Принудительное взыскание административного штрафа
Подборка наиболее важных документов по запросу Принудительное взыскание административного штрафа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Взыскание административного штрафа, в том числе в качестве убытков (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)...судами учтено, что конкурсным управляющим должника в материалы обособленного спора не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что... ОСП ГУФССП... осуществлявшему принудительное взыскание административных штрафов в рамках исполнительного производства, либо Федеральной налоговой службе было известно о признаке неплатежеспособности должника, о недостаточности имущества либо об имеющихся требованиях иных кредиторов должника.
(КонсультантПлюс, 2025)...судами учтено, что конкурсным управляющим должника в материалы обособленного спора не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что... ОСП ГУФССП... осуществлявшему принудительное взыскание административных штрафов в рамках исполнительного производства, либо Федеральной налоговой службе было известно о признаке неплатежеспособности должника, о недостаточности имущества либо об имеющихся требованиях иных кредиторов должника.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Порядок раскрытия информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""В рассматриваемом случае судами учтено, что конкурсным управляющим должника в материалы обособленного спора не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что Зюзинскому ОСП ГУФССП России по г. Москве, осуществлявшему принудительное взыскание административных штрафов в рамках исполнительного производства, либо Федеральной налоговой службе было известно о признаке неплатежеспособности должника, о недостаточности имущества либо об имеющихся требованиях иных кредиторов должника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья, орган или должностное лицо, указанные в пунктах 1, 2, 10 - 12 части 2 статьи 23.3 и части 2 статьи 23.10 настоящего Кодекса, вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
(ред. от 04.11.2025)5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья, орган или должностное лицо, указанные в пунктах 1, 2, 10 - 12 части 2 статьи 23.3 и части 2 статьи 23.10 настоящего Кодекса, вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Принудительное исполнение постановлений о назначении административных наказаний в виде административных штрафов осуществляется судебными приставами-исполнителями (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ). В случае истечения срока давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении независимо от его фактического исполнения судебным приставом-исполнителем выносится постановление об окончании исполнительного производства, копия которого подлежит направлению судье, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 2 статьи 31.10 КоАП РФ, пункт 9 части 1, часть 3, пункт 2 части 6 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Поступление судье указанного постановления судебного пристава-исполнителя является поводом для разрешения судьей вопроса о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Принудительное исполнение постановлений о назначении административных наказаний в виде административных штрафов осуществляется судебными приставами-исполнителями (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ). В случае истечения срока давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении независимо от его фактического исполнения судебным приставом-исполнителем выносится постановление об окончании исполнительного производства, копия которого подлежит направлению судье, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 2 статьи 31.10 КоАП РФ, пункт 9 части 1, часть 3, пункт 2 части 6 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Поступление судье указанного постановления судебного пристава-исполнителя является поводом для разрешения судьей вопроса о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)В-пятых, по правовым последствиям применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения: 1) меры административно-правового принуждения влекут за собой последствия материально-правового характера для субъекта административных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, по общему правилу назначение административного наказания влечет за собой не только возникновение административной обязанности по его исполнению в установленном законом порядке, но и дополнительные условия под угрозой применения мер административного понуждения к надлежащему и в полном объеме исполнению предписанных правоприменительным актом обязательных требований, а также состояние подвергнутости административному наказанию в период установленного ст. 4.6 КоАП РФ <12> срока, в течение которого вновь совершенное деяние подлежит квалификации в качестве повторного, в том числе является отягчающим административную ответственность обстоятельством. Назначение административного наказания в виде административного штрафа влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством уплаты в указанный в постановлении срок (ст. 32.2 КоАП РФ) под угрозой принудительного взыскания административного штрафа с исполнительским сбором и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Назначение административного наказания в виде дисквалификации влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством прекращения трудового договора (контракта), а также ограничение занимать соответствующие должности и осуществлять предпринимательскую и иную деятельность на период дисквалификации (ст. 3.11, 32.11 КоАП РФ); 2) меры административно-процессуального принуждения влекут за собой последствия административно-процессуального характера для субъекта административно-процессуальных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административно-процессуальных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, административно-процессуальная обязанность явиться на рассмотрение дела, сдать водительское удостоверение, предоставить доступ к транспортному средству, вещам и документам для досмотра, запрет на пользование арестованным имуществом и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)В-пятых, по правовым последствиям применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения: 1) меры административно-правового принуждения влекут за собой последствия материально-правового характера для субъекта административных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, по общему правилу назначение административного наказания влечет за собой не только возникновение административной обязанности по его исполнению в установленном законом порядке, но и дополнительные условия под угрозой применения мер административного понуждения к надлежащему и в полном объеме исполнению предписанных правоприменительным актом обязательных требований, а также состояние подвергнутости административному наказанию в период установленного ст. 4.6 КоАП РФ <12> срока, в течение которого вновь совершенное деяние подлежит квалификации в качестве повторного, в том числе является отягчающим административную ответственность обстоятельством. Назначение административного наказания в виде административного штрафа влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством уплаты в указанный в постановлении срок (ст. 32.2 КоАП РФ) под угрозой принудительного взыскания административного штрафа с исполнительским сбором и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Назначение административного наказания в виде дисквалификации влечет за собой возникновение административной обязанности по его исполнению посредством прекращения трудового договора (контракта), а также ограничение занимать соответствующие должности и осуществлять предпринимательскую и иную деятельность на период дисквалификации (ст. 3.11, 32.11 КоАП РФ); 2) меры административно-процессуального принуждения влекут за собой последствия административно-процессуального характера для субъекта административно-процессуальных правоотношений (физического лица или организации), выраженные в возложении на него дополнительных неблагоприятных административно-процессуальных обязанностей в виде условий, запретов и ограничений. Например, административно-процессуальная обязанность явиться на рассмотрение дела, сдать водительское удостоверение, предоставить доступ к транспортному средству, вещам и документам для досмотра, запрет на пользование арестованным имуществом и др.
Статья: Государственный надзор в области гражданской обороны: задачи, нормативно-правовые аспекты и основные статистические показатели
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 7)- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
(Сорокин Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 7)- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
Статья: Меры судебного административного понуждения: основания, признаки и виды
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Административно-процессуальные порядки принудительного исполнения мер судебного административного понуждения в зависимости от особенностей правового регулирования можно поделить на следующие виды: 1) фрагментарно урегулированный административно-процессуальный порядок принудительного исполнения судебных актов о применении мер административного понуждения в соответствии с федеральными законами о контрольно-надзорной деятельности (например, решение суда об аннулировании лицензии, вступившее в законную силу, подлежит исполнению посредством исключения из реестра лицензий лицензирующим органом, осуществляющим контрольно-надзорные функции и уполномоченным обращаться с заявлением в суд с требованием о применении данной меры в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"; 2) относительно в полной мере урегулированный административно-процессуальный порядок принудительного исполнения судебных актов о применении мер административного понуждения в соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (например, по делам о принудительном взыскании административного штрафа, о выселении, сносе самовольно возведенного строения, о принудительном освобождении нежилого помещения и земельного участка, а также о взыскании обязательных платежей и санкций, об установлении временных ограничений на выезд должника за пределы Российской Федерации и на право пользования специальным правом и др.). Важно обратить внимание, что судебные приставы-исполнители обеспечивают исполнение судебных решений о назначении судебных административных наказаний в виде обязательных работ, административного приостановления деятельности, конфискации, дисквалификации, не связанных с административным понуждением, применяя общие правила исполнительного производства. Вместе с тем в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" не урегулирован порядок обеспечения принудительного исполнения судебных решений о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, за исключением принудительного взыскания обязательных платежей и санкций.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Административно-процессуальные порядки принудительного исполнения мер судебного административного понуждения в зависимости от особенностей правового регулирования можно поделить на следующие виды: 1) фрагментарно урегулированный административно-процессуальный порядок принудительного исполнения судебных актов о применении мер административного понуждения в соответствии с федеральными законами о контрольно-надзорной деятельности (например, решение суда об аннулировании лицензии, вступившее в законную силу, подлежит исполнению посредством исключения из реестра лицензий лицензирующим органом, осуществляющим контрольно-надзорные функции и уполномоченным обращаться с заявлением в суд с требованием о применении данной меры в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"; 2) относительно в полной мере урегулированный административно-процессуальный порядок принудительного исполнения судебных актов о применении мер административного понуждения в соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (например, по делам о принудительном взыскании административного штрафа, о выселении, сносе самовольно возведенного строения, о принудительном освобождении нежилого помещения и земельного участка, а также о взыскании обязательных платежей и санкций, об установлении временных ограничений на выезд должника за пределы Российской Федерации и на право пользования специальным правом и др.). Важно обратить внимание, что судебные приставы-исполнители обеспечивают исполнение судебных решений о назначении судебных административных наказаний в виде обязательных работ, административного приостановления деятельности, конфискации, дисквалификации, не связанных с административным понуждением, применяя общие правила исполнительного производства. Вместе с тем в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" не урегулирован порядок обеспечения принудительного исполнения судебных решений о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, за исключением принудительного взыскания обязательных платежей и санкций.
Ситуация: Что грозит за вождение в состоянии опьянения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исключение составляют лица, к которым не может быть применен административный арест. Это, в частности, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов либо являющиеся усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, мужчины, являющиеся одинокими родителями и имеющие детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов либо являющиеся единственными усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, лица, не достигшие возраста 18 лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения. К ним применяется административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб. (ч. 2 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Исключение составляют лица, к которым не может быть применен административный арест. Это, в частности, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов либо являющиеся усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, мужчины, являющиеся одинокими родителями и имеющие детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов либо являющиеся единственными усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, лица, не достигшие возраста 18 лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения. К ним применяется административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб. (ч. 2 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
Статья: Отдельные аспекты правоприменительной практики при рассмотрении вопросов о форме и содержании административного материала
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)По общим правилам постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в шестидесятидневный срок с момента вступления его в законную силу <3>. Принудительное взыскание административного штрафа осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <4> (далее - ФЗИП).
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)По общим правилам постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в шестидесятидневный срок с момента вступления его в законную силу <3>. Принудительное взыскание административного штрафа осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <4> (далее - ФЗИП).