Приостановление операций 115-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление операций 115-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма""Приостановление операций по пункту 10 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и ограничение дистанционного банковского обслуживания не являются тождественными мерами противолегализационного законодательства."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Обращение взыскания на денежные средства при исполнении судебного акта арбитражного суда
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, вопреки позиции суда округа, само по себе отнесение должника как клиента кредитной организации к высокой категории риска совершения подозрительных операций не могло служить основанием для отказа в исполнении судебного акта (приостановления исполнения).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, вопреки позиции суда округа, само по себе отнесение должника как клиента кредитной организации к высокой категории риска совершения подозрительных операций не могло служить основанием для отказа в исполнении судебного акта (приостановления исполнения).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дискуссионные аспекты признания электронных средств и электронных носителей информации предметом преступления, предусмотренного ст. 187 УК РФ
(Быкова Е.Г., Казаков А.А.)
("Российский судья", 2024, N 4)Подписание распоряжений о переводе денежных средств усиленной электронной подписью, подтверждение банковских операций поступающими по указанному номеру телефона кодами не позволяют службе безопасности кредитной организации усомниться в наличии воли номинального владельца счета, фактически утратившего над ним контроль и не осведомленного о проводимых транзакциях. В свою очередь, если в отношении конкретного субъекта применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, при проведении им банковских операций от имени другого лица банку затруднительно реализовать предусмотренное п. 10 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ полномочие по приостановлению операций по банковскому счету.
(Быкова Е.Г., Казаков А.А.)
("Российский судья", 2024, N 4)Подписание распоряжений о переводе денежных средств усиленной электронной подписью, подтверждение банковских операций поступающими по указанному номеру телефона кодами не позволяют службе безопасности кредитной организации усомниться в наличии воли номинального владельца счета, фактически утратившего над ним контроль и не осведомленного о проводимых транзакциях. В свою очередь, если в отношении конкретного субъекта применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, при проведении им банковских операций от имени другого лица банку затруднительно реализовать предусмотренное п. 10 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ полномочие по приостановлению операций по банковскому счету.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Сужается ли право клиента распоряжаться средствами на счете, если ограничен доступ к дистанционному банковскому обслуживанию
(КонсультантПлюс, 2025)Блокирование счета/ приостановление операций по счету по основаниям Закона N 115-ФЗ не осуществлялось.
Сужается ли право клиента распоряжаться средствами на счете, если ограничен доступ к дистанционному банковскому обслуживанию
(КонсультантПлюс, 2025)Блокирование счета/ приостановление операций по счету по основаниям Закона N 115-ФЗ не осуществлялось.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В силу требований Федерального закона N 115-ФЗ (ст. 1, пп. 1, 2, 10 и 11 ст. 7, ст. 8) банк вправе с соблюдением правил внутреннего контроля относить сделки клиентов к сомнительным, что влечет определенные последствия, а именно приостановление соответствующей операции или отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств. При этом право банка взимать комиссию за совершение расчетно-кассовых операций в повышенном размере в целях борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, в случае отнесения сделки клиента к сомнительным данным федеральным законом не предусмотрено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В силу требований Федерального закона N 115-ФЗ (ст. 1, пп. 1, 2, 10 и 11 ст. 7, ст. 8) банк вправе с соблюдением правил внутреннего контроля относить сделки клиентов к сомнительным, что влечет определенные последствия, а именно приостановление соответствующей операции или отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств. При этом право банка взимать комиссию за совершение расчетно-кассовых операций в повышенном размере в целях борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, в случае отнесения сделки клиента к сомнительным данным федеральным законом не предусмотрено.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)Суд не усмотрел в действиях Банка нарушений прав и законных интересов истца, указав, в частности, что ответчик действовал в рамках возложенных на него Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии отмыванию доходов) обязанностей по осуществлению контроля за банковскими операциями. При этом Банк не препятствовал Х. в получении денежных средств с карты, а лишь приостановил операции по счету, заблокировав карту.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)Суд не усмотрел в действиях Банка нарушений прав и законных интересов истца, указав, в частности, что ответчик действовал в рамках возложенных на него Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о противодействии отмыванию доходов) обязанностей по осуществлению контроля за банковскими операциями. При этом Банк не препятствовал Х. в получении денежных средств с карты, а лишь приостановил операции по счету, заблокировав карту.
Вопрос: У клиента банка - организации приостановлены операции по счетам. Организация представила в банк поручение о выплате заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск. Относится ли компенсация за неиспользованный отпуск к платежам третьей очередности?
(Консультация эксперта, 2023)Кредитная организация, если не предусмотрено иное, вправе отказать в совершении операции, в том числе в совершении операции на основании распоряжения клиента, при условии, что в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)Кредитная организация, если не предусмотрено иное, вправе отказать в совершении операции, в том числе в совершении операции на основании распоряжения клиента, при условии, что в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Статья: Финансовый мониторинг в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- приостанавливают операции с денежными средствами (п. 10 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, Письмо Банка России от 13.07.2005 N 97-Т "О Методических рекомендациях по организации в кредитной организации работы по приостановлению отдельных видов операций с денежными средствами");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- приостанавливают операции с денежными средствами (п. 10 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, Письмо Банка России от 13.07.2005 N 97-Т "О Методических рекомендациях по организации в кредитной организации работы по приостановлению отдельных видов операций с денежными средствами");
Вопрос: Каков порядок представления сообщений в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом?
(Консультация эксперта, 2025)фактах препятствий со стороны иностранных государств (территорий), на которых расположены филиалы, представительства и дочерние организации заявителя, реализации положений Закона N 115-ФЗ. Информация предоставляется в течение пяти рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов;
(Консультация эксперта, 2025)фактах препятствий со стороны иностранных государств (территорий), на которых расположены филиалы, представительства и дочерние организации заявителя, реализации положений Закона N 115-ФЗ. Информация предоставляется в течение пяти рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов;
Ситуация: Кто и в каких случаях может ограничить право лица на распоряжение средствами на его банковском счете?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае приостановления операций с денежными средствами по решению Росфинмониторинга при наличии оснований, свидетельствующих о приобретении их в результате совершения преступления и об их использовании в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, срок такого приостановления не может превышать (ч. 13 ст. 8 Закона N 115-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае приостановления операций с денежными средствами по решению Росфинмониторинга при наличии оснований, свидетельствующих о приобретении их в результате совершения преступления и об их использовании в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, срок такого приостановления не может превышать (ч. 13 ст. 8 Закона N 115-ФЗ):
Статья: Хищение денежных средств у клиентов банка, являющихся представителями малого и микробизнеса
(Махов К.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)В отношении Потерпевшего N 2. В 2019 году Подсудимый путем обмана убедил Потерпевшего N 2, являющегося представителем коммерческой организации, в том, что за вознаграждение в размере 30 тыс. рублей он способен повлиять на недопущение приостановления сотрудниками финансового мониторинга банка работы по расчетным счетам компании в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и в случае приостановления операций по данным основаниям оказать содействие в рассмотрении документов для восстановлении данных возможностей. В действительности Подсудимый данными полномочиями и возможностями не обладал.
(Махов К.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)В отношении Потерпевшего N 2. В 2019 году Подсудимый путем обмана убедил Потерпевшего N 2, являющегося представителем коммерческой организации, в том, что за вознаграждение в размере 30 тыс. рублей он способен повлиять на недопущение приостановления сотрудниками финансового мониторинга банка работы по расчетным счетам компании в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и в случае приостановления операций по данным основаниям оказать содействие в рассмотрении документов для восстановлении данных возможностей. В действительности Подсудимый данными полномочиями и возможностями не обладал.
Вопрос: Об определении момента возникновения у кредитной организации обязанности по проведению противолегализационных мероприятий в отношении лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности.
(Письмо Банка России от 20.12.2024 N 43-7-2/3076)Момент начала исчисления периода времени, с которого у кредитной организации возникают обязанности по обязательному контролю за операциями клиентов, в том числе за операциями фигурантов перечня <1> и лиц, в отношении которых принято решение <2>, а также по приостановлению операций, определен непосредственно Федеральным законом N 115-ФЗ <3>. По подлежащим обязательному контролю операциям соответствующие периоды исчисляются со дня совершения операции (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона). В целях реализации обязанности кредитной организации по приостановлению операций исчисление соответствующего срока начинается со дня, когда подлежащая приостановлению операция должна быть проведена (пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
(Письмо Банка России от 20.12.2024 N 43-7-2/3076)Момент начала исчисления периода времени, с которого у кредитной организации возникают обязанности по обязательному контролю за операциями клиентов, в том числе за операциями фигурантов перечня <1> и лиц, в отношении которых принято решение <2>, а также по приостановлению операций, определен непосредственно Федеральным законом N 115-ФЗ <3>. По подлежащим обязательному контролю операциям соответствующие периоды исчисляются со дня совершения операции (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона). В целях реализации обязанности кредитной организации по приостановлению операций исчисление соответствующего срока начинается со дня, когда подлежащая приостановлению операция должна быть проведена (пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
Статья: Платформа цифрового рубля как объект финансово-правового регулирования
(Хромченко М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели также обязаны пройти процедуру идентификации в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <19> (далее - Закон N 115-ФЗ), получить сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре. Вместе с тем на момент написания настоящей работы в Законе N 115-ФЗ нет ни одного упоминания об операциях с цифровым рублем в качестве объекта контроля. отметить, что обсуждение соответствующих изменений уже идет. Предполагается, что Банк России будет самостоятельно следить за рисками отмывания доходов в цифровых рублях <20>, а следовательно, выполнять обязательную проверку каждой операции пользователя платформы в силу абз. 2 ст. 4 Закона N 115-ФЗ и применять меры, направленные на противодействие легализации преступных доходов. В связи с этим возникает вопрос о возможности приостановления дистанционного доступа пользователя платформы, которое часто применяется кредитными организациями в рамках дистанционного банковского обслуживания при наличии подозрительного характера операции <21>. Так, в силу ст. 7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация вправе приостановить проведение операции с безналичными денежными средствами и дистанционное банковское обслуживание при возникновении подозрения, что целью такой операции является легализация доходов, полученных преступным путем. При этом за банком не закрепляется обязанность давать пояснения о причинах такого приостановления.
(Хромченко М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели также обязаны пройти процедуру идентификации в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <19> (далее - Закон N 115-ФЗ), получить сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре. Вместе с тем на момент написания настоящей работы в Законе N 115-ФЗ нет ни одного упоминания об операциях с цифровым рублем в качестве объекта контроля. отметить, что обсуждение соответствующих изменений уже идет. Предполагается, что Банк России будет самостоятельно следить за рисками отмывания доходов в цифровых рублях <20>, а следовательно, выполнять обязательную проверку каждой операции пользователя платформы в силу абз. 2 ст. 4 Закона N 115-ФЗ и применять меры, направленные на противодействие легализации преступных доходов. В связи с этим возникает вопрос о возможности приостановления дистанционного доступа пользователя платформы, которое часто применяется кредитными организациями в рамках дистанционного банковского обслуживания при наличии подозрительного характера операции <21>. Так, в силу ст. 7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация вправе приостановить проведение операции с безналичными денежными средствами и дистанционное банковское обслуживание при возникновении подозрения, что целью такой операции является легализация доходов, полученных преступным путем. При этом за банком не закрепляется обязанность давать пояснения о причинах такого приостановления.
Вопрос: О вопросах кредитных организаций по исполнению исполнительных документов о взыскании денежных средств со счетов клиента, в отношении которого осуществляются противолегализационные мероприятия.
(Письмо Банка России от 27.08.2024 N 12-4-2/6306)3. Возникает ли у кредитной организации в период проведения мероприятий по реализации правил внутреннего контроля, разработанных в соответствии с Законом N 115-ФЗ, в отношении исполнительного документа обязанность незамедлительно приостановить операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию, на период до принятия решения об отказе либо принятия решения о проведении операции по такому исполнительному документу?
(Письмо Банка России от 27.08.2024 N 12-4-2/6306)3. Возникает ли у кредитной организации в период проведения мероприятий по реализации правил внутреннего контроля, разработанных в соответствии с Законом N 115-ФЗ, в отношении исполнительного документа обязанность незамедлительно приостановить операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию, на период до принятия решения об отказе либо принятия решения о проведении операции по такому исполнительному документу?
Вопрос: О приостановлении операции и направлении сведений о ней как о подлежащей обязательному контролю при погашении займа физлицом, включенным в Перечень экстремистов/террористов, и заполнении ФЭС МФО.
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Правомерен ли вывод о том, что обязанность по приостановлению операции согласно п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ и направлению в уполномоченный орган сведений об ОПОК, указанных в п. п. 1 - 3 настоящего обращения, у МФО не возникает, так как ни одной из сторон по операции, осуществляемой непосредственно в МФО, не является лицо, включенное в Перечень?
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Правомерен ли вывод о том, что обязанность по приостановлению операции согласно п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ и направлению в уполномоченный орган сведений об ОПОК, указанных в п. п. 1 - 3 настоящего обращения, у МФО не возникает, так как ни одной из сторон по операции, осуществляемой непосредственно в МФО, не является лицо, включенное в Перечень?
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)8.3) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта о приостановлении операций с имуществом, принятого на основании части четвертой статьи 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <188>, либо об отмене такого судебного акта.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)8.3) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта о приостановлении операций с имуществом, принятого на основании части четвертой статьи 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <188>, либо об отмене такого судебного акта.