Приоритетные направления развития науки, технологий и техники
Подборка наиболее важных документов по запросу Приоритетные направления развития науки, технологий и техники (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые технологии: система распределенного реестра
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на этапе осуществления государственной научно-технической политики позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы.
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на этапе осуществления государственной научно-технической политики позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы.
Готовое решение: Что нужно знать о привлечении к работе иностранца - высококвалифицированного специалиста
(КонсультантПлюс, 2025)российские научные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования (кроме духовных образовательных организаций), учреждения здравоохранения, а также иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, при наличии у них государственной аккредитации в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)российские научные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования (кроме духовных образовательных организаций), учреждения здравоохранения, а также иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, при наличии у них государственной аккредитации в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на решение задач, указанных в части 4.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на решение задач, указанных в части 4.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Статья: Правовое обеспечение безопасности производства и реализации культивируемых мясных продуктов в России
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)<2> См.: Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации".
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)<2> См.: Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации".
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)11. Указ Президента РФ "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" от 7 июля 2011 г. N 899 // СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4168.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)11. Указ Президента РФ "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" от 7 июля 2011 г. N 899 // СЗ РФ. 2011. N 28. Ст. 4168.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" содержит направления, которые трудноотносимы к закупкам для яслей, детских садов и общеобразовательных школ. В Приказе Минобрнауки России от 1 ноября 2012 г. N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции" отсутствует продукция, на закупку которой учреждению выделены бюджетные лимиты.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" содержит направления, которые трудноотносимы к закупкам для яслей, детских садов и общеобразовательных школ. В Приказе Минобрнауки России от 1 ноября 2012 г. N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции" отсутствует продукция, на закупку которой учреждению выделены бюджетные лимиты.
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)<37> Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. N 28. Ст. 4168.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)<37> Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. N 28. Ст. 4168.
Статья: Наукограды Российской Федерации в механизме реализации государственной научно-технической политики: конституционно-правовые аспекты
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)В силу Закона о наукоградах соответствующие публично-правовые образования определены в качестве наукоградов именно Российской Федерации, что выражает ясное признание за ними общегосударственной значимости. При этом из абзаца третьего ст. 1 данного Закона вытекает, что основное предназначение НПК наукоградов должно состоять в реализации государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а не в осуществлении отдельных конкретных задач локального (местного) значения (хотя влияние на них может быть весьма значительным). Если принять во внимание то обстоятельство, что в рамках действующего законодательства как о местном самоуправлении, так и о науке "органы местного самоуправления либо забыты, либо далеко "отодвинуты" от вопросов непосредственного, определяющего участия в формировании и реализации науки и научно-технической политики на территории муниципального образования" <14>, дискуссионность муниципально-правовой привязки статуса наукограда только усиливается.
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)В силу Закона о наукоградах соответствующие публично-правовые образования определены в качестве наукоградов именно Российской Федерации, что выражает ясное признание за ними общегосударственной значимости. При этом из абзаца третьего ст. 1 данного Закона вытекает, что основное предназначение НПК наукоградов должно состоять в реализации государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а не в осуществлении отдельных конкретных задач локального (местного) значения (хотя влияние на них может быть весьма значительным). Если принять во внимание то обстоятельство, что в рамках действующего законодательства как о местном самоуправлении, так и о науке "органы местного самоуправления либо забыты, либо далеко "отодвинуты" от вопросов непосредственного, определяющего участия в формировании и реализации науки и научно-технической политики на территории муниципального образования" <14>, дискуссионность муниципально-правовой привязки статуса наукограда только усиливается.
Ситуация: Какие существуют виды вузов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается вузу по результатам конкурсного отбора программ развития вузов, направленных, в частности, на развитие образовательной и научной деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры такого вуза, а также на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий (ч. 5 ст. 24, ч. 4.1 ст. 28 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2009 N 550).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается вузу по результатам конкурсного отбора программ развития вузов, направленных, в частности, на развитие образовательной и научной деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры такого вуза, а также на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий (ч. 5 ст. 24, ч. 4.1 ст. 28 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2009 N 550).
Последние изменения: Планирование по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)К высокотехнологичной продукции относятся товары, работы, услуги, удовлетворяющие совокупности следующих критериев: соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ и высокотехнологичность производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 2 Критериев).
(КонсультантПлюс, 2025)К высокотехнологичной продукции относятся товары, работы, услуги, удовлетворяющие совокупности следующих критериев: соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ и высокотехнологичность производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 2 Критериев).
Статья: Гранты в форме субсидий как региональная мера административного стимулирования научно-образовательной деятельности: особенности реализации в рамках антимонопольного регулирования (на примере Красноярского края)
(Дитковская К.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <9>, не претерпевший значительных изменений в части базовых принципов государственного управления, не содержит такого четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией, федеральными органами исполнительной власти и регионами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 7 определено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Утверждают уставы, соответственно, федеральных государственных научных организаций, государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества, осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
(Дитковская К.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <9>, не претерпевший значительных изменений в части базовых принципов государственного управления, не содержит такого четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией, федеральными органами исполнительной власти и регионами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 7 определено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Утверждают уставы, соответственно, федеральных государственных научных организаций, государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества, осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Готовое решение: Как составить план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Во-первых, включите в такой план товары, работы, услуги, которые по специальным критериям можно отнести к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции. Критерии определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере, Госкорпорацией "Росатом" и Госкорпорацией "Роскосмос". Они устанавливаются с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и Перечня критических технологий РФ, а также Требований, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2019 N 773 (ч. 4, 4.2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Во-первых, включите в такой план товары, работы, услуги, которые по специальным критериям можно отнести к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции. Критерии определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере, Госкорпорацией "Росатом" и Госкорпорацией "Роскосмос". Они устанавливаются с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и Перечня критических технологий РФ, а также Требований, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2019 N 773 (ч. 4, 4.2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Статья: Налоговое стимулирование развития высокотехнологичных субъектов предпринимательской деятельности
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".