Приватизация объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Признается недействительным заключенный с нарушением порядка приватизации объектов культурного наследия договор купли-продажи помещений в здании - объекте культурного наследия, даже если они сформированы в качестве самостоятельных объектов права
(КонсультантПлюс, 2025)Признается недействительным заключенный с нарушением порядка приватизации объектов культурного наследия договор купли-продажи помещений в здании - объекте культурного наследия, даже если они сформированы в качестве самостоятельных объектов права
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества" Федерального закона "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Таким образом, положениями статей 20, 29 Закона N 178-ФЗ установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, которые являются специальными по отношению к норме статьи 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при приватизации объектов культурного наследия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как приватизировать государственное и муниципальное имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты культурного наследия, включенные в единый госреестр объектов культурного наследия (п. 1 ст. 29 Закона о приватизации):
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты культурного наследия, включенные в единый госреестр объектов культурного наследия (п. 1 ст. 29 Закона о приватизации):
Вопрос: О приватизации нежилых помещений, расположенных в МКД, являющемся объектом культурного наследия, состояние которого признано неудовлетворительным.
(Письмо Минфина России от 10.10.2024 N 28-01-07/98331)Вопрос: О приватизации нежилых помещений, расположенных в МКД, являющемся объектом культурного наследия, состояние которого признано неудовлетворительным.
(Письмо Минфина России от 10.10.2024 N 28-01-07/98331)Вопрос: О приватизации нежилых помещений, расположенных в МКД, являющемся объектом культурного наследия, состояние которого признано неудовлетворительным.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3. Особенности обременения государственного и муниципального имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, включенным в реестр, обязанностью нового собственника по выполнению установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении такого объекта, отчуждаемого в порядке приватизации, устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3. Особенности обременения государственного и муниципального имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, включенным в реестр, обязанностью нового собственника по выполнению установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении такого объекта, отчуждаемого в порядке приватизации, устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия
Статья: Новая приватизация
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 6)По следующему делу ООО обратилось в Конституционный Суд РФ с оспариванием конституционности ст. 20 и 29 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусматривающих, в частности, приватизацию объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, путем продажи их на конкурсе, а также условия его проведения.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 6)По следующему делу ООО обратилось в Конституционный Суд РФ с оспариванием конституционности ст. 20 и 29 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусматривающих, в частности, приватизацию объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, путем продажи их на конкурсе, а также условия его проведения.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Регулированию приватизации государственного и муниципального имущества посвящен и ряд подзаконных нормативных актов. После того как был принят Закон о приватизации, стремительно обновилась и подзаконная нормативная база, регламентирующая отношения приватизации. Были приняты, в частности, Постановления Правительства РФ: от 26 апреля 2002 г. N 270 "О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества" <1>, от 22 июля 2002 г. N 549 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены" <2>, от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" <3>, от 12 августа 2002 г. N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества" <4>, от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" <5>, от 19 августа 2002 г. N 617 "Об утверждении правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества", от 25 сентября 2002 г. N 707 "О порядке реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" <6>, от 13 ноября 2002 г. N 815 "О внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия", от 28 ноября 2002 г. N 845 "О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг", от 11 декабря 2002 г. N 886 "Об отчуждении принадлежащих Российской Федерации акций закрытых акционерных обществ, долей в обществах с ограниченной ответственностью и вкладов в товариществах на вере" <7>, от 16 декабря 2002 г. N 894 "О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия" <8>, от 25 декабря 2002 г. N 925 "О российском фонде федерального имущества", от 23 января 2003 г. N 44 "О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"), от 14 февраля 2006 г. N 87 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества" и ряд других.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Регулированию приватизации государственного и муниципального имущества посвящен и ряд подзаконных нормативных актов. После того как был принят Закон о приватизации, стремительно обновилась и подзаконная нормативная база, регламентирующая отношения приватизации. Были приняты, в частности, Постановления Правительства РФ: от 26 апреля 2002 г. N 270 "О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества" <1>, от 22 июля 2002 г. N 549 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены" <2>, от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" <3>, от 12 августа 2002 г. N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества" <4>, от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" <5>, от 19 августа 2002 г. N 617 "Об утверждении правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества", от 25 сентября 2002 г. N 707 "О порядке реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" <6>, от 13 ноября 2002 г. N 815 "О внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия", от 28 ноября 2002 г. N 845 "О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг", от 11 декабря 2002 г. N 886 "Об отчуждении принадлежащих Российской Федерации акций закрытых акционерных обществ, долей в обществах с ограниченной ответственностью и вкладов в товариществах на вере" <7>, от 16 декабря 2002 г. N 894 "О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия" <8>, от 25 декабря 2002 г. N 925 "О российском фонде федерального имущества", от 23 января 2003 г. N 44 "О порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"), от 14 февраля 2006 г. N 87 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества" и ряд других.
Вопрос: О продаже объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, если на конкурс подана только одна заявка.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 28-01-10/13728)Вопрос: О продаже объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, если на конкурс подана только одна заявка.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 28-01-10/13728)Вопрос: О продаже объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, если на конкурс подана только одна заявка.
Статья: Правовая природа охранного обязательства как существенного условия договора аренды объектов культурного наследия
(Сбитнев В.С.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)<10> Федорова Л.В. Правовое регулирование приватизации недвижимых объектов культурного наследия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 17.
(Сбитнев В.С.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)<10> Федорова Л.В. Правовое регулирование приватизации недвижимых объектов культурного наследия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 17.
Статья: Свойство следования, обременение недвижимой вещи и система прав на недвижимость
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2022, N 8)Как уже отмечалось, свойство следования выступает основным средством придания праву прочности. Но признания этого очевидного факта недостаточно, нужно выяснить, почему то или иное право нуждается в прочности больше, чем другие права. Для этого обратимся к сформированному списку. В целом можно утверждать, что в основе придания большей части правовых явлений свойства следования лежит признанная законодателем необходимость усиленной защиты прав определенных лиц (а иногда и неопределенного круга лиц - приватизация, объекты культурного наследия), которые не являются собственниками вещи, но либо состоят в определенных отношениях с собственником, либо имеют законный интерес в особом поведении собственника. При этом собственника всегда стесняет наличие права на вещь (или права требования) у другого лица (лиц), что может породить у него желание от этих стеснений (и прав другого лица) избавиться. Провозглашение в законе свойства следования предупреждает собственника о том, что даже отчуждение не сможет освободить данное имущество от прав другого лица. Это, с одной стороны, исключает недобросовестные действия собственника по фиктивному отчуждению имущества, а с другой стороны, порождает у обладателя права на чужую вещь уверенность в том, что никакие изменения в принадлежности вещи не приведут к прекращению его права. Названные мотивы, как представляется, принимаются законодателем во внимание во всех случаях снабжения свойством следования прав пользования на чужую вещь (позиции 1, 2 - 6, 9 - 11, 13 в перечне). Разумеется, причины, по которым права разных пользователей должны особо охраняться, будут несколько различаться между собой. Если для одних случаев пользования прочность необходима для нормальной экономической деятельности обладателя права на чужую вещь (9, 13), то для других на первое место выходят социальные мотивы (2 - 4, 10, 11). В отношении остальных все зависит от целевого использования недвижимости (1, 5, 6).
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2022, N 8)Как уже отмечалось, свойство следования выступает основным средством придания праву прочности. Но признания этого очевидного факта недостаточно, нужно выяснить, почему то или иное право нуждается в прочности больше, чем другие права. Для этого обратимся к сформированному списку. В целом можно утверждать, что в основе придания большей части правовых явлений свойства следования лежит признанная законодателем необходимость усиленной защиты прав определенных лиц (а иногда и неопределенного круга лиц - приватизация, объекты культурного наследия), которые не являются собственниками вещи, но либо состоят в определенных отношениях с собственником, либо имеют законный интерес в особом поведении собственника. При этом собственника всегда стесняет наличие права на вещь (или права требования) у другого лица (лиц), что может породить у него желание от этих стеснений (и прав другого лица) избавиться. Провозглашение в законе свойства следования предупреждает собственника о том, что даже отчуждение не сможет освободить данное имущество от прав другого лица. Это, с одной стороны, исключает недобросовестные действия собственника по фиктивному отчуждению имущества, а с другой стороны, порождает у обладателя права на чужую вещь уверенность в том, что никакие изменения в принадлежности вещи не приведут к прекращению его права. Названные мотивы, как представляется, принимаются законодателем во внимание во всех случаях снабжения свойством следования прав пользования на чужую вещь (позиции 1, 2 - 6, 9 - 11, 13 в перечне). Разумеется, причины, по которым права разных пользователей должны особо охраняться, будут несколько различаться между собой. Если для одних случаев пользования прочность необходима для нормальной экономической деятельности обладателя права на чужую вещь (9, 13), то для других на первое место выходят социальные мотивы (2 - 4, 10, 11). В отношении остальных все зависит от целевого использования недвижимости (1, 5, 6).
Статья: Передача государственного имущества Русской православной церкви: проблемы толкования законов и анализ судебной практики
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)Вопросы, для регламентации которых издали президентское распоряжение, можно было урегулировать только федеральным законом. Первоначальный проект такого закона разработали к сентябрю 2004 г. в Министерстве экономики. Он назывался "О передаче находящихся в государственной или муниципальной собственности зданий и сооружений религиозного назначения, а также земельных участков, на которых расположены указанные здания и сооружения". Согласно ему передача в собственность объектов недвижимости, являющихся объектами культурного наследия, должна была осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Пункт 3 этой статьи предусматривал при осуществлении приватизации объекта культурного наследия заключение такого договора о его отчуждении, в котором существенным условием было "обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона". В случае отсутствия в таком договоре данного условия сделка приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, признавалась ничтожной.
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)Вопросы, для регламентации которых издали президентское распоряжение, можно было урегулировать только федеральным законом. Первоначальный проект такого закона разработали к сентябрю 2004 г. в Министерстве экономики. Он назывался "О передаче находящихся в государственной или муниципальной собственности зданий и сооружений религиозного назначения, а также земельных участков, на которых расположены указанные здания и сооружения". Согласно ему передача в собственность объектов недвижимости, являющихся объектами культурного наследия, должна была осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Пункт 3 этой статьи предусматривал при осуществлении приватизации объекта культурного наследия заключение такого договора о его отчуждении, в котором существенным условием было "обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона". В случае отсутствия в таком договоре данного условия сделка приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, признавалась ничтожной.
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<5> Герасимов Г.А. Правовое регулирование приватизации объектов культурного наследия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 4.
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<5> Герасимов Г.А. Правовое регулирование приватизации объектов культурного наследия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 4.
Готовое решение: Как продать государственное имущество в порядке приватизации
(КонсультантПлюс, 2025)При продаже объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия пропишите обязанность покупателя выполнять требования охранного обязательства или иного охранного документа (п. 3 ст. 29 Закона о приватизации, п. п. 7, 10 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия). Для выявленного объекта также укажите условия п. п. 1 - 3 ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия.
(КонсультантПлюс, 2025)При продаже объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия пропишите обязанность покупателя выполнять требования охранного обязательства или иного охранного документа (п. 3 ст. 29 Закона о приватизации, п. п. 7, 10 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия). Для выявленного объекта также укажите условия п. п. 1 - 3 ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия.