Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Подборка наиболее важных документов по запросу Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционная модель публично-властной организации в современной России
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)
Особенностями федеративного устройства обусловлены также методы разрешения Президентом РФ разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ими используются согласительные процедуры. А в случае недостижения согласованного решения спор передается для разрешения соответствующему суду (ч. 1 ст. 85). Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Напротив, акты Правительства РФ в подобных ситуациях могут быть отменены главой государства напрямую (ч. 3 ст. 115).
Статья: Новации мер конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как элемента системы публичной власти
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)
Следующим критерием разграничения мер ответственности высшего должностного лица субъекта РФ, вытекающим из Федерального закона N 414-ФЗ, можно назвать метод правового регулирования. Так, в ч. 1, 2 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ установлены предписывающие нормы, согласно которым Президент РФ однозначно выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (ч. 1), отрешает главу региона от должности (ч. 2). В частях же 3, 4, 5 используется диспозитивный характер изложения, в силу которого Президент РФ вправе применить тот или иной вид наказания. Причины такой дифференциации норм можно объяснить основаниями санкций. Императивное предупреждение за непринятие в двухмесячный срок мер по исполнению решения суда в отношении дефектного акта либо уклонение в двухмесячный срок от разрешения спора по приостановленному дефектному акту, равно как и возможное последующее отрешение от должности главы региона спустя еще месяц, конституционно обусловлены непосредственными полномочиями Президента РФ. Они проистекают из положений ст. 80, 85 Конституции РФ, устанавливающих, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также - что он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Что же касается диспозитивно сформулированных оснований ответственности, то это как раз те меры ответственности, которые обусловлены функционированием главы исполнительной власти в регионе как элемента системы публичной власти: умением исполнять переданные полномочия, выстраивать работу с законодательным органом субъекта РФ, органами местного самоуправления, реализовывать государственные программы в целях повышения благосостояния населения и т.д. Ненадлежащее выполнение либо невыполнение этих задач - оценочная характеристика, которая выражается предупреждением, выговором, утратой доверия, недоверием законодательного органа субъекта РФ. Единственными исключениями такого подхода являются, пожалуй, только нормы о возможном отрешении от должности главы региона в случае неисполнения им решения Конституционного Суда РФ, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ, если указанное решение не исполнено в течение двух месяцев со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок. Диспозитивная конструкция нормы при неисполнении решений Конституционного Суда РФ служит в этом случае способом сразу запустить процедуру отрешения от должности главы субъекта РФ, не вынося изначально предупреждение. Впрочем, при таком подходе остается не в полной мере оправданным закрепленное в ч. 5 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ право Президента РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Впрочем, это может быть объяснено и простым инструментом юридической техники либо же намеренно сохраненным правом Президента РФ выбрать: временно отстранить либо вообще отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия, например.

Нормативные акты

"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации"
6. Правительство Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.