Принятие земельного участка в казну
Подборка наиболее важных документов по запросу Принятие земельного участка в казну (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Территория (земли) муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжение органа муниципального образования о принятии земельных участков, госсобственность на которые не разграничена, в муниципальную казну городского округа само по себе не является основанием для регистрации соответствующего права муниципальной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Распоряжение органа муниципального образования о принятии земельных участков, госсобственность на которые не разграничена, в муниципальную казну городского округа само по себе не является основанием для регистрации соответствующего права муниципальной собственности
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Признание договора аренды недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)"...Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица... Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица... Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие прокурора в арбитражном процессе
(Кочетков А.В.)
("Законность", 2024, N 11)В результате оспаривания сделки об учреждении Общества с ограниченной ответственностью и передаче ему ликвидных активов акционерного общества в казну субъекта РФ принято недвижимое имущество и земельный участок <19>. В связи с ненадлежащим исполнением концессионного соглашения и завышением стоимости возведенных объектов теплоснабжения в бюджет муниципального образования по иску прокуратуры с концессионера взыскано свыше 111,5 млн руб. <20>.
(Кочетков А.В.)
("Законность", 2024, N 11)В результате оспаривания сделки об учреждении Общества с ограниченной ответственностью и передаче ему ликвидных активов акционерного общества в казну субъекта РФ принято недвижимое имущество и земельный участок <19>. В связи с ненадлежащим исполнением концессионного соглашения и завышением стоимости возведенных объектов теплоснабжения в бюджет муниципального образования по иску прокуратуры с концессионера взыскано свыше 111,5 млн руб. <20>.
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Кроме того, правообладатель земельного участка вправе рассчитывать на возможность использования своего имущества в соответствии с его правовым режимом, существовавшим на момент приобретения. Однако по своему правовому смыслу ст. 23 ЗК РФ запрещает размещать линейное сооружение на условиях публичного сервитута, когда невозможность его размещения обусловлена разрешенным использованием или существенным затруднением использования земельного участка. В этом случае размещение сооружения допускается за рамками собственно сервитутного правоотношения, т.е. в порядке изъятия земельного участка для государственных либо муниципальных нужд (п. 10). Неясность правового регулирования в вопросе невозможности размещения сооружения неминуемо приведет к неограниченному произволу, усмотрению публичной власти в процессе правоприменения. Поскольку утвержденное Правилами землепользования и застройки разрешенное использование имеет несколько видов (основной, вспомогательный и условный), которые достаточно часто пересматриваются, а существенное затруднение в использовании земельного участка зависит от вида осуществляемой хозяйственной деятельности, то уполномоченные органы, организующие за счет казны либо за счет средств организации (при наличии ходатайства) компенсацию собственнику земельного участка в связи с принятием решения об изъятии земельного участка, будут пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации этого права.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Кроме того, правообладатель земельного участка вправе рассчитывать на возможность использования своего имущества в соответствии с его правовым режимом, существовавшим на момент приобретения. Однако по своему правовому смыслу ст. 23 ЗК РФ запрещает размещать линейное сооружение на условиях публичного сервитута, когда невозможность его размещения обусловлена разрешенным использованием или существенным затруднением использования земельного участка. В этом случае размещение сооружения допускается за рамками собственно сервитутного правоотношения, т.е. в порядке изъятия земельного участка для государственных либо муниципальных нужд (п. 10). Неясность правового регулирования в вопросе невозможности размещения сооружения неминуемо приведет к неограниченному произволу, усмотрению публичной власти в процессе правоприменения. Поскольку утвержденное Правилами землепользования и застройки разрешенное использование имеет несколько видов (основной, вспомогательный и условный), которые достаточно часто пересматриваются, а существенное затруднение в использовании земельного участка зависит от вида осуществляемой хозяйственной деятельности, то уполномоченные органы, организующие за счет казны либо за счет средств организации (при наличии ходатайства) компенсацию собственнику земельного участка в связи с принятием решения об изъятии земельного участка, будут пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации этого права.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица. При этом информационное сообщение о предоставлении земельных участков было опубликовано в газете на татарском языке. Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица. При этом информационное сообщение о предоставлении земельных участков было опубликовано в газете на татарском языке. Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)В случае если здания, сооружения, объекты незавершенного строительства были возведены, созданы на основании необходимых для этого согласования и (или) разрешения, выданных уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, обладавшими сведениями о месте нахождения магистрального или промышленного трубопровода, либо если уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, был предоставлен земельный участок, вид разрешенного использования которого допускал строительство зданий, сооружений, или ими было принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий такое строительство, в случаях, если для возведения, создания зданий, сооружений в соответствии с законодательством не требовалось получения разрешения на строительство, то убытки подлежат возмещению за счет казны соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)В случае если здания, сооружения, объекты незавершенного строительства были возведены, созданы на основании необходимых для этого согласования и (или) разрешения, выданных уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, обладавшими сведениями о месте нахождения магистрального или промышленного трубопровода, либо если уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, был предоставлен земельный участок, вид разрешенного использования которого допускал строительство зданий, сооружений, или ими было принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий такое строительство, в случаях, если для возведения, создания зданий, сооружений в соответствии с законодательством не требовалось получения разрешения на строительство, то убытки подлежат возмещению за счет казны соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Готовое решение: Как учитывать нефинансовые активы имущества государственной (муниципальной) казны (счет 0 108 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Принятие к учету каждого из вновь созданных при разделении земельных участков в составе государственной (муниципальной) казны (при наличии у них новых кадастровых номеров)
(КонсультантПлюс, 2025)Принятие к учету каждого из вновь созданных при разделении земельных участков в составе государственной (муниципальной) казны (при наличии у них новых кадастровых номеров)
Готовое решение: Что считают неэффективным использованием государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Если недвижимое имущество казны ППО не используется для реализации функций и полномочий органов госвласти или органов местного самоуправления, может быть принято решение о передаче объектов на иной уровень публичной собственности, о приватизации или реализации земельных участков в соответствии с Земельным кодексом РФ (п. 20 Методики).
(КонсультантПлюс, 2025)Если недвижимое имущество казны ППО не используется для реализации функций и полномочий органов госвласти или органов местного самоуправления, может быть принято решение о передаче объектов на иной уровень публичной собственности, о приватизации или реализации земельных участков в соответствии с Земельным кодексом РФ (п. 20 Методики).
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить неразграниченные земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)принятие земельного участка в состав имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)принятие земельного участка в состав имущества казны
Статья: Споры о передаче имущества, закрепленного за учреждением, собственнику
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)2. У образовательного учреждения (университета) был ликвидирован иногородний филиал. В результате высвободились пять нежилых помещений, два здания и земельный участок. Официальная переписка с собственником длилась больше года, но так ни к чему и не привела. Территориальное управление Росимущества сообщило о готовности принять объекты в состав казны, а вот ответ от центрального аппарата ведомства получить не удалось.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)2. У образовательного учреждения (университета) был ликвидирован иногородний филиал. В результате высвободились пять нежилых помещений, два здания и земельный участок. Официальная переписка с собственником длилась больше года, но так ни к чему и не привела. Территориальное управление Росимущества сообщило о готовности принять объекты в состав казны, а вот ответ от центрального аппарата ведомства получить не удалось.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правообладатели, права которых на земельные участки не были выявлены в указанном порядке, могут требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица - требовать возмещения за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правообладатели, права которых на земельные участки не были выявлены в указанном порядке, могут требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица - требовать возмещения за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ).
Готовое решение: Как с 2026 г. в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить нефинансовые активы имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество принимается в состав казны на основании информации (выписки) из реестра и оформленных первичных (сводных) учетных документов (п. п. 7, 11 Федерального стандарта N 84н).
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество принимается в состав казны на основании информации (выписки) из реестра и оформленных первичных (сводных) учетных документов (п. п. 7, 11 Федерального стандарта N 84н).
Статья: Передача земельного участка с неразграниченным правом пользования в собственность
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 2)Выбытие земельного участка со счета 1 103 13 000 "Прочие непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения" отражается по факту регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Одновременно отражается принятие земельного участка в состав имущества казны, учет которого ведется с применением счета 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну".
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 2)Выбытие земельного участка со счета 1 103 13 000 "Прочие непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения" отражается по факту регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Одновременно отражается принятие земельного участка в состав имущества казны, учет которого ведется с применением счета 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну".
Статья: Учет недвижимого имущества казны в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)или Кредит счета 1 11455 452 "Уменьшение стоимости непроизведенных активов, составляющих казну, за счет обесценения"
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)или Кредит счета 1 11455 452 "Уменьшение стоимости непроизведенных активов, составляющих казну, за счет обесценения"
Готовое решение: Каковы особенности поступления недвижимого имущества в казну и распоряжения им
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для поступления недвижимости в казну ППО (наряду с гражданско-правовой сделкой или судебным решением) может являться, в частности, НПА, изданный ППО (например, при национализации), или решение ППО, принятое в порядке, который предусмотрен НПА (в частности, при отчуждении (изъятии) здания в связи с изъятием земельного участка для публичных нужд).
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для поступления недвижимости в казну ППО (наряду с гражданско-правовой сделкой или судебным решением) может являться, в частности, НПА, изданный ППО (например, при национализации), или решение ППО, принятое в порядке, который предусмотрен НПА (в частности, при отчуждении (изъятии) здания в связи с изъятием земельного участка для публичных нужд).