Применение аналогии права в коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Применение аналогии права в коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1.1 "Законодательство об административных правонарушениях" КоАП РФ"Доводы жалобы о необходимости освобождения от административной ответственности со ссылкой на уголовное законодательство, подлежат отклонению, поскольку в силу ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Производство по делу осуществляется на основании процессуальных норм Кодекса. Аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Законодательство об административных правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)При этом указанной нормой при решении вопросов о привлечении лица к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ, применение аналогии закона или аналогии права не допускается..."
(КонсультантПлюс, 2025)При этом указанной нормой при решении вопросов о привлечении лица к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ, применение аналогии закона или аналогии права не допускается..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возмещение имущественного ущерба и компенсации морального вреда по делам об административных правонарушениях
(Магомедова З.И., Бутюгов Г.П.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Имеется Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 (ред. от 16.05.2017) "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" <15>, в котором содержится разъяснение норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, однако КоАП РФ не предусматривает возможности применения аналогии права и закона.
(Магомедова З.И., Бутюгов Г.П.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Имеется Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 (ред. от 16.05.2017) "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" <15>, в котором содержится разъяснение норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, однако КоАП РФ не предусматривает возможности применения аналогии права и закона.
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Отказывая во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, суды ссылаются на отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях такого законоположения, а также возможности применения к спорным правоотношениям аналогии права, указывая о том, что в случае даже несвоевременного возврата суммы штрафа, реальный ущерб отсутствует (Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 308-АД16-21201 по делу N А32-14746/2015; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 305-КГ15-3882 по делу N А40-65467/2014).
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Отказывая во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, суды ссылаются на отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях такого законоположения, а также возможности применения к спорным правоотношениям аналогии права, указывая о том, что в случае даже несвоевременного возврата суммы штрафа, реальный ущерб отсутствует (Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 308-АД16-21201 по делу N А32-14746/2015; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 305-КГ15-3882 по делу N А40-65467/2014).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 06.07.2017 N ГД-4-14/13154@
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2017)">Довод о неприменении судами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогии права подлежит отклонению, поскольку он основан на неправильном толковании заявителем норм материального права. Оснований для применения аналогии закона в рассматриваемой ситуации суд кассационной инстанции не усматривает.
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2017)">Довод о неприменении судами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогии права подлежит отклонению, поскольку он основан на неправильном толковании заявителем норм материального права. Оснований для применения аналогии закона в рассматриваемой ситуации суд кассационной инстанции не усматривает.
Вопрос: Каковы способы преодоления и устранения пробелов в российском праве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Восполнение пробелов в праве через аналогию закона или аналогию права в административном, налоговом, трудовом и уголовном праве по большей части исключено.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Восполнение пробелов в праве через аналогию закона или аналогию права в административном, налоговом, трудовом и уголовном праве по большей части исключено.
Статья: Административное усмотрение при применении мер принуждения органами исполнительной власти
(Головина (Гапон) Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)5. Административное усмотрение как применение аналогии права и/или аналогии закона. Как справедливо утверждает Т.В. Казина, аналогия закона имеет место в том случае, когда для регулирования конкретных отношений спорного характера применяется норма закона, регламентирующая сходные правоотношения, т.е. если нет юридической нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то необходимо отыскать правовую норму, регулирующую сходные со спорными отношения. Вот эта норма закона и используется в качестве правового основания при принятии решения по юридическому делу <13>. При отсутствии норм права, регулирующих сходные отношения, применяется институт аналогии права, заключающийся в следовании общим началам и смыслу законодательства, которые являются основой регулирования тех или иных общественных отношений, а также общих требований нравственно-правового характера <14>. Например, в п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" <15> установлено, что личный досмотр проводится должностным лицом государственного контрольного органа в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители и другие лица) или лица, его сопровождающие. При этом в ст. 27.7 КоАП РФ аналогичных требований к осуществлению личного досмотра как меры обеспечения производства не содержится. Однако не вызывает сомнений, что при реализации обозначенной меры обеспечения производства должностным лицам целесообразно использовать аналогию закона и соблюдать порядок и условия, установленные нормативными актами для применения аналогичной меры административного пресечения.
(Головина (Гапон) Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)5. Административное усмотрение как применение аналогии права и/или аналогии закона. Как справедливо утверждает Т.В. Казина, аналогия закона имеет место в том случае, когда для регулирования конкретных отношений спорного характера применяется норма закона, регламентирующая сходные правоотношения, т.е. если нет юридической нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то необходимо отыскать правовую норму, регулирующую сходные со спорными отношения. Вот эта норма закона и используется в качестве правового основания при принятии решения по юридическому делу <13>. При отсутствии норм права, регулирующих сходные отношения, применяется институт аналогии права, заключающийся в следовании общим началам и смыслу законодательства, которые являются основой регулирования тех или иных общественных отношений, а также общих требований нравственно-правового характера <14>. Например, в п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" <15> установлено, что личный досмотр проводится должностным лицом государственного контрольного органа в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра со стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители и другие лица) или лица, его сопровождающие. При этом в ст. 27.7 КоАП РФ аналогичных требований к осуществлению личного досмотра как меры обеспечения производства не содержится. Однако не вызывает сомнений, что при реализации обозначенной меры обеспечения производства должностным лицам целесообразно использовать аналогию закона и соблюдать порядок и условия, установленные нормативными актами для применения аналогичной меры административного пресечения.
Статья: Решение о привлечении к административной ответственности как административный акт (на примере правовых систем России, Германии и Австрии)
(Подейко В.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Так, помимо уже упоминавшегося толкования принципа законности (п. 17 Постановления N 21) значение для рассмотрения и разрешения судом дела об административном правонарушении могли бы иметь и другие правовые позиции общего характера: о пределах усмотрения административного органа или его должностного лица, о формальных требованиях к принятию решения и существенности их нарушения, о соотношении нормативных актов, об аналогии закона и аналогии права, о применении административным органом квазинормативных разъяснений, об отмене благоприятствующих административных актов и т.д. (п. п. 18 - 26 Постановления N 21).
(Подейко В.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Так, помимо уже упоминавшегося толкования принципа законности (п. 17 Постановления N 21) значение для рассмотрения и разрешения судом дела об административном правонарушении могли бы иметь и другие правовые позиции общего характера: о пределах усмотрения административного органа или его должностного лица, о формальных требованиях к принятию решения и существенности их нарушения, о соотношении нормативных актов, об аналогии закона и аналогии права, о применении административным органом квазинормативных разъяснений, об отмене благоприятствующих административных актов и т.д. (п. п. 18 - 26 Постановления N 21).
Статья: Элементы принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Таким образом, институт аналогии закона вполне применим к процессуальному законодательству об административных правонарушениях, что должно найти отражение в статье, регламентирующей принцип законности в КоАП РФ. Проект Процессуального КоАП РФ <21> не содержит запрета на применение аналогии закона для регулирования процедурных аспектов производства, однако прямую возможность такой аналогии разработчики проекта не предусмотрели. При этом положения ч. 3 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <22> (далее - АПК РФ), входящего в систему законодательства об административных правонарушениях, предусматривают возможность применения не только аналогии закона, но и аналогии права, что активно используется в практике арбитражных судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях <23>.
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Таким образом, институт аналогии закона вполне применим к процессуальному законодательству об административных правонарушениях, что должно найти отражение в статье, регламентирующей принцип законности в КоАП РФ. Проект Процессуального КоАП РФ <21> не содержит запрета на применение аналогии закона для регулирования процедурных аспектов производства, однако прямую возможность такой аналогии разработчики проекта не предусмотрели. При этом положения ч. 3 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <22> (далее - АПК РФ), входящего в систему законодательства об административных правонарушениях, предусматривают возможность применения не только аналогии закона, но и аналогии права, что активно используется в практике арбитражных судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях <23>.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Таким образом, нарушение установленных процессуальных правил способно снизить уровень этих гарантий, привести к дисбалансу интересов, нежелательным результатам с точки зрения обеспечения защищенности публичных интересов, охраняемых антимонопольным законодательством. Ситуация усугубляется значительной пробельностью антимонопольного административно-процессуального регулирования, что предопределяет необходимость применения аналогии права, прежде всего общеправовых и отраслевых процессуальных принципов права в части выработанных процессуальным законодательством и практикой гарантий обеспечения прав и законных интересов участников дела. Следует также отметить, что процессуальное качество административного антимонопольного контрольно-надзорного производства влияет и на последующие производства, в частности по привлечению лица к административной ответственности по административным, так называемым антимонопольным, правонарушениям. Это, например, нарушения положений главы 14 КоАП РФ, по которым поводом к возбуждению административного преследования является принятие комиссией антимонопольного органа решения, устанавливающего факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (ст. 28.1), и главы 19 этого же Кодекса, в частности ст. 19.5, устанавливающей ответственность за неисполнение предписания антимонопольного органа, в том числе выдаваемого по итогам рассмотрения контрольно-надзорного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Таким образом, нарушение установленных процессуальных правил способно снизить уровень этих гарантий, привести к дисбалансу интересов, нежелательным результатам с точки зрения обеспечения защищенности публичных интересов, охраняемых антимонопольным законодательством. Ситуация усугубляется значительной пробельностью антимонопольного административно-процессуального регулирования, что предопределяет необходимость применения аналогии права, прежде всего общеправовых и отраслевых процессуальных принципов права в части выработанных процессуальным законодательством и практикой гарантий обеспечения прав и законных интересов участников дела. Следует также отметить, что процессуальное качество административного антимонопольного контрольно-надзорного производства влияет и на последующие производства, в частности по привлечению лица к административной ответственности по административным, так называемым антимонопольным, правонарушениям. Это, например, нарушения положений главы 14 КоАП РФ, по которым поводом к возбуждению административного преследования является принятие комиссией антимонопольного органа решения, устанавливающего факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (ст. 28.1), и главы 19 этого же Кодекса, в частности ст. 19.5, устанавливающей ответственность за неисполнение предписания антимонопольного органа, в том числе выдаваемого по итогам рассмотрения контрольно-надзорного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Статья: Аналогия закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указание на возможность применения аналогии закона отсутствует и в КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что фактически аналогия закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется (Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2023 N 59-АД23-4-К9, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2024 N 13АП-12562/2024 по делу N А56-3237/2024). При этом некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 N 16-4055/2024 (УИД 03MS0068-01-2024-000728-64), Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2024 по делу N 16-1128/2024 (УИД 61MS0113-01-2023-002733-92)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указание на возможность применения аналогии закона отсутствует и в КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что фактически аналогия закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется (Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2023 N 59-АД23-4-К9, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2024 N 13АП-12562/2024 по делу N А56-3237/2024). При этом некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 N 16-4055/2024 (УИД 03MS0068-01-2024-000728-64), Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2024 по делу N 16-1128/2024 (УИД 61MS0113-01-2023-002733-92)).
Статья: Реализация принципов гласности и состязательности в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Несмотря на то что некоторые принципы зафиксированы в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ) (речь идет о принципах, имеющих материально-правовой характер: законности, равенства, презумпции невиновности), принципы судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях имеют самостоятельное прикладное значение и в случае применения аналогии права судебные инстанции действуют, исходя из основополагающих принципов отправления правосудия в Российской Федерации.
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Несмотря на то что некоторые принципы зафиксированы в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ) (речь идет о принципах, имеющих материально-правовой характер: законности, равенства, презумпции невиновности), принципы судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях имеют самостоятельное прикладное значение и в случае применения аналогии права судебные инстанции действуют, исходя из основополагающих принципов отправления правосудия в Российской Федерации.