Принятие жалобы к производству КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Принятие жалобы к производству КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30.2 "Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"Возвращая М. жалобу, судья районного суда исходил из того, что копия обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении к жалобе не приложена, данное обстоятельство препятствует выяснению обстоятельств, предусмотренных статьями 30.2, 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и препятствует принятию жалобы к производству.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4.8 "Исчисление сроков" КоАП РФ"С учетом исчисления срока в сутках применению подлежат положения части 2 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Соответственно, при получении копии постановления 23 марта 2023 года срок истекал 2 апреля 2023 года, жалоба, поданная 3 апреля 2023 года, подана уже с нарушением срока. При подаче жалобы с пропуском срока, отсутствии заявленного ходатайство о восстановлении срока, судья краевого суда пришел к законному и обоснованному выводу о наличии препятствий для рассмотрения жалобы по существу. При таких обстоятельствах, основания для отмены определения судьи Пермского краевого суда от 06 апреля 2023 года отсутствуют. Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей краевого суда при рассмотрении вопроса о принятии жалобы к производству не допущено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возвращаются без рассмотрения также жалобы, поданные ненадлежащими лицами, не указанными в ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ, согласно которой вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ (лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законные представители физических и юридических лиц (родители, усыновители, опекуны или попечители - для физических лиц; руководитель или иной уполномоченный орган - для юридических лиц), защитник, представитель, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ), а также прокурором (ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), органом, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составившими такой протокол (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ). Если жалоба была принята судом, то производство по ней подлежит прекращению (Постановление Верховного Суда РФ от 28.03.2019 N 127-АД19-1, Определение Московского городского суда от 30.08.2019 по делу N 7-10289/2019).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возвращаются без рассмотрения также жалобы, поданные ненадлежащими лицами, не указанными в ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ, согласно которой вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ (лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законные представители физических и юридических лиц (родители, усыновители, опекуны или попечители - для физических лиц; руководитель или иной уполномоченный орган - для юридических лиц), защитник, представитель, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ), а также прокурором (ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), органом, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составившими такой протокол (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ). Если жалоба была принята судом, то производство по ней подлежит прекращению (Постановление Верховного Суда РФ от 28.03.2019 N 127-АД19-1, Определение Московского городского суда от 30.08.2019 по делу N 7-10289/2019).
Статья: Основания прекращения судом второй инстанции производства по жалобам на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)В КоАП РФ предусмотрены требования к подаче и принятию к производству жалоб на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях. Они истолковываются в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также в судебной практике.
(Нестеров В.М.)
("Администратор суда", 2021, N 3)В КоАП РФ предусмотрены требования к подаче и принятию к производству жалоб на постановления (решения) судов первой инстанции по делам об административных правонарушениях. Они истолковываются в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также в судебной практике.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
(ред. от 04.11.2025)4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в числе прочего устанавливается явка законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы (пункты 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в числе прочего устанавливается явка законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы (пункты 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Объем процессуальных действий судьи, которые должны быть совершены после получения им жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, зависит от того, в каком порядке была подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении: через судью, орган или должностное лицо, рассмотревших дело по существу, либо непосредственно в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать жалобу. В первом случае субъект административной юрисдикции, которому поступила такая жалоба, обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд (ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ). Причем если по первой инстанции дело рассматривалось судьей, то никаких процессуальных решений, связанных с принятием жалобы к производству, восстановлением пропущенного срока обжалования и т.д., он принимать не вправе, так как в КоАП РФ совершение всех процессуальных действий по жалобе отнесено к компетенции вышестоящего суда.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Объем процессуальных действий судьи, которые должны быть совершены после получения им жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, зависит от того, в каком порядке была подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении: через судью, орган или должностное лицо, рассмотревших дело по существу, либо непосредственно в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать жалобу. В первом случае субъект административной юрисдикции, которому поступила такая жалоба, обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд (ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ). Причем если по первой инстанции дело рассматривалось судьей, то никаких процессуальных решений, связанных с принятием жалобы к производству, восстановлением пропущенного срока обжалования и т.д., он принимать не вправе, так как в КоАП РФ совершение всех процессуальных действий по жалобе отнесено к компетенции вышестоящего суда.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования взыскания задолженности по налогам и сборам с физических лиц в Российской Федерации
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<20> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Конституционного Суда РФ от 21 июня 2000 г. N 190-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Огневой Натальи Ивановны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2002 г. N 137-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Марии Федоровны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статьей 286 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гаценко А.О.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<20> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Конституционного Суда РФ от 21 июня 2000 г. N 190-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Огневой Натальи Ивановны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2002 г. N 137-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Марии Федоровны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статьей 286 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как известно, КоАП РФ регулирует отношения в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Среди прочего данный Кодекс предусматривает возможность обжалования в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, а также решений вышестоящих должностных лиц, принятых по жалобам на эти постановления (ч. 1 ст. 30.1, ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ). В рамках производства по делам об административных правонарушениях подлежат обжалованию также определения должностных лиц об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как известно, КоАП РФ регулирует отношения в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Среди прочего данный Кодекс предусматривает возможность обжалования в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, а также решений вышестоящих должностных лиц, принятых по жалобам на эти постановления (ч. 1 ст. 30.1, ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ). В рамках производства по делам об административных правонарушениях подлежат обжалованию также определения должностных лиц об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Не считаются связанными с экономической деятельностью правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды и природопользования (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)). К ним можно отнести, например, порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) и использование земель не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). Однако на практике арбитражный суд может принять такую жалобу к производству.
(КонсультантПлюс, 2025)Не считаются связанными с экономической деятельностью правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды и природопользования (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)). К ним можно отнести, например, порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) и использование земель не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). Однако на практике арбитражный суд может принять такую жалобу к производству.
Форма: Жалоба на не вступившее в силу постановление мирового судьи о назначении административного штрафа по персонифицированному учету (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Это право подтверждается п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ". На принятие соответствующего решения должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
(КонсультантПлюс, 2025)Это право подтверждается п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ". На принятие соответствующего решения должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Некоторые суды продолжают считать, что, поскольку в силу ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по соответствующим делам возбуждается только на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и такие дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и КоАП РФ, судья арбитражного суда лишен возможности принять к своему производству дело о привлечении к административной ответственности, переданное по подведомственности из суда общей юрисдикции. Поэтому жалоба подлежит возвращению заявителю (Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2022 N 16-7922/2022).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Некоторые суды продолжают считать, что, поскольку в силу ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по соответствующим делам возбуждается только на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и такие дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и КоАП РФ, судья арбитражного суда лишен возможности принять к своему производству дело о привлечении к административной ответственности, переданное по подведомственности из суда общей юрисдикции. Поэтому жалоба подлежит возвращению заявителю (Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2022 N 16-7922/2022).
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в Определении от 24.12.2012 N 2392-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дьяченко Андрея Валентиновича на нарушение его конституционных прав статьей 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Определение от 24.12.2012 N 2392-О), такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, применяемые в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, носят кратковременный и безотлагательный характер и не предполагают получение согласия лица, в отношении которого они применяются.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в Определении от 24.12.2012 N 2392-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дьяченко Андрея Валентиновича на нарушение его конституционных прав статьей 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Определение от 24.12.2012 N 2392-О), такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, применяемые в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, носят кратковременный и безотлагательный характер и не предполагают получение согласия лица, в отношении которого они применяются.