен в границах населенного пункта и право собственности на который у гражданина и иных лиц отсутствует, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"2. До 1 марта 2031 года гражданин, который использует для постоянного проживания возведенный до 14 мая 1998 года жилой дом, который расположен в границах населенного пункта и право собственности на который у гражданина и иных лиц отсутствует, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.
Готовое решение: Налоговый учет земельных участков и операций с ними
(КонсультантПлюс, 2025)Если проданный участок был внесен в качестве взноса в уставный капитал, доход от продажи уменьшите на его стоимость, которая была определена при таком внесении (Письмо Минфина России от 18.07.2013 N 03-03-06/1/28205). В частности, если вы продали земельный участок, полученный при приватизации государственного или муниципального имущества, в качестве расходов учтите его стоимость, определенную на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 13.01.2020 N 03-03-07/465).
(КонсультантПлюс, 2025)Если проданный участок был внесен в качестве взноса в уставный капитал, доход от продажи уменьшите на его стоимость, которая была определена при таком внесении (Письмо Минфина России от 18.07.2013 N 03-03-06/1/28205). В частности, если вы продали земельный участок, полученный при приватизации государственного или муниципального имущества, в качестве расходов учтите его стоимость, определенную на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 13.01.2020 N 03-03-07/465).
Статья: Обжалование отказов в государственной регистрации прав на земельный участок как один из способов установления достоверных сведений для внесения в ЕГРН
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)- приватизация земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, не предусмотрена ст. 39.20 Земельного кодекса РФ;
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)- приватизация земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, не предусмотрена ст. 39.20 Земельного кодекса РФ;
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Возможно, подмена объектов земельного законодательства местом размещения НТО, как и в целом регламентация анализируемых отношений вне земельного законодательства, была продиктована желанием законодателя пресечь практику по приватизации земельных участков, занятых НТО, путем создания на них объектов недвижимости. В отличие от земельного участка место размещения НТО является необоротоспособным объектом.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Возможно, подмена объектов земельного законодательства местом размещения НТО, как и в целом регламентация анализируемых отношений вне земельного законодательства, была продиктована желанием законодателя пресечь практику по приватизации земельных участков, занятых НТО, путем создания на них объектов недвижимости. В отличие от земельного участка место размещения НТО является необоротоспособным объектом.
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Представляется, что при разрешении исследуемой правовой неопределенности целесообразно исходить из следующего. В соответствии со статьями 7 и 9 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ (далее - ВК РФ 1995) в состав поверхностных водных объектов входили поверхностные воды, дно и берега водоема, которые в силу прямой нормы статьи 7 этого Кодекса рассматривались как "единый водный объект". Согласно статьям 31 и 33 ВК РФ 1995 водный объект в целом являлся предметом права собственности Российской Федерации. В отношении размера (ширины) берегов водоема в ВК РФ 1995 имелась только норма статьи 20 о ширине бечевника (береговой полосы), составляющей 20 метров и предназначенной для общего пользования. Вероятно, это положение необходимо рассматривать в качестве размера берегов и границ водного объекта. В силу приведенных норм ВК РФ 1995 береговая полоса была признана частью водного объекта, и Российская Федерация приобрела на нее право собственности. В соответствии с действующим подходом, применяемым к регулированию длящихся правоотношений, нормы о расположении береговой полосы в составе водного объекта, как и нормы о ее нахождении в публичной собственности, сохраняют свою силу и продолжают действовать. Правильность сделанного вывода подтверждается действующими нормами законодательства о недопустимости приватизации земельных участков в границах береговой полосы (см. статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ) и материалами судебной практики, где подчеркивается, что водные объекты и их береговые полосы могут находиться только в федеральной собственности <3>.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Представляется, что при разрешении исследуемой правовой неопределенности целесообразно исходить из следующего. В соответствии со статьями 7 и 9 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ (далее - ВК РФ 1995) в состав поверхностных водных объектов входили поверхностные воды, дно и берега водоема, которые в силу прямой нормы статьи 7 этого Кодекса рассматривались как "единый водный объект". Согласно статьям 31 и 33 ВК РФ 1995 водный объект в целом являлся предметом права собственности Российской Федерации. В отношении размера (ширины) берегов водоема в ВК РФ 1995 имелась только норма статьи 20 о ширине бечевника (береговой полосы), составляющей 20 метров и предназначенной для общего пользования. Вероятно, это положение необходимо рассматривать в качестве размера берегов и границ водного объекта. В силу приведенных норм ВК РФ 1995 береговая полоса была признана частью водного объекта, и Российская Федерация приобрела на нее право собственности. В соответствии с действующим подходом, применяемым к регулированию длящихся правоотношений, нормы о расположении береговой полосы в составе водного объекта, как и нормы о ее нахождении в публичной собственности, сохраняют свою силу и продолжают действовать. Правильность сделанного вывода подтверждается действующими нормами законодательства о недопустимости приватизации земельных участков в границах береговой полосы (см. статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ) и материалами судебной практики, где подчеркивается, что водные объекты и их береговые полосы могут находиться только в федеральной собственности <3>.
Статья: Правовые позиции судов по некоторым вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения (на примере Саратовской области)
(Аверьянова Н.Н.)
("Российский судья", 2025, N 2)В соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 г. N 122-ЗСО "О земле" <2> (далее - Закон о земле) к полномочиям органов государственной власти Саратовской области в сфере земельных отношений относится "установление момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
(Аверьянова Н.Н.)
("Российский судья", 2025, N 2)В соответствии с Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 г. N 122-ЗСО "О земле" <2> (далее - Закон о земле) к полномочиям органов государственной власти Саратовской области в сфере земельных отношений относится "установление момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Территорию можно определить как характеризующийся пространственно-территориальными свойствами публичный объект; территория не может находиться в частной собственности и выступать объектом гражданских прав и сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем установленный в отношении территории земельно-правовой режим может иметь вполне конкретные правовые последствия в сфере имущественных (частных) прав правообладателей существующих и вновь образуемых в составе территории участков, выражающиеся в ограничениях прав и оборотоспособности. Например, в соответствии со ст. 95 ЗК РФ на особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничивается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу; ст. 15 ЗК РФ запрещает приобретение иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами на праве собственности земельных участков, находящихся на приграничных территориях; не допускается приватизация земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, участков в пределах береговой полосы и участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ст. 27 ЗК РФ); согласно ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особо ценное значение (природоохранное, научное и др.), не подлежат приватизации. В судебной практике <1> также подчеркивается, что установленный судом факт расположения спорного земельного участка в составе территории, в отношении которой установлены ограничения оборотоспособности, является основанием для отказа в предоставлении участка в частную собственность.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Территорию можно определить как характеризующийся пространственно-территориальными свойствами публичный объект; территория не может находиться в частной собственности и выступать объектом гражданских прав и сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем установленный в отношении территории земельно-правовой режим может иметь вполне конкретные правовые последствия в сфере имущественных (частных) прав правообладателей существующих и вновь образуемых в составе территории участков, выражающиеся в ограничениях прав и оборотоспособности. Например, в соответствии со ст. 95 ЗК РФ на особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничивается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу; ст. 15 ЗК РФ запрещает приобретение иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами на праве собственности земельных участков, находящихся на приграничных территориях; не допускается приватизация земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, участков в пределах береговой полосы и участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ст. 27 ЗК РФ); согласно ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особо ценное значение (природоохранное, научное и др.), не подлежат приватизации. В судебной практике <1> также подчеркивается, что установленный судом факт расположения спорного земельного участка в составе территории, в отношении которой установлены ограничения оборотоспособности, является основанием для отказа в предоставлении участка в частную собственность.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками проекта комментируемого Закона, впервые предложено законодательно урегулировать вопрос об одновременной приватизации земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным унитарным предприятиям в составе имущественных комплексов таких предприятий; земельные участки должны включаться в уставные капиталы вновь создаваемых акционерных обществ либо продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене; это будет способствовать созданию единых объектов недвижимости.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками проекта комментируемого Закона, впервые предложено законодательно урегулировать вопрос об одновременной приватизации земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным унитарным предприятиям в составе имущественных комплексов таких предприятий; земельные участки должны включаться в уставные капиталы вновь создаваемых акционерных обществ либо продаваться уже существующим акционерным обществам по нормативной цене; это будет способствовать созданию единых объектов недвижимости.
Статья: Понятие недвижимости в Гражданском кодексе России (история, современность и перспективы развития)
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)Спорность такого решения очевидна даже в свете описанного исключения из числа недвижимых вещей многолетних насаждений и водных объектов, находящихся в границах земельного участка. Вместе с тем нельзя забывать, что корень проблемы лежит в существовавшем длительное время запрете приватизации земельных участков, занятых приватизируемыми зданиями, по аналогии с которыми объекты незавершенного строительства получили статус недвижимых вещей.
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)Спорность такого решения очевидна даже в свете описанного исключения из числа недвижимых вещей многолетних насаждений и водных объектов, находящихся в границах земельного участка. Вместе с тем нельзя забывать, что корень проблемы лежит в существовавшем длительное время запрете приватизации земельных участков, занятых приватизируемыми зданиями, по аналогии с которыми объекты незавершенного строительства получили статус недвижимых вещей.
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Форма собственности связана с отношениями в сфере перехода прав на водные объекты и пользования ими. Согласно статье 6 ВК РФ и статье 27 ЗК РФ земельные участки, занятые водными объектами, относящимися к государственной и муниципальной собственности, являются объектами общего пользования и ограничиваются в обороте. Статьей 27 ЗК РФ также предусматривается прямой запрет на приватизацию земельных участков, образуемых и изменяемых в границах береговой полосы водных объектов общего пользования.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Форма собственности связана с отношениями в сфере перехода прав на водные объекты и пользования ими. Согласно статье 6 ВК РФ и статье 27 ЗК РФ земельные участки, занятые водными объектами, относящимися к государственной и муниципальной собственности, являются объектами общего пользования и ограничиваются в обороте. Статьей 27 ЗК РФ также предусматривается прямой запрет на приватизацию земельных участков, образуемых и изменяемых в границах береговой полосы водных объектов общего пользования.
Статья: Земельный участок как объект гражданского оборота: вопросы теории и практики
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)В судебной практике обращается внимание на интересный момент - "ограничение прав собственника" и "ограничение оборота земельного участка" - не совпадающие правовые категории. Так, суд указал, что наличие охранной зоны ЛЭП не свидетельствует об ограничении обороноспособности земельного участка, а лишь устанавливает особый режим его использования, поскольку в ст. 27 ЗК РФ такое основание для признания участка ограниченным в обороте (охранная зона инженерных коммуникаций) отсутствует, следовательно, это не может препятствовать приватизации земельного участка <10>.
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)В судебной практике обращается внимание на интересный момент - "ограничение прав собственника" и "ограничение оборота земельного участка" - не совпадающие правовые категории. Так, суд указал, что наличие охранной зоны ЛЭП не свидетельствует об ограничении обороноспособности земельного участка, а лишь устанавливает особый режим его использования, поскольку в ст. 27 ЗК РФ такое основание для признания участка ограниченным в обороте (охранная зона инженерных коммуникаций) отсутствует, следовательно, это не может препятствовать приватизации земельного участка <10>.