Приостановление деятельности сми
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление деятельности сми (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Организация оспаривает привлечение к ответственности за изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ или продукции СМИ с незарегистрированными изменениями либо за нарушение порядка распространения среди детей продукции СМИ с информацией, причиняющей вред их здоровью и/или развитию
(КонсультантПлюс, 2025)выпуск в свет тиража периодического печатного издания был допущен в период приостановления деятельности СМИ
(КонсультантПлюс, 2025)выпуск в свет тиража периодического печатного издания был допущен в период приостановления деятельности СМИ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как юридическому лицу добровольно приостановить деятельность
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательство может предусматривать обязанность по уведомлению и других госорганов для некоторых видов организаций. Например, если приостановлена деятельность СМИ, нужно уведомить об этом регистрирующий орган (ч. 3 ст. 11 Закона о СМИ).
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательство может предусматривать обязанность по уведомлению и других госорганов для некоторых видов организаций. Например, если приостановлена деятельность СМИ, нужно уведомить об этом регистрирующий орган (ч. 3 ст. 11 Закона о СМИ).
Статья: Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов: объективная и субъективная стороны и вопросы квалификации
(Дегтерев А.А.)
("Российский следователь", 2022, N 12)В литературе, характеризуя воспрепятствование, как правило, перечисляют ряд обстоятельств, относящихся к нему: установление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение или приостановление деятельности средства массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части; ограничения на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну <2>. А.В. Курсаев также полагает, что формы воспрепятствования указаны в ст. 58 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <3> (далее - Закон РФ N 2124-1), но при этом оговаривается, что они должны быть связаны с принуждением журналиста <4>. Автор полагает, что невозможно представить, как в этом случае будут спрягаться деяние, способ его совершения и цель преступления, если, например, воспрепятствование - уничтожение тиража, законодательно определенный способ - принуждение, цель - распространение информации. Вероятно, все перечисленные обстоятельства в той или иной мере влияют на деятельность соответствующего издания, однако, по мнению автора, не могут характеризовать объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ. На наш взгляд, не соответствует законодательному описанию преступления утверждение о том, что принуждение может осуществляться путем воздействия на орган массовой информации: угрозы прекращения или приостановления его деятельности, уничтожения тиража или его части и иных подобных деяний. Во всех без исключения перечисленных ситуациях нет главного - принуждения журналиста, являющегося криминообразующим признаком рассматриваемого состава преступления <5>. В законе говорится: "...путем принуждения их..."; законодателем использовано личное местоимение, указывающее на журналистов. Органы (законодательство использует термин "средства") массовой информации в ст. 144 УК РФ не упоминаются, воздействие на указанные средства не вытекает и в целом из смысла уголовно-правовой нормы. Следовательно, указанные деяния не могут квалифицироваться по ст. 144 УК РФ; в зависимости от конкретных обстоятельств они могут быть признаны другими преступлениями, например злоупотреблением должностными полномочиями.
(Дегтерев А.А.)
("Российский следователь", 2022, N 12)В литературе, характеризуя воспрепятствование, как правило, перечисляют ряд обстоятельств, относящихся к нему: установление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение или приостановление деятельности средства массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части; ограничения на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну <2>. А.В. Курсаев также полагает, что формы воспрепятствования указаны в ст. 58 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <3> (далее - Закон РФ N 2124-1), но при этом оговаривается, что они должны быть связаны с принуждением журналиста <4>. Автор полагает, что невозможно представить, как в этом случае будут спрягаться деяние, способ его совершения и цель преступления, если, например, воспрепятствование - уничтожение тиража, законодательно определенный способ - принуждение, цель - распространение информации. Вероятно, все перечисленные обстоятельства в той или иной мере влияют на деятельность соответствующего издания, однако, по мнению автора, не могут характеризовать объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ. На наш взгляд, не соответствует законодательному описанию преступления утверждение о том, что принуждение может осуществляться путем воздействия на орган массовой информации: угрозы прекращения или приостановления его деятельности, уничтожения тиража или его части и иных подобных деяний. Во всех без исключения перечисленных ситуациях нет главного - принуждения журналиста, являющегося криминообразующим признаком рассматриваемого состава преступления <5>. В законе говорится: "...путем принуждения их..."; законодателем использовано личное местоимение, указывающее на журналистов. Органы (законодательство использует термин "средства") массовой информации в ст. 144 УК РФ не упоминаются, воздействие на указанные средства не вытекает и в целом из смысла уголовно-правовой нормы. Следовательно, указанные деяния не могут квалифицироваться по ст. 144 УК РФ; в зависимости от конкретных обстоятельств они могут быть признаны другими преступлениями, например злоупотреблением должностными полномочиями.
Нормативные акты
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Статья 56.2. Приостановление деятельности средства массовой информации, признание регистрации средства массовой информации недействительной или прекращение действия лицензии на вещание на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей
(ред. от 23.07.2025)
"О средствах массовой информации"Статья 56.2. Приостановление деятельности средства массовой информации, признание регистрации средства массовой информации недействительной или прекращение действия лицензии на вещание на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Учет изложенных обстоятельств не обеспечивает и часть 1 статьи 13.21 КоАП РФ, действующая во взаимосвязи с другими положениями данного кодекса и нормами законодательства о средствах массовой информации. В результате на практике не исключается произвольное привлечение к административной ответственности одного из соучредителей, который в отсутствие соглашения с иными соучредителями не имел возможности самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации либо пресечь изготовление или распространение продукции средства массовой информации путем прекращения или приостановления деятельности средства массовой информации либо иным способом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Учет изложенных обстоятельств не обеспечивает и часть 1 статьи 13.21 КоАП РФ, действующая во взаимосвязи с другими положениями данного кодекса и нормами законодательства о средствах массовой информации. В результате на практике не исключается произвольное привлечение к административной ответственности одного из соучредителей, который в отсутствие соглашения с иными соучредителями не имел возможности самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации либо пресечь изготовление или распространение продукции средства массовой информации путем прекращения или приостановления деятельности средства массовой информации либо иным способом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Административные дела о ликвидации общественного объединения (о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом), о приостановлении деятельности общественного объединения, о прекращении деятельности средств массовой информации подчинены процессуальным правилам гл. 27 КАС РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Административные дела о ликвидации общественного объединения (о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом), о приостановлении деятельности общественного объединения, о прекращении деятельности средств массовой информации подчинены процессуальным правилам гл. 27 КАС РФ.
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Но бороться с этим необходимо. В частности, Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <47> были внесены изменения в Законы о средствах массовой информации <48>, об информации <49>, которые теперь позволяют приостановить деятельность СМИ, признать недействительной регистрацию СМИ или аннулировать выданную лицензию на вещание по требованию Генерального прокурора РФ или его заместителей, если распространяется противоправная информация с призывами чинить массовые беспорядки, ввести антироссийские санкции или информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ; также появилась возможность постоянного ограничения доступа к информационным ресурсам при неоднократном размещении запрещенной информации. С такими требованиями Генпрокурор или его заместители будут обращаться в Роскомнадзор, который, в свою очередь, уже обяжет операторов связи исключить доступ к такому информационному ресурсу, а также его копиям. Роскомнадзор также обяжет запретить деятельность зарубежных СМИ в России, если иностранное государство примет подобные меры в отношении российских СМИ. Нам давно пора давать симметричные ответы на недружественные действия западных "партнеров".
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Но бороться с этим необходимо. В частности, Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <47> были внесены изменения в Законы о средствах массовой информации <48>, об информации <49>, которые теперь позволяют приостановить деятельность СМИ, признать недействительной регистрацию СМИ или аннулировать выданную лицензию на вещание по требованию Генерального прокурора РФ или его заместителей, если распространяется противоправная информация с призывами чинить массовые беспорядки, ввести антироссийские санкции или информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ; также появилась возможность постоянного ограничения доступа к информационным ресурсам при неоднократном размещении запрещенной информации. С такими требованиями Генпрокурор или его заместители будут обращаться в Роскомнадзор, который, в свою очередь, уже обяжет операторов связи исключить доступ к такому информационному ресурсу, а также его копиям. Роскомнадзор также обяжет запретить деятельность зарубежных СМИ в России, если иностранное государство примет подобные меры в отношении российских СМИ. Нам давно пора давать симметричные ответы на недружественные действия западных "партнеров".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 263 КАС РФ по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации (производство о приостановлении деятельности) суд на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС РФ, может применить МПЗ по административному исковому заявлению о приостановлении деятельности в виде: а) приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации; б) приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов; в) наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения; г) запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 263 КАС РФ по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации (производство о приостановлении деятельности) суд на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС РФ, может применить МПЗ по административному исковому заявлению о приостановлении деятельности в виде: а) приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации; б) приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов; в) наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения; г) запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации <1>.
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Само по себе административное судопроизводство выполняет правоохранительную функцию, т.е. направлено на решение задачи по осуществлению надлежащей охраны и эффективной защиты прав, свобод и законных интересов административного истца, иных лиц, участвующих в административном деле, а также по укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. В содержание данной функции также входит гарантирование надлежащей судебной защиты прав, свобод и законных интересов административного истца в условиях имеющейся явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление. Например: приостановление судом общей юрисдикции оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановление совершения в отношении административного истца оспариваемого действия (ст. 223 КАС РФ); приостановление деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации и приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов (ч. 2 ст. 263 КАС РФ). Решение правоохранительной задачи посредством административного судопроизводства предотвращает наступление вреда (ущерба, убытков) правам, свободам, законным интересам административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Само по себе административное судопроизводство выполняет правоохранительную функцию, т.е. направлено на решение задачи по осуществлению надлежащей охраны и эффективной защиты прав, свобод и законных интересов административного истца, иных лиц, участвующих в административном деле, а также по укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. В содержание данной функции также входит гарантирование надлежащей судебной защиты прав, свобод и законных интересов административного истца в условиях имеющейся явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление. Например: приостановление судом общей юрисдикции оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановление совершения в отношении административного истца оспариваемого действия (ст. 223 КАС РФ); приостановление деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации и приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов (ч. 2 ст. 263 КАС РФ). Решение правоохранительной задачи посредством административного судопроизводства предотвращает наступление вреда (ущерба, убытков) правам, свободам, законным интересам административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В ст. 116 ГПК РСФСР было всего пять категорий дел, подсудных Верховному Суду РФ: 1) оспаривание ненормативных актов Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ; 2) оспаривание нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 3) оспаривание постановлений о прекращении полномочий судей; 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий; общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 5) споры, переданные в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В ст. 116 ГПК РСФСР было всего пять категорий дел, подсудных Верховному Суду РФ: 1) оспаривание ненормативных актов Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ; 2) оспаривание нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 3) оспаривание постановлений о прекращении полномочий судей; 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий; общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 5) споры, переданные в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.