Природно-заповедный фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Природно-заповедный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Памятник природы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из содержания п. 3 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", земли, занятые памятниками природы, относятся к землям природно-заповедного фонда.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из содержания п. 3 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", земли, занятые памятниками природы, относятся к землям природно-заповедного фонда.
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Статья: Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду Республики Крым
(Пасечник О.С., Рышкова Л.В.)
("Юрист", 2024, N 3)На территории Республики Крым удовлетворение таких потребностей возможно путем посещения парков-памятников садово-паркового искусства, которых на территории республики более тридцати (Массандровский, Воронцовский дворцы). В соответствии с ранее действовавшим законодательством в Республике Крым парки-памятники садово-паркового искусства принадлежали к объектам единого природно-заповедного фонда со строгим режимом охраны. Имплементация этих территорий в правовое поле Российской Федерации проходила сложный путь, так как далеко не все из парков-памятников садово-паркового искусства в полной мере соответствуют установленным ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" критериям: "...возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры" <5>.
(Пасечник О.С., Рышкова Л.В.)
("Юрист", 2024, N 3)На территории Республики Крым удовлетворение таких потребностей возможно путем посещения парков-памятников садово-паркового искусства, которых на территории республики более тридцати (Массандровский, Воронцовский дворцы). В соответствии с ранее действовавшим законодательством в Республике Крым парки-памятники садово-паркового искусства принадлежали к объектам единого природно-заповедного фонда со строгим режимом охраны. Имплементация этих территорий в правовое поле Российской Федерации проходила сложный путь, так как далеко не все из парков-памятников садово-паркового искусства в полной мере соответствуют установленным ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" критериям: "...возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры" <5>.
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)В соответствии со ст. 58 - 59 ФЗ об охране окружающей среды для ООПТ, образующих природно-заповедный фонд, устанавливается особый правовой режим, цель которого заключается в запрещении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной; земли в границах таких территорий не подлежат приватизации и изъятию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Под природными же объектами понимаются естественные системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства (ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды).
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)В соответствии со ст. 58 - 59 ФЗ об охране окружающей среды для ООПТ, образующих природно-заповедный фонд, устанавливается особый правовой режим, цель которого заключается в запрещении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной; земли в границах таких территорий не подлежат приватизации и изъятию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Под природными же объектами понимаются естественные системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства (ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды).
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Статьей 3 Закона Республики Крым "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" <12> в качестве категории ООПТ регионального значения вводятся искусственно созданные объекты, в число которых входят парки-памятники садово-паркового искусства и зоологические парки. Причем памятники садово-паркового искусства рассматриваются учеными больше не как ООПТ, а как историко-культурный фактор развития туризма <13>, как эколого-эстетические объекты <14>. Название "парки-памятники садово-паркового искусства" перешло в Закон об ООПТ Республики Крым из ранее действовавшего на этой территории законодательства Украины. В научной литературе даже после возвращения Крыма в состав России иногда встречаются некорректные высказывания о существовании парков-памятников садово-паркового искусства местного значения <15>. То, что отдельные парки-памятники садово-паркового искусства были внесены в природно-заповедный фонд Украины как ООПТ местного значения, вовсе не означает, что они сохраняют этот статус на территории Республики Крым, являющейся неотъемлемой частью Российской Федерации. Напомним, что в соответствии с Законом об ООПТ Республики Крым рассматриваемая категория ООПТ может быть только регионального значения. К ООПТ местного значения здесь относятся исключительно природные территории и природные достопримечательности.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Статьей 3 Закона Республики Крым "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" <12> в качестве категории ООПТ регионального значения вводятся искусственно созданные объекты, в число которых входят парки-памятники садово-паркового искусства и зоологические парки. Причем памятники садово-паркового искусства рассматриваются учеными больше не как ООПТ, а как историко-культурный фактор развития туризма <13>, как эколого-эстетические объекты <14>. Название "парки-памятники садово-паркового искусства" перешло в Закон об ООПТ Республики Крым из ранее действовавшего на этой территории законодательства Украины. В научной литературе даже после возвращения Крыма в состав России иногда встречаются некорректные высказывания о существовании парков-памятников садово-паркового искусства местного значения <15>. То, что отдельные парки-памятники садово-паркового искусства были внесены в природно-заповедный фонд Украины как ООПТ местного значения, вовсе не означает, что они сохраняют этот статус на территории Республики Крым, являющейся неотъемлемой частью Российской Федерации. Напомним, что в соответствии с Законом об ООПТ Республики Крым рассматриваемая категория ООПТ может быть только регионального значения. К ООПТ местного значения здесь относятся исключительно природные территории и природные достопримечательности.
Статья: Национальная экологическая сеть как правовая категория: опыт зарубежных стран и его приемлемость для России
(Анисимов А.П., Воронина Н.П.)
("Экологическое право", 2022, N 6)2) Украина. В данной стране принят специальный Закон "Об экологической сети Украины" <3>. Согласно его положениям, экологическая сеть - это единственная территориальная система, которая образуется с целью улучшения условий для формирования и восстановления окружающей среды, повышения природно-ресурсного потенциала территории Украины, сохранения ландшафтного и биоразнообразия, мест обитания и роста численности ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных через сочетание территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, имеющих особую ценность для охраны окружающей природной среды и подлежащих особой охране в соответствии с законами и международными обязательствами Украины. Соответственно, объектом данной экологической сети выступают ее структурные элементы, которые могут быть отображены на местности, то есть имеющие площадь, границы, правовой режим и т.д. В частности, к таковым могут быть отнесены ООПТ, земельные участки из категории земель водного и лесного фондов, сельскохозяйственные угодья экстенсивного использования (пастбища, сенокосы). Отдельно Закон упоминает структурные элементы экологической сети - ее фрагменты, которые отличаются по своим функциям. К структурным элементам экосети относятся ключевые, соединительные (экокоридоры), буферные и восстанавливаемые территории. При включении отдельных объектов (земельных участков) в состав территорий и объектов экологической сети учитывается их значение с точки зрения естественных наук - зоологии, биологии, ботаники и т.д. Такие объекты должны иметь важное общенациональное значение, быть уникальными ландшафтами, обеспечивать ландшафтное и биоразнообразие.
(Анисимов А.П., Воронина Н.П.)
("Экологическое право", 2022, N 6)2) Украина. В данной стране принят специальный Закон "Об экологической сети Украины" <3>. Согласно его положениям, экологическая сеть - это единственная территориальная система, которая образуется с целью улучшения условий для формирования и восстановления окружающей среды, повышения природно-ресурсного потенциала территории Украины, сохранения ландшафтного и биоразнообразия, мест обитания и роста численности ценных видов животного и растительного мира, генетического фонда, путей миграции животных через сочетание территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, имеющих особую ценность для охраны окружающей природной среды и подлежащих особой охране в соответствии с законами и международными обязательствами Украины. Соответственно, объектом данной экологической сети выступают ее структурные элементы, которые могут быть отображены на местности, то есть имеющие площадь, границы, правовой режим и т.д. В частности, к таковым могут быть отнесены ООПТ, земельные участки из категории земель водного и лесного фондов, сельскохозяйственные угодья экстенсивного использования (пастбища, сенокосы). Отдельно Закон упоминает структурные элементы экологической сети - ее фрагменты, которые отличаются по своим функциям. К структурным элементам экосети относятся ключевые, соединительные (экокоридоры), буферные и восстанавливаемые территории. При включении отдельных объектов (земельных участков) в состав территорий и объектов экологической сети учитывается их значение с точки зрения естественных наук - зоологии, биологии, ботаники и т.д. Такие объекты должны иметь важное общенациональное значение, быть уникальными ландшафтами, обеспечивать ландшафтное и биоразнообразие.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Часть 3 ст. 58 Закона "Об охране окружающей среды" устанавливает, что эти объекты образуют природно-заповедный фонд.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Часть 3 ст. 58 Закона "Об охране окружающей среды" устанавливает, что эти объекты образуют природно-заповедный фонд.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Принесены протесты на положения региональных законов об ООПТ регионального и местного значения Республики Дагестан, Чувашской Республики, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тверской, Ульяновской областей в связи с их несоответствием федеральному законодательству в части предоставления возможности реорганизации и упразднения ООПТ вопреки установленному запрету изъятия земель природно-заповедного фонда.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Принесены протесты на положения региональных законов об ООПТ регионального и местного значения Республики Дагестан, Чувашской Республики, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тверской, Ульяновской областей в связи с их несоответствием федеральному законодательству в части предоставления возможности реорганизации и упразднения ООПТ вопреки установленному запрету изъятия земель природно-заповедного фонда.
Статья: Роль эколого-правовых запретов в обеспечении устойчивого природопользования
(Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Большая часть эколого-правовых запретов содержит исключения из общего правила. Так, например, п. 4 ст. 58 Закона об охране окружающей среды установлен запрет на изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(Хлуденева Н.И.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Большая часть эколого-правовых запретов содержит исключения из общего правила. Так, например, п. 4 ст. 58 Закона об охране окружающей среды установлен запрет на изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Между тем в процессе развития законодательства об ООПТ обнаружен ряд проблем: недостаточное внимание к обеспечению системности в организации государственного управления и регулирования ООПТ; отступление в регулировании от основного назначения ООПТ - обеспечения охраны природы и связанной с этим научной деятельности; недостаточный учет подходов и принципов стратегического планирования. В статье дается ряд предложений по исправлению ситуации. В частности, предлагается более четко определить правовую роль природно-заповедного фонда как единого объекта государственного управления, нормативно усилить приоритетное значение природоохранной и научной деятельности в пределах ООПТ и др.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Между тем в процессе развития законодательства об ООПТ обнаружен ряд проблем: недостаточное внимание к обеспечению системности в организации государственного управления и регулирования ООПТ; отступление в регулировании от основного назначения ООПТ - обеспечения охраны природы и связанной с этим научной деятельности; недостаточный учет подходов и принципов стратегического планирования. В статье дается ряд предложений по исправлению ситуации. В частности, предлагается более четко определить правовую роль природно-заповедного фонда как единого объекта государственного управления, нормативно усилить приоритетное значение природоохранной и научной деятельности в пределах ООПТ и др.