Принципы оперативно-розыскной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы оперативно-розыскной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Абсолютный запрет как способ правового регулирования отношений конфиденциального содействия адвокатов органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и оперативно-розыскные иммунитеты
(Софронов Д.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Следует отметить, что вовлечение адвокатов в правоотношения конфиденциального содействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, само по себе не является вмешательством в адвокатскую деятельность. Более того, использование института конфиденциального содействия для вмешательства в законную профессиональную (адвокатскую) деятельность противоречит целям, задачам и принципам оперативно-розыскной деятельности, закрепленным в ст. 1, 2 и 3 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". В этой связи лицо, привлеченное к негласному сотрудничеству (содействию), вправе не только не выполнять незаконные требования представителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но и обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" установление правоотношений содействия возможно исключительно при согласии вовлекаемого в эти отношения лица, т.е. на добровольных началах. Соответственно, в случае таких предложений адвокат имеет право отказаться от сотрудничества с соответствующими компетентными органами. В этой связи можем констатировать, что вмешательство в адвокатскую деятельность со стороны представителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, посредством использования института конфиденциального содействия способно достигнуть деструктивных целей только в том случае, если сам адвокат позволит подобное.
(Софронов Д.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Следует отметить, что вовлечение адвокатов в правоотношения конфиденциального содействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, само по себе не является вмешательством в адвокатскую деятельность. Более того, использование института конфиденциального содействия для вмешательства в законную профессиональную (адвокатскую) деятельность противоречит целям, задачам и принципам оперативно-розыскной деятельности, закрепленным в ст. 1, 2 и 3 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". В этой связи лицо, привлеченное к негласному сотрудничеству (содействию), вправе не только не выполнять незаконные требования представителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но и обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" установление правоотношений содействия возможно исключительно при согласии вовлекаемого в эти отношения лица, т.е. на добровольных началах. Соответственно, в случае таких предложений адвокат имеет право отказаться от сотрудничества с соответствующими компетентными органами. В этой связи можем констатировать, что вмешательство в адвокатскую деятельность со стороны представителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, посредством использования института конфиденциального содействия способно достигнуть деструктивных целей только в том случае, если сам адвокат позволит подобное.
Статья: Об актуализации вопроса провокации в теории и практике оперативно-разыскной деятельности
(Билык В.И.)
("Российский следователь", 2023, N 6)2. В ст. 3 ФЗ "Об ОРД" перечислены принципы оперативно-разыскной деятельности, которые включают: законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
(Билык В.И.)
("Российский следователь", 2023, N 6)2. В ст. 3 ФЗ "Об ОРД" перечислены принципы оперативно-разыскной деятельности, которые включают: законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Статья: О возможностях применения помилования в отношении лиц, совершивших преступление в процессе оказания негласного содействия
(Тищенко Ю.Ю., Самойлова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 6)Современное российское законодательство содержит множество запретов, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, касающихся совершения преступлений лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе оперативным подразделениям в процессе осуществления ими оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). Однако эти нормативные акты допускают возможность совершения различных противоправных действий, не являющихся преступлениями в силу их малозначительности или не содержащих признаки умышленного преступления. Вместе с тем негласный характер деятельности лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, достаточно часто предполагает наличие причастности конфидента к событию совершенного противоправного деяния, поскольку он может стать участником его совершения. В противном случае деятельность конфидента может превратиться в процесс обеспечения информацией оперативных сотрудников уже о совершенных преступлениях, что, безусловно, окажет свое влияние на соблюдение принципа наступательности как одного из основных принципов, используемых в оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Полагаем, что это недопустимо, поскольку действия сотрудников оперативных подразделений направлены прежде всего на своевременное получение оперативно значимой информации, способствующей предупреждению и пресечению преступлений.
(Тищенко Ю.Ю., Самойлова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 6)Современное российское законодательство содержит множество запретов, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, касающихся совершения преступлений лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе оперативным подразделениям в процессе осуществления ими оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). Однако эти нормативные акты допускают возможность совершения различных противоправных действий, не являющихся преступлениями в силу их малозначительности или не содержащих признаки умышленного преступления. Вместе с тем негласный характер деятельности лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, достаточно часто предполагает наличие причастности конфидента к событию совершенного противоправного деяния, поскольку он может стать участником его совершения. В противном случае деятельность конфидента может превратиться в процесс обеспечения информацией оперативных сотрудников уже о совершенных преступлениях, что, безусловно, окажет свое влияние на соблюдение принципа наступательности как одного из основных принципов, используемых в оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Полагаем, что это недопустимо, поскольку действия сотрудников оперативных подразделений направлены прежде всего на своевременное получение оперативно значимой информации, способствующей предупреждению и пресечению преступлений.
Статья: Фактическое задержание лица при проведении ОРМ и проблемы использования результатов ОРД, полученных с его участием, в уголовном судопроизводстве
(Супрун С.В.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Отсутствие в ФЗ "Об ОРД" процессуальных норм, устанавливающих обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, соблюдать конституционные права человека и гражданина при задержании лица, совершившего преступление, оказывает негативное влияние на принцип законности производства оперативно-розыскной деятельности и минимизирует реализацию принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина <2> при проведении ОРМ.
(Супрун С.В.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Отсутствие в ФЗ "Об ОРД" процессуальных норм, устанавливающих обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, соблюдать конституционные права человека и гражданина при задержании лица, совершившего преступление, оказывает негативное влияние на принцип законности производства оперативно-розыскной деятельности и минимизирует реализацию принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина <2> при проведении ОРМ.