Принципы административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.1 "Цели административного наказания" КоАП РФ"На основании приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и положений КоАП РФ, учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а именно выполнение сетевой организацией 21.12.2023 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств по договору от 02.03.2022 N 1199/22-ВЭС, о чем свидетельствует акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 21.12.2023, суд первой инстанции, исходя из принципов справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, правомерно пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае административный штраф в размере 600 000 руб. не соответствует характеру совершенного АО "ИЭСК" административного правонарушения и влечет избыточное ограничение прав заинтересованного лица, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно до 300 000 руб., что согласуется с предупредительными целями, указанными в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, отвечает положениям статьи 3.5, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48 "Понятие юридического лица" ГК РФ"Юридическое лицо, как автономный субъект права (ст. 48, 49 ГК РФ), обладает имущественной самостоятельностью, автономией воли, в отношениях регулируемых гражданским, антимонопольным законодательством, а также законодательством об административных правонарушениях (ст. 1, 2 ГК РФ). Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по основаниям и в порядке предусмотренным КоАП РФ и законами субъектов РФ в случае виновного совершения действия (бездействия), за которое КоАП предусмотрено административное наказание (ст. 2.1 КоАП). Таким образом, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности при наличии в его действиях (бездействии) объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения. Административный штраф относится к видам административных наказаний (ст. 3.2, 3.5 КоАП). При наложении административного штрафа учитываются обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, то есть, административная ответственность применяется с учетом принципа индивидуализации ответственности в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения, смягчающих и отягчающих обстоятельств, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, с учетом тяжести вреда (опасности последствий), причиненного охраняемым общественным отношениям. Гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе административным отношениям (ч. 3 ст. 2 ГК РФ). Вместе с тем, содержащийся в гражданском законодательстве механизм полного возмещения убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и охраняемых законом интересов (ст. 15, 1064 ГК РФ), в том числе при причинении внедоговорного вреда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип федерализма института административной ответственности через призму защиты трудовых прав граждан
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)"Административное право и процесс", 2023, N 4
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)"Административное право и процесс", 2023, N 4
Статья: Соответствует ли Конституции Российской Федерации принцип федерализма в законодательном регулировании административной ответственности?
(Зокиров Т.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Структурирование принципа федерализма в административной
(Зокиров Т.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Структурирование принципа федерализма в административной
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(ред. от 04.11.2025)Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"2.2. Понятие и принципы административной ответственности
Статья: Актуальная методология понимания административной ответственности
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)Судебные акты Конституционного Суда РФ свидетельствуют о том, что объективные по происхождению и сущности принципы зачастую применяются в зависимости от дискреции законодателя и правоприменителя, меняя законодательство и правоприменение. На основе приоритета гражданско-правового по своей природе принципа неприкосновенности собственности норма о конфискации орудия совершения правонарушения признана неконституционной. Приоритет принципа стабильности и определенности правового статуса лица, привлекаемого к ответственности, позволяет судам общей юрисдикции применять сложившуюся практику арбитражных судов по неприменению сроков давности привлечения при пересмотре судебных актов. Приоритет принципа законности, вытекающего из принципа разделения властей, в вопросе исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности свидетельствует о новой стратегии предпочтительности дискретных полномочий законодателя перед правоприменителем. Конституционный Суд формулирует и применяет к институту административной ответственности формально не закрепленные в законах принципы. Это принцип определенности, обеспечивающий условия неотвратимости административной ответственности; принцип необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод гражданина; принцип баланса прав и свобод граждан, юридических лиц с одной стороны и общего (публичного интереса) с другой; принцип адекватного применения административного принуждения; принцип индивидуализации ответственности и наказания за совершенное правонарушение.
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)Судебные акты Конституционного Суда РФ свидетельствуют о том, что объективные по происхождению и сущности принципы зачастую применяются в зависимости от дискреции законодателя и правоприменителя, меняя законодательство и правоприменение. На основе приоритета гражданско-правового по своей природе принципа неприкосновенности собственности норма о конфискации орудия совершения правонарушения признана неконституционной. Приоритет принципа стабильности и определенности правового статуса лица, привлекаемого к ответственности, позволяет судам общей юрисдикции применять сложившуюся практику арбитражных судов по неприменению сроков давности привлечения при пересмотре судебных актов. Приоритет принципа законности, вытекающего из принципа разделения властей, в вопросе исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности свидетельствует о новой стратегии предпочтительности дискретных полномочий законодателя перед правоприменителем. Конституционный Суд формулирует и применяет к институту административной ответственности формально не закрепленные в законах принципы. Это принцип определенности, обеспечивающий условия неотвратимости административной ответственности; принцип необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод гражданина; принцип баланса прав и свобод граждан, юридических лиц с одной стороны и общего (публичного интереса) с другой; принцип адекватного применения административного принуждения; принцип индивидуализации ответственности и наказания за совершенное правонарушение.
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- уточнены принципы административной ответственности;
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- уточнены принципы административной ответственности;
Статья: О некоторых проблемах административной ответственности юридических лиц
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В статье рассматриваются проблемы административной ответственности юридических лиц, выделяются некоторые принципы административной ответственности. Особое внимание уделено анализу административных наказаний, применяемых к юридическим лицам. Автором рассматриваются основные аспекты административной ответственности юридических лиц, ее роли и значимости в обществе, а также выявление особенностей применения данного инструмента правового регулирования с учетом мнения профессора Н.Г. Салищевой.
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В статье рассматриваются проблемы административной ответственности юридических лиц, выделяются некоторые принципы административной ответственности. Особое внимание уделено анализу административных наказаний, применяемых к юридическим лицам. Автором рассматриваются основные аспекты административной ответственности юридических лиц, ее роли и значимости в обществе, а также выявление особенностей применения данного инструмента правового регулирования с учетом мнения профессора Н.Г. Салищевой.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В концептуальном плане, пожалуй, самым большим достижением разработчиков данного Кодекса являлись дифференциация в нем норм, регулирующих порядок рассмотрения административно-деликтных дел в судах общей юрисдикции и несудебных органах, включение в число субъектов административной юрисдикции не судей, а судов, принимающих решения именем Российской Федерации, и более подробное изложение процессуальных принципов административной ответственности.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В концептуальном плане, пожалуй, самым большим достижением разработчиков данного Кодекса являлись дифференциация в нем норм, регулирующих порядок рассмотрения административно-деликтных дел в судах общей юрисдикции и несудебных органах, включение в число субъектов административной юрисдикции не судей, а судов, принимающих решения именем Российской Федерации, и более подробное изложение процессуальных принципов административной ответственности.
Статья: К вопросу об условиях осуществления ревизии при реализации судьями судов общей юрисдикции полномочий по пересмотру постановления (решения) по делу об административном правонарушении
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)2) если нарушения касались несоблюдения принципов законодательства об административных правонарушениях (непредоставление переводчика лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не владеющему русским языком <23>; нарушение принципа однократности административной ответственности при составлении нескольких протоколов об административных правонарушениях, вынесении по итогам их рассмотрения нескольких постановлений о назначении административного наказания, основанных на одном событии административного правонарушения <24>; несоблюдение территориальной подсудности рассмотрения дела об административном правонарушении <25>).
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)2) если нарушения касались несоблюдения принципов законодательства об административных правонарушениях (непредоставление переводчика лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не владеющему русским языком <23>; нарушение принципа однократности административной ответственности при составлении нескольких протоколов об административных правонарушениях, вынесении по итогам их рассмотрения нескольких постановлений о назначении административного наказания, основанных на одном событии административного правонарушения <24>; несоблюдение территориальной подсудности рассмотрения дела об административном правонарушении <25>).
Статья: Требование оперативности как обязательный элемент принципа разумности сроков
(Малахов С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)В свете этого исследование принципов права и целесообразности их закрепления в административно-правовых нормах имеет практико-ориентированную направленность. В Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Концепция) предлагается включить в перечень принципов административной ответственности принцип оперативности осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях <22>. С этой целью в законопроекте "Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <23> сформулирован "принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях и исполнения административных наказаний", который допускает продление сроков производства только в исключительных случаях.
(Малахов С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)В свете этого исследование принципов права и целесообразности их закрепления в административно-правовых нормах имеет практико-ориентированную направленность. В Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Концепция) предлагается включить в перечень принципов административной ответственности принцип оперативности осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях <22>. С этой целью в законопроекте "Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <23> сформулирован "принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях и исполнения административных наказаний", который допускает продление сроков производства только в исключительных случаях.
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Дополнительно следует отметить, что административное расследование предоставляет предварительную правовую квалификацию, а значит - и неокончательный выбор вида и размера наказания. Здесь требуется стремиться к усовершенствованию и обоснованной реализации механизма соразмерности, выступающего предпосылкой назначения справедливого административного наказания. В связи с этим приобретают особую значимость принципы соразмерности (пропорциональности) и защиты доверия. А также необходимо учитывать принцип индивидуализации административной ответственности.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Дополнительно следует отметить, что административное расследование предоставляет предварительную правовую квалификацию, а значит - и неокончательный выбор вида и размера наказания. Здесь требуется стремиться к усовершенствованию и обоснованной реализации механизма соразмерности, выступающего предпосылкой назначения справедливого административного наказания. В связи с этим приобретают особую значимость принципы соразмерности (пропорциональности) и защиты доверия. А также необходимо учитывать принцип индивидуализации административной ответственности.
Статья: Значение принципов производства по делам об административных правонарушениях и формы их закрепления
(Нобель А.Р.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 1)Ключевые слова: принципы, производство по делам, формы закрепления принципов, признаки принципов, значение принципов, административная ответственность, административное правонарушение, способы выражения принципов, роль принципов, административный процесс.
(Нобель А.Р.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 1)Ключевые слова: принципы, производство по делам, формы закрепления принципов, признаки принципов, значение принципов, административная ответственность, административное правонарушение, способы выражения принципов, роль принципов, административный процесс.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- произвольно (с нарушением принципов справедливости и соразмерности) применил административную ответственность.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- произвольно (с нарушением принципов справедливости и соразмерности) применил административную ответственность.