Приостановление предварительного расследования
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление предварительного расследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 3 "Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и особенности его рассмотрения" Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок""Позиция заявителя об исчислении общей продолжительности досудебного производства без учета постановления о приостановлении предварительного расследования основана на неверном толковании законодательства о компенсации и противоречит положениям части 6 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 7.1 статьи 3 Закона о компенсации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 196 "Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения" КАС РФ"Суд первой инстанции, оставляя административное исковое заявления ФИО14 Е.И. без рассмотрения, руководствуясь положениями статей 196, 250, 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", верно исходил из того, что со дня подачи ФИО14 Е.И. заявления о преступлении до дня вынесения постановления о приостановлении предварительного расследования не истек четырехлетний срок, ввиду чего административным истцом не соблюдены требования статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)3.1. При определении разумного срока досудебного производства, который включает в себя период со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение потерпевшего и иных участников досудебного производства по уголовному делу, достаточность и эффективность действий прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а также общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу.
(ред. от 27.10.2025)3.1. При определении разумного срока досудебного производства, который включает в себя период со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение потерпевшего и иных участников досудебного производства по уголовному делу, достаточность и эффективность действий прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а также общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд также до окончания производства по уголовному делу потерпевшим или иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, в шестимесячный срок со дня принятия дознавателем, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа постановления о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, если продолжительность досудебного производства по уголовному делу со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по указанному основанию превысила четыре года и имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и необходимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, осуществления предварительного расследования по уголовному делу и установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
(ред. от 31.07.2025)6. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд также до окончания производства по уголовному делу потерпевшим или иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, в шестимесячный срок со дня принятия дознавателем, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа постановления о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, если продолжительность досудебного производства по уголовному делу со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по указанному основанию превысила четыре года и имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и необходимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, осуществления предварительного расследования по уголовному делу и установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Статья: Применение мер принуждения по уголовным делам, предварительное расследование по которым приостановлено
(Бектева В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8
(Бектева В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8
Статья: Розыск подозреваемого, обвиняемого: уголовно-процессуальные аспекты
(Гриненко А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 9)<1> Исаенко В.Н., Кустов А.М., Шарихин А.Е. Процессуальные и криминалистические аспекты оценки прокурором законности и обоснованности приостановления предварительного расследования: пособие. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. С. 8 - 10.
(Гриненко А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 9)<1> Исаенко В.Н., Кустов А.М., Шарихин А.Е. Процессуальные и криминалистические аспекты оценки прокурором законности и обоснованности приостановления предварительного расследования: пособие. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. С. 8 - 10.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)вынесено постановление о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)вынесено постановление о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
Статья: Прокурорский надзор как средство преодоления пассивного противодействия досудебному уголовному судопроизводству
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2025, N 7)О наличии этих недостатков свидетельствуют в том числе статистические данные о показателях прокурорского надзора в досудебной стадии уголовного судопроизводства. В частности, в 2020 г. прокуроры отменили 1 809 511 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в 2021 г. - 1 586 962, в 2022 г. - 1 419 601, в 2023 г. - 1 308 206, в 2024 г. - 1 217 273. Не менее впечатляющие данные о результатах проверок прокурорами законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного расследования. В 2020 г. прокуроры отменили 415 808 постановлений об этом, в 2021 г. - 404 596, в 2022 г. - 387 214, в 2023 г. - 380 549, в 2024 г. - 375 733.
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2025, N 7)О наличии этих недостатков свидетельствуют в том числе статистические данные о показателях прокурорского надзора в досудебной стадии уголовного судопроизводства. В частности, в 2020 г. прокуроры отменили 1 809 511 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в 2021 г. - 1 586 962, в 2022 г. - 1 419 601, в 2023 г. - 1 308 206, в 2024 г. - 1 217 273. Не менее впечатляющие данные о результатах проверок прокурорами законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного расследования. В 2020 г. прокуроры отменили 415 808 постановлений об этом, в 2021 г. - 404 596, в 2022 г. - 387 214, в 2023 г. - 380 549, в 2024 г. - 375 733.
Статья: Злоупотребление процессуальными правами и реализация дискреционных прав властными субъектами в досудебном производстве: понятие и соотношение
(Чабукиани О.А.)
("Закон", 2024, N 4)5) количество отмен постановлений о приостановлении предварительного расследования по одному уголовному делу в случае признания решения незаконным или необоснованным;
(Чабукиани О.А.)
("Закон", 2024, N 4)5) количество отмен постановлений о приостановлении предварительного расследования по одному уголовному делу в случае признания решения незаконным или необоснованным;
Статья: Понятие и содержание процессуальной деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса
(Сильнов М.А., Василенко А.А.)
("Современное право", 2024, N 1)На наш взгляд, в настоящее время прокурор наделен достаточным количеством полномочий для осуществления эффективного надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования: он вправе отменять решения следователя и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о его возбуждении, о приостановлении предварительного расследования и о его прекращении и др.
(Сильнов М.А., Василенко А.А.)
("Современное право", 2024, N 1)На наш взгляд, в настоящее время прокурор наделен достаточным количеством полномочий для осуществления эффективного надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования: он вправе отменять решения следователя и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о его возбуждении, о приостановлении предварительного расследования и о его прекращении и др.
Статья: Документарный подход к расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет
(Першин А.Н., Романюк Д.А.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Прикладное проявление проблемы расследования нераскрытых преступлений прошлых лет состоит в отражении результатов ранее проведенного расследования (до приостановления производства по делу) на последующем процессе раскрытия и расследования указанной категории преступлений. Расследование по уголовному делу, проведенное до приостановления производства, в отдельных научных исследованиях относят к фактору, который влияет на последующее расследование нераскрытых преступлений прошлых лет. Данная позиция является спорной в силу того, что причисление ранее проведенного расследования к отдельно взятому фактору не в полной мере оправданно. В ранее проведенном расследовании усматривается целый ряд факторов, среди которых целесообразно выделить документарный фактор <5>. Предварительное расследование с совокупностью сопутствующих ему объективных и субъективных факторов приводит к принятию решения о приостановлении производства по делу. Постановление о приостановлении предварительного расследования является условной границей, когда вся совокупность негативных факторов, повлекших временное прерывание расследования, приобретает свою объективность, отражаясь в процессуальных документах. В основе дальнейшей работы по уголовному делу о нераскрытом преступлении прошлых лет будет анализ ранее полученных результатов (криминалистически значимой информации), имеющих документарное отражение в уголовном деле.
(Першин А.Н., Романюк Д.А.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Прикладное проявление проблемы расследования нераскрытых преступлений прошлых лет состоит в отражении результатов ранее проведенного расследования (до приостановления производства по делу) на последующем процессе раскрытия и расследования указанной категории преступлений. Расследование по уголовному делу, проведенное до приостановления производства, в отдельных научных исследованиях относят к фактору, который влияет на последующее расследование нераскрытых преступлений прошлых лет. Данная позиция является спорной в силу того, что причисление ранее проведенного расследования к отдельно взятому фактору не в полной мере оправданно. В ранее проведенном расследовании усматривается целый ряд факторов, среди которых целесообразно выделить документарный фактор <5>. Предварительное расследование с совокупностью сопутствующих ему объективных и субъективных факторов приводит к принятию решения о приостановлении производства по делу. Постановление о приостановлении предварительного расследования является условной границей, когда вся совокупность негативных факторов, повлекших временное прерывание расследования, приобретает свою объективность, отражаясь в процессуальных документах. В основе дальнейшей работы по уголовному делу о нераскрытом преступлении прошлых лет будет анализ ранее полученных результатов (криминалистически значимой информации), имеющих документарное отражение в уголовном деле.
Статья: Уголовно-процессуальный механизм сохранения предметов и документов, могущих иметь или имеющих доказательственное значение
(Яковлева С.А.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Таким образом, в уголовно-процессуальном механизме сохранения предметов и документов, могущих иметь или имеющих доказательственное значение, можно выделить периоды, когда они могут потеряться, исчезнуть, подмениться, подделаться: 1) осуществление оперативно-розыскной деятельности, проводимой по Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <9>, или по письменному поручению следователя; 2) передачу материалов оперативно-розыскной деятельности с предметами и документами, могущими иметь доказательственное значение, руководителю следственного органа; 3) проведение первоначальной проверки сообщения о преступлении до разрешения вопроса о наличии либо отсутствии признаков состава преступления; 4) проведение дополнительной проверки информации о преступлении после возврата материала проверки; 5) изъятие руководителем следственного органа у одного следователя материала проверки и передачу его другому следователю; 6) расследование уголовного дела; 7) приостановление предварительного расследования уголовного дела; 8) изъятие руководителем следственного органа уголовного дела у одного следователя и передачу его другому следователю; 9) передачу следователем руководителю следственного органа по истечении дежурных суток материалов проверки или возбужденного дежурным следователем уголовного дела; 10) соединение материалов проверки; 11) соединение уголовных дел; 12) выделение из материала проверки нового материала проверки; 13) выделение из основного уголовного дела нового уголовного дела; 14) выделение из уголовного дела материала проверки; 15) передачу от одного правоохранительного органа другому ведомству, учреждению; 16) передачу от контролирующего органа правоохранительному органу, учреждению.
(Яковлева С.А.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Таким образом, в уголовно-процессуальном механизме сохранения предметов и документов, могущих иметь или имеющих доказательственное значение, можно выделить периоды, когда они могут потеряться, исчезнуть, подмениться, подделаться: 1) осуществление оперативно-розыскной деятельности, проводимой по Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <9>, или по письменному поручению следователя; 2) передачу материалов оперативно-розыскной деятельности с предметами и документами, могущими иметь доказательственное значение, руководителю следственного органа; 3) проведение первоначальной проверки сообщения о преступлении до разрешения вопроса о наличии либо отсутствии признаков состава преступления; 4) проведение дополнительной проверки информации о преступлении после возврата материала проверки; 5) изъятие руководителем следственного органа у одного следователя материала проверки и передачу его другому следователю; 6) расследование уголовного дела; 7) приостановление предварительного расследования уголовного дела; 8) изъятие руководителем следственного органа уголовного дела у одного следователя и передачу его другому следователю; 9) передачу следователем руководителю следственного органа по истечении дежурных суток материалов проверки или возбужденного дежурным следователем уголовного дела; 10) соединение материалов проверки; 11) соединение уголовных дел; 12) выделение из материала проверки нового материала проверки; 13) выделение из основного уголовного дела нового уголовного дела; 14) выделение из уголовного дела материала проверки; 15) передачу от одного правоохранительного органа другому ведомству, учреждению; 16) передачу от контролирующего органа правоохранительному органу, учреждению.