Принудительное изъятие земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Принудительное изъятие земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 279 "Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ГК РФ"Исходя из толкования норм п. 4 ст. 279 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 56.11 и п. 8 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения сервитута, залога, установленных в отношении такого земельного участка, а также договоров, заключенных правообладателем в отношении такого земельного участка."
Перспективы и риски арбитражного спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Истец хочет изъять у собственника земельный участок для государственных (муниципальных) нужд
(КонсультантПлюс, 2025)О принудительном возмездном изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд
(КонсультантПлюс, 2025)О принудительном возмездном изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изъять земельный участок для государственных (муниципальных) нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Если в установленный срок правообладатель не представит подписанное им соглашение об изъятии для публичных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, обратитесь в суд с иском о принудительном изъятии. Это можно сделать в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии с учетом следующего. По общему правилу (есть исключения) вы можете подать иск не ранее чем по истечении 90 календарных дней со дня, когда правообладатель получит проект соглашения (ст. 282 ГК РФ, п. 13 ст. 56.6, п. 10 ст. 56.10, п. 9 ст. 56.12 ЗК РФ, ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ, п. 8 Рекомендаций).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в установленный срок правообладатель не представит подписанное им соглашение об изъятии для публичных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, обратитесь в суд с иском о принудительном изъятии. Это можно сделать в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии с учетом следующего. По общему правилу (есть исключения) вы можете подать иск не ранее чем по истечении 90 календарных дней со дня, когда правообладатель получит проект соглашения (ст. 282 ГК РФ, п. 13 ст. 56.6, п. 10 ст. 56.10, п. 9 ст. 56.12 ЗК РФ, ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ, п. 8 Рекомендаций).
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. п. 8 - 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. п. 8 - 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Произвольное изменение режимов использования земельных участков, влекущее ограничение, а порой и невозможность дальнейшего использования в соответствии с первоначальными целями, по мнению автора, может быть приравнено к принудительному изъятию земельных участков для государственных нужд. Но, в отличие от вышеупомянутого механизма, при внесении изменений в генеральным план и ПЗЗ компенсаторные механизмы действующим законодательством не предусмотрены.
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Произвольное изменение режимов использования земельных участков, влекущее ограничение, а порой и невозможность дальнейшего использования в соответствии с первоначальными целями, по мнению автора, может быть приравнено к принудительному изъятию земельных участков для государственных нужд. Но, в отличие от вышеупомянутого механизма, при внесении изменений в генеральным план и ПЗЗ компенсаторные механизмы действующим законодательством не предусмотрены.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Интересной для рассмотрения также являются дополненная изменениями 2018 г. ст. 222 ГК РФ, согласно которой в случае неисполнения обязанности по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями самовольной постройки допускается принудительное изъятие земельного участка. Орган местного самоуправления обязан заблаговременно уведомить собственника земельного участка о принятии решения об изъятии, в случае согласия собственника земельный участок будет продан с публичных торгов, в случае несогласия орган местного самоуправления имеет право требовать продажи участка в суде.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Интересной для рассмотрения также являются дополненная изменениями 2018 г. ст. 222 ГК РФ, согласно которой в случае неисполнения обязанности по сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями самовольной постройки допускается принудительное изъятие земельного участка. Орган местного самоуправления обязан заблаговременно уведомить собственника земельного участка о принятии решения об изъятии, в случае согласия собственника земельный участок будет продан с публичных торгов, в случае несогласия орган местного самоуправления имеет право требовать продажи участка в суде.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 04.07.2024 N 03-07-11/62429 <Возмещение за изъятый участок облагается налогом на прибыль>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)В случае принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у бывшего собственника участка возникают налоговые последствия по НДС и налогу на прибыль.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)В случае принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у бывшего собственника участка возникают налоговые последствия по НДС и налогу на прибыль.
Статья: О дуализме правовой природы изъятия объектов недвижимого имущества для государственных нужд
(Золотов Л.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)В науке административного права ученые касались лишь отдельных вопросов изъятия объектов недвижимого имущества для государственных нужд в рамках исследования реализации органами исполнительной власти своих полномочий. Например, в диссертации И.А. Трофимовой "обосновывается публично-правовая природа изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, которая рассматривается как один из правовых инструментов учета и реализации публично значимых интересов и административного ограничения права собственности на землю" <7>. Е.С. Карпова предлагает "предусмотреть принудительное изъятие земельного участка... в качестве меры административной ответственности" <8>.
(Золотов Л.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)В науке административного права ученые касались лишь отдельных вопросов изъятия объектов недвижимого имущества для государственных нужд в рамках исследования реализации органами исполнительной власти своих полномочий. Например, в диссертации И.А. Трофимовой "обосновывается публично-правовая природа изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, которая рассматривается как один из правовых инструментов учета и реализации публично значимых интересов и административного ограничения права собственности на землю" <7>. Е.С. Карпова предлагает "предусмотреть принудительное изъятие земельного участка... в качестве меры административной ответственности" <8>.
Статья: Концепция овеществления обязательственных прав при приобретении земельных участков в германском праве: проблема совместимости с пандектной систематикой
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2024, N 5)Дополнительно отметим, что, на наш взгляд, эта теория является преемником господствовавшей долгое время в европейской правовой традиции, но уже забытой теории jus ad rem, построенной на разработках канонического права и представлений постглоссаторов о том, что в римском праве приобретатель по заключенному договору уже нес определенные риски как собственник, а также имел exception rei venditae er traditae <18>. Указанные выводы способствовали созданию названной феодальной и постфеодальной конструкции, не разделявшей вещный и обязательственный компонент в составе приобретения прав на земельные участки и в силу этого допускавшей возможность принудительного изъятия земельного участка в пользу приобретателя на основании договора купли-продажи <19>.
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2024, N 5)Дополнительно отметим, что, на наш взгляд, эта теория является преемником господствовавшей долгое время в европейской правовой традиции, но уже забытой теории jus ad rem, построенной на разработках канонического права и представлений постглоссаторов о том, что в римском праве приобретатель по заключенному договору уже нес определенные риски как собственник, а также имел exception rei venditae er traditae <18>. Указанные выводы способствовали созданию названной феодальной и постфеодальной конструкции, не разделявшей вещный и обязательственный компонент в составе приобретения прав на земельные участки и в силу этого допускавшей возможность принудительного изъятия земельного участка в пользу приобретателя на основании договора купли-продажи <19>.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 6.1 Закона об обороте земель принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 6.1 Закона об обороте земель принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
Статья: Правовой статус государства как субъекта гражданско-правовой деятельности: материальный и процессуальный аспекты
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В сфере гражданской юрисдикции в целом складывается две группы правоотношений - частноправовые (горизонтальные) и публично-правовые (вертикальные). Частноправовой характер гражданского правоотношения определяется равенством участвующих в нем субъектов. Напротив, публично-правовые отношения основаны на неравенстве их субъектов и отсутствии автономии воли. Примером публично-правовых отношений в сфере гражданской юрисдикции являются правоотношения, связанные с принудительным изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, отношения в сфере пенсионного и иного социального обеспечения, брачные, отношения, связанные с госзакупками - все те отношения, в рамках которых государство в одностороннем порядке инициирует их возникновение, определяет их существенные условия <8>. На наличие публично-правовых отношений в области гражданского законодательства указывают многие ученые <9>.
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В сфере гражданской юрисдикции в целом складывается две группы правоотношений - частноправовые (горизонтальные) и публично-правовые (вертикальные). Частноправовой характер гражданского правоотношения определяется равенством участвующих в нем субъектов. Напротив, публично-правовые отношения основаны на неравенстве их субъектов и отсутствии автономии воли. Примером публично-правовых отношений в сфере гражданской юрисдикции являются правоотношения, связанные с принудительным изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, отношения в сфере пенсионного и иного социального обеспечения, брачные, отношения, связанные с госзакупками - все те отношения, в рамках которых государство в одностороннем порядке инициирует их возникновение, определяет их существенные условия <8>. На наличие публично-правовых отношений в области гражданского законодательства указывают многие ученые <9>.
Статья: Порядок изъятия земель для развития муниципального образования
(Аксенов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Одним из наиболее важных вопросов в развитии России был и остается земельный вопрос. Статья посвящена обоснованию специфики земли как объекта муниципально-правового регулирования. Объектом исследования статьи являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, использования, управления и контроля над землями, необходимыми для развития муниципальных образований. В статье выявлены практические проблемы, связанные с деятельностью муниципальных образований по использованию земель. Отражены особенности процедуры изъятия земельной собственности. Выявляется цель законодателя в деятельности по совершенствованию процедуры изъятия земельной собственности. Выявляются инициаторы процесса изъятия отдельного участка земли для муниципальных и государственных потребностей. Рассматриваются вопросы сроков принудительного изъятия земельных участков. Проводится анализ судебной практики, связанной с вопросом материальной компенсации при процедуре изъятия земель. Рассматриваются вопросы, связанные с принудительным изъятием земельного участка сельхозназначения федеральными и муниципальными органами власти. Рассматриваются вопросы изъятия земельных участков у недобросовестных собственников. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в практике организации и деятельности органов местного самоуправления, с целью совершенствования вопросов муниципально-правового регулирования земель.
(Аксенов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Одним из наиболее важных вопросов в развитии России был и остается земельный вопрос. Статья посвящена обоснованию специфики земли как объекта муниципально-правового регулирования. Объектом исследования статьи являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, использования, управления и контроля над землями, необходимыми для развития муниципальных образований. В статье выявлены практические проблемы, связанные с деятельностью муниципальных образований по использованию земель. Отражены особенности процедуры изъятия земельной собственности. Выявляется цель законодателя в деятельности по совершенствованию процедуры изъятия земельной собственности. Выявляются инициаторы процесса изъятия отдельного участка земли для муниципальных и государственных потребностей. Рассматриваются вопросы сроков принудительного изъятия земельных участков. Проводится анализ судебной практики, связанной с вопросом материальной компенсации при процедуре изъятия земель. Рассматриваются вопросы, связанные с принудительным изъятием земельного участка сельхозназначения федеральными и муниципальными органами власти. Рассматриваются вопросы изъятия земельных участков у недобросовестных собственников. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в практике организации и деятельности органов местного самоуправления, с целью совершенствования вопросов муниципально-правового регулирования земель.
Статья: Публичные закупки и изъятие имущества как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Если осуществление публичных закупок в порядке Закона "О контрактной системе" является общим, "ординарным" механизмом удовлетворения государственных и муниципальных нужд (причем как в России, так и в других государствах с развитыми правовыми системами), то принудительное изъятие земельных участков и недвижимости должно применяться в исключительных случаях, когда отсутствует разумная альтернатива. Экспроприация не есть способ нормального взаимодействия государства с субъектами частного права, это механизм урегулирования неустранимого конфликта публичных и частных интересов. Основанием принудительного изъятия выступает выявление органом власти потребностей в имуществе, вытекающих из осуществления тех или иных публичных функций, и возможности (необходимости) удовлетворения таких потребностей сугубо за счет конкретных объектов, находящихся в частной собственности.
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Если осуществление публичных закупок в порядке Закона "О контрактной системе" является общим, "ординарным" механизмом удовлетворения государственных и муниципальных нужд (причем как в России, так и в других государствах с развитыми правовыми системами), то принудительное изъятие земельных участков и недвижимости должно применяться в исключительных случаях, когда отсутствует разумная альтернатива. Экспроприация не есть способ нормального взаимодействия государства с субъектами частного права, это механизм урегулирования неустранимого конфликта публичных и частных интересов. Основанием принудительного изъятия выступает выявление органом власти потребностей в имуществе, вытекающих из осуществления тех или иных публичных функций, и возможности (необходимости) удовлетворения таких потребностей сугубо за счет конкретных объектов, находящихся в частной собственности.
Статья: Спорные вопросы реализации процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)Определяя рассмотренные проблемы, логичным видится достижение в первую очередь баланса между частными и общественными интересами при проведении изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, на что неоднократно указывается как в международных, так и внутригосударственных актах. Следует напомнить о Методических рекомендациях по принудительному изъятию земельных участков, которые утверждены Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН в 2008 г. Несмотря на то что они распространяются на особо ценную категорию земель - сельскохозяйственного назначения, по аналогии, на наш взгляд, допустимо их применить при изъятии любого участка. Следует учесть, что "в условиях быстрого роста и изменений в использовании земельных ресурсов" приобретение земли является деликатным вопросом. "Непонятные, непредсказуемые и неисполнимые процедуры создают возможности для коррупции и уменьшают общественное доверие к верховенству закона" <15>. Полагаем, что при приоритете общественных целей в ситуации изъятия земли по инициативе публичных органов в каждом случае требуется целесообразность и справедливая компенсация для собственников, вынужденных утратить свое имущество. А также необходимо уточнить и дополнить действующие внутригосударственные нормы права, исходя из изменений ст. 4 ЗК РФ Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 9 Жилищного кодекса Российской Федерации" о недопустимости применения правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ.
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)Определяя рассмотренные проблемы, логичным видится достижение в первую очередь баланса между частными и общественными интересами при проведении изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, на что неоднократно указывается как в международных, так и внутригосударственных актах. Следует напомнить о Методических рекомендациях по принудительному изъятию земельных участков, которые утверждены Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН в 2008 г. Несмотря на то что они распространяются на особо ценную категорию земель - сельскохозяйственного назначения, по аналогии, на наш взгляд, допустимо их применить при изъятии любого участка. Следует учесть, что "в условиях быстрого роста и изменений в использовании земельных ресурсов" приобретение земли является деликатным вопросом. "Непонятные, непредсказуемые и неисполнимые процедуры создают возможности для коррупции и уменьшают общественное доверие к верховенству закона" <15>. Полагаем, что при приоритете общественных целей в ситуации изъятия земли по инициативе публичных органов в каждом случае требуется целесообразность и справедливая компенсация для собственников, вынужденных утратить свое имущество. А также необходимо уточнить и дополнить действующие внутригосударственные нормы права, исходя из изменений ст. 4 ЗК РФ Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 9 Жилищного кодекса Российской Федерации" о недопустимости применения правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ.