Принцип платности земли
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип платности земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 39.7 ЗК РФ "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"2. Позиции об основных принципах определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ)
Перечень позиций высших судов к ст. 614 ГК РФ "Арендная плата"1.1.8. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или местного самоуправления (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Спорные условия договора, по сути, свидетельствуют о том, что истец, будучи собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в период с 01.06.2018 по 30.05.2021 осуществлял фактическое пользование участком без внесения платы, что нарушает принцип платности земли, поэтому условия договора в части оплаты стоимости были распространены на предыдущий период.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Спорные условия договора, по сути, свидетельствуют о том, что истец, будучи собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в период с 01.06.2018 по 30.05.2021 осуществлял фактическое пользование участком без внесения платы, что нарушает принцип платности земли, поэтому условия договора в части оплаты стоимости были распространены на предыдущий период.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Сохраняется ли обязанность вносить плату по договору аренды до госрегистрации перехода права собственности при выкупе земельного участка из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Земельным законодательством закреплен принцип платности использования земли.
Сохраняется ли обязанность вносить плату по договору аренды до госрегистрации перехода права собственности при выкупе земельного участка из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Земельным законодательством закреплен принцип платности использования земли.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению, изменению, расторжению договораЕсли объектом аренды по договору с условием о выкупе является земельный участок, то вопрос о моменте прекращения внесения арендных платежей в силу положений п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует решать исходя из принципа платности использования земли в Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). В соответствии с указанным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ момент прекращения внесения арендатором арендной платы определяется по-разному в зависимости от того, какое лицо выступает арендодателем.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
Ситуация: В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одним из принципов земельного законодательства РФ является принцип платности использования земли. Однако в определенных случаях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно (пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 39.5 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одним из принципов земельного законодательства РФ является принцип платности использования земли. Однако в определенных случаях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно (пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 39.5 ЗК РФ).
Статья: "Зеленые" финансы: понятие и система
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Введенный с 2005 г. водный налог заменил платеж неналогового характера - плату за пользование водными объектами, имевшую целевое назначение - осуществление забора (добычи) воды из подземных источников <24>. В свою очередь, земельный налог на законодательном уровне долгое время признавался целевым платежом, на основании ст. 24 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" <25> учитывался в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и использовался исключительно на цели финансирования мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, а также ряд иных целей. Начиная с 1 января 2004 г. действие данной статьи было приостановлено <26>, а в последующем она утратила юридическую силу. В настоящее время Минфин России отмечает, что земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления <27>, т.е. не имеет целевого характера. При этом согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ земельный налог является формой платы за использование земли. Равным образом и налог на добычу полезных ископаемых направлен на реализацию принципа платности земли <28>, а НДД введен в целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования <29>.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Введенный с 2005 г. водный налог заменил платеж неналогового характера - плату за пользование водными объектами, имевшую целевое назначение - осуществление забора (добычи) воды из подземных источников <24>. В свою очередь, земельный налог на законодательном уровне долгое время признавался целевым платежом, на основании ст. 24 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" <25> учитывался в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и использовался исключительно на цели финансирования мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, а также ряд иных целей. Начиная с 1 января 2004 г. действие данной статьи было приостановлено <26>, а в последующем она утратила юридическую силу. В настоящее время Минфин России отмечает, что земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления <27>, т.е. не имеет целевого характера. При этом согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ земельный налог является формой платы за использование земли. Равным образом и налог на добычу полезных ископаемых направлен на реализацию принципа платности земли <28>, а НДД введен в целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования <29>.
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Остается решить вопрос о соотношении платы за землеустройство со статьей 1 Земельного кодекса РФ, закрепляющей основные принципы земельного законодательства, среди которых есть принцип платности использования земли. Данная позиция нуждается в более внимательном изучении, поскольку возникает вопрос о соотношении понятия "плата за землеустройство" с понятием "платность использования земли". Действительно, проведение работ по землеустройству не является использованием земли с точки зрения целевого использования земли, но мы считаем, что закрепленное понятие "платность использования земли" является некорректным в связи со следующим.
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Остается решить вопрос о соотношении платы за землеустройство со статьей 1 Земельного кодекса РФ, закрепляющей основные принципы земельного законодательства, среди которых есть принцип платности использования земли. Данная позиция нуждается в более внимательном изучении, поскольку возникает вопрос о соотношении понятия "плата за землеустройство" с понятием "платность использования земли". Действительно, проведение работ по землеустройству не является использованием земли с точки зрения целевого использования земли, но мы считаем, что закрепленное понятие "платность использования земли" является некорректным в связи со следующим.
Статья: О взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отсутствие правовых оснований
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Ключевые слова: принцип платности использования земли, неосновательное обогащение, фактическое использование участка, арендная плата, код функционального использования территории, статья 65 ЗК РФ, статья 1102 ГК РФ.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Ключевые слова: принцип платности использования земли, неосновательное обогащение, фактическое использование участка, арендная плата, код функционального использования территории, статья 65 ЗК РФ, статья 1102 ГК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Земельные участки являются важнейшей разновидностью недвижимого имущества и активно участвуют в имущественном обороте (хотя и с определенными ограничениями). Имущественный характер отношений с земельными участками как объектами недвижимости получает свое подтверждение и в принципе платности пользования землей. В законодательстве и практике выделяют такое понятие, как земельный участок, который, собственно, и может быть предметом различных гражданско-правовых сделок, в том числе и ипотеки. Земля в своем природном состоянии является сплошной массой территории. Для того чтобы ей придать характер вещи, необходимо обособить отдельный земельный участок от соседних земель.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Земельные участки являются важнейшей разновидностью недвижимого имущества и активно участвуют в имущественном обороте (хотя и с определенными ограничениями). Имущественный характер отношений с земельными участками как объектами недвижимости получает свое подтверждение и в принципе платности пользования землей. В законодательстве и практике выделяют такое понятие, как земельный участок, который, собственно, и может быть предметом различных гражданско-правовых сделок, в том числе и ипотеки. Земля в своем природном состоянии является сплошной массой территории. Для того чтобы ей придать характер вещи, необходимо обособить отдельный земельный участок от соседних земель.
Готовое решение: Какие формы платы за землю предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)В России действует принцип платного использования земли. Формой платы может быть земельный налог, арендная или иная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В России действует принцип платного использования земли. Формой платы может быть земельный налог, арендная или иная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).