Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы производства по делам об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30.16 "Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП РФПересмотр судебных актов по делу об административном правонарушении осуществляется в надлежащей судебной процедуре, обеспечивающей процессуальные права лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с конституционными принципами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Значение принципов производства по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)"Административное право и процесс", 2020, N 12
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)"Административное право и процесс", 2020, N 12
Нормативные акты
"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В перечень принципов необходимо включить: принцип вины; принцип презумпции невиновности; принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение; принцип законности (указав в том числе на недопустимость применения по аналогии норм закона, устанавливающих административную ответственность); принцип справедливости; принцип соразмерности; принцип гуманизма; принцип равенства; принцип ведения производства по делам об административных правонарушениях органом административной юрисдикции на государственном языке Российской Федерации; принципы непосредственности и формализации осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип открытости (гласности) в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делам об административных правонарушениях; принцип оперативности осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип самостоятельности принятия решений в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делам об административных правонарушениях; принцип обеспечения защиты при осуществлении органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип обязательности постановлений и иных актов органов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях; принцип исполнимости административных наказаний.
Статья: Кодификация норм о судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях: опыт 16 стран ближнего зарубежья
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)21. Хорев А.А. Принципы производства по делам об административных правонарушениях в административно-деликтном законодательстве Республики Беларусь // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 5. С. 168 - 170.
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)21. Хорев А.А. Принципы производства по делам об административных правонарушениях в административно-деликтном законодательстве Республики Беларусь // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 5. С. 168 - 170.
Статья: Проблемные аспекты реализации принципов вины и презумпции невиновности в нормах законодательства об административных правонарушениях
(Кисин В.Р., Попугаев М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)<1> Подробнее о содержании принципа презумпции невиновности см.: Нобель А.Р. Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. N 1. С. 30 - 34.
(Кисин В.Р., Попугаев М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)<1> Подробнее о содержании принципа презумпции невиновности см.: Нобель А.Р. Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. N 1. С. 30 - 34.
Статья: Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)"Административное право и процесс", 2021, N 1
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)"Административное право и процесс", 2021, N 1
Статья: Критерии и способы индивидуализации наказания по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Рассматриваются понятие и сущность индивидуализации наказания как принципа производства по делам об административных правонарушениях. Данный принцип реализуется путем закрепления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ординарных правил назначения административного наказания, действующих в отношении любого административного правонарушения, и специальных правил, применяемых в отношении отдельных административных правонарушений и совершивших их лиц. На основе системного анализа ординарных и специальных правил назначения наказания выделяются такие способы индивидуализации, как установление правил его назначения в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях либо возможность назначения административного наказания, вид или размер которого не предусмотрен санкциями соответствующих статей. Раскрывается система и содержание критериев индивидуализации, учитываемых при назначении административного наказания и практика их применения. Рассматриваются гарантии реализации принципа индивидуализации наказания.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Рассматриваются понятие и сущность индивидуализации наказания как принципа производства по делам об административных правонарушениях. Данный принцип реализуется путем закрепления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ординарных правил назначения административного наказания, действующих в отношении любого административного правонарушения, и специальных правил, применяемых в отношении отдельных административных правонарушений и совершивших их лиц. На основе системного анализа ординарных и специальных правил назначения наказания выделяются такие способы индивидуализации, как установление правил его назначения в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях либо возможность назначения административного наказания, вид или размер которого не предусмотрен санкциями соответствующих статей. Раскрывается система и содержание критериев индивидуализации, учитываемых при назначении административного наказания и практика их применения. Рассматриваются гарантии реализации принципа индивидуализации наказания.
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)11. Нобель А.Р. Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. N 1. С. 30 - 34.
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)11. Нобель А.Р. Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. N 1. С. 30 - 34.
Статья: Понятие и содержание принципа гуманизма в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)"Административное право и процесс", 2023, N 10
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)"Административное право и процесс", 2023, N 10
Статья: Конституционный принцип разделения государственной власти как правовая основа конструктивной модернизации производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<19> См.: Макарейко Н.В. Административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел в свете проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. N 3(35). С. 244 - 245; Денисенко В.В. Обусловленность и проблемы новой (третьей) кодификации российского административно-деликтного законодательства: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти В.Д. Сорокина и 90-летию со дня его рождения (Небугские чтения) / Отв. ред. В.В. Денисенко. Ростов н/Д, 2014. С. 86; Новиков А.В. Можно ли оперативность рассматривать в качестве принципа производства по делам об административных правонарушениях // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2017. N 3. С. 165 - 166; Панкова О.В. Оптимизация правосудия по делам об административных правонарушениях в России. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 6. С. 145 - 154; Россинский Б.В. Окончательно ли разграничение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях? // Журнал административного судопроизводства. 2016. N 1. С. 50.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)<19> См.: Макарейко Н.В. Административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел в свете проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. N 3(35). С. 244 - 245; Денисенко В.В. Обусловленность и проблемы новой (третьей) кодификации российского административно-деликтного законодательства: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти В.Д. Сорокина и 90-летию со дня его рождения (Небугские чтения) / Отв. ред. В.В. Денисенко. Ростов н/Д, 2014. С. 86; Новиков А.В. Можно ли оперативность рассматривать в качестве принципа производства по делам об административных правонарушениях // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2017. N 3. С. 165 - 166; Панкова О.В. Оптимизация правосудия по делам об административных правонарушениях в России. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 6. С. 145 - 154; Россинский Б.В. Окончательно ли разграничение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях? // Журнал административного судопроизводства. 2016. N 1. С. 50.
Статья: Значение научного наследия Н.Г. Салищевой для формирования принципов административного процесса
(Зюзин В.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Первое предположение основано на предельном сужении спектра административных дел в советском административном праве. В своей работе "Административный процесс в СССР" <1> Н.Г. Салищева указывает, что к административно-процессуальному праву относятся в первую очередь "нормы, определяющие и закрепляющие общие принципы рассмотрения административных дел при разрешении вопросов о применении административного принуждения" <2>. Курсивом автором настоящий статьи здесь выделено ограничение административных дел самой Н.Г. Салищевой по сути только делами об административных правонарушениях. Н.Г. Салищева в своих работах всегда основывалась на действующем законодательстве, что не позволило юристу в 60 - 70-е годы XX в. выйти за пределы административного принуждения, однако дела, как бы "на вырост", названы современно - административные дела. Удручает ситуация, когда в настоящее время принципы административного процесса порой приравниваются к принципам производства по делам об административных правонарушениях.
(Зюзин В.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Первое предположение основано на предельном сужении спектра административных дел в советском административном праве. В своей работе "Административный процесс в СССР" <1> Н.Г. Салищева указывает, что к административно-процессуальному праву относятся в первую очередь "нормы, определяющие и закрепляющие общие принципы рассмотрения административных дел при разрешении вопросов о применении административного принуждения" <2>. Курсивом автором настоящий статьи здесь выделено ограничение административных дел самой Н.Г. Салищевой по сути только делами об административных правонарушениях. Н.Г. Салищева в своих работах всегда основывалась на действующем законодательстве, что не позволило юристу в 60 - 70-е годы XX в. выйти за пределы административного принуждения, однако дела, как бы "на вырост", названы современно - административные дела. Удручает ситуация, когда в настоящее время принципы административного процесса порой приравниваются к принципам производства по делам об административных правонарушениях.