Прилегающая территория к земельному участку
Подборка наиболее важных документов по запросу Прилегающая территория к земельному участку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Прилегающая территория не идентична земельному участку, на котором располагается многоквартирный дом, а также элементы озеленения, входящие в состав общего имущества собственников, ее границы определяются правилами благоустройства, что находится в ведении представительных органов местного самоуправления."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы заявителя о том, что отмостка, технические проемы, наружные спуски к подвальным дверям (входы в подвалы) и ниши являются конструктивными элементами здания и находятся пределах его контура, в связи с чем входят в состав самого МКД и не относятся к прилегающей к нему территории, а потому на них не распространяется действие Правил благоустройства, подлежат отклонению, поскольку в обязанности общества как управляющей компании входит не только содержание и уборка придомовой территории, но и общего имущества собственников помещений МКД в целом, в состав которого входят вышеперечисленные конструктивные элементы здания. Более того, согласно пункту 1.2 Правил благоустройства к благоустройству территории относится также деятельность по содержанию расположенных на территории города зданий и прилегающих территорий; к прилегающей территории относится в том числе территория земельного участка, на котором располагается здание (включая жилые дома), и закрепленная за соответствующим зданием (включая жилые дома)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы заявителя о том, что отмостка, технические проемы, наружные спуски к подвальным дверям (входы в подвалы) и ниши являются конструктивными элементами здания и находятся пределах его контура, в связи с чем входят в состав самого МКД и не относятся к прилегающей к нему территории, а потому на них не распространяется действие Правил благоустройства, подлежат отклонению, поскольку в обязанности общества как управляющей компании входит не только содержание и уборка придомовой территории, но и общего имущества собственников помещений МКД в целом, в состав которого входят вышеперечисленные конструктивные элементы здания. Более того, согласно пункту 1.2 Правил благоустройства к благоустройству территории относится также деятельность по содержанию расположенных на территории города зданий и прилегающих территорий; к прилегающей территории относится в том числе территория земельного участка, на котором располагается здание (включая жилые дома), и закрепленная за соответствующим зданием (включая жилые дома)..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор об устранении препятствий в пользовании земельным участком (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Ответчик в нарушение предварительных согласований о месте установки установил колодец на территории, прилегающей к Земельному участку Истца, что подтверждается заключением землеустроительной экспертизы/заключением комплексной земельно-технической и строительно-технической экспертизы/заключением комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы/техническим заключением ООО, представленным Истцом/предписанием Ответчику, вынесенным администрацией муниципального района Московской области, о демонтаже колодца в установленный срок/другими документами/объяснениями сторон/свидетельскими показаниями.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Ответчик в нарушение предварительных согласований о месте установки установил колодец на территории, прилегающей к Земельному участку Истца, что подтверждается заключением землеустроительной экспертизы/заключением комплексной земельно-технической и строительно-технической экспертизы/заключением комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы/техническим заключением ООО, представленным Истцом/предписанием Ответчику, вынесенным администрацией муниципального района Московской области, о демонтаже колодца в установленный срок/другими документами/объяснениями сторон/свидетельскими показаниями.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Системное применение Закона N 131-ФЗ, ГрК РФ, ЖК РФ, Правил N 491 и Постановления N 290 означает, что собственники помещений в МКД несут ответственность за содержание земельных участков, на которых расположены МКД и которые входят в состав общего имущества, а также прилегающих территорий, если земельные участки под МКД образованы или образованы не по границам таких домов. Таким образом, собственники МКД находятся в неравном положении. Эта идея отчетливо выражена в позиции Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области при разрешении дела об оспаривании правил благоустройства округа, а также заложена в проекте Федерального закона, который внесен в Государственную Думу Законодательным Собранием Оренбургской области в марте 2020 года <12>. Она заключалась в том, что рассматриваемые нормы ставят собственников, которые надлежащим образом оформили земельный участок под МКД большей площади, чем занимает дом, и этот земельный участок необходим для использования (эксплуатации) дома, в неравное положение с собственниками, которые не оформили земельный участок или оформили его по границам МКД, поскольку последние освобождаются от бремени содержания территории, которой фактически пользуются. К тому же эти нормы стимулируют последних вообще не оформлять земельный участок или оформлять его исключительно по границам МКД.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Системное применение Закона N 131-ФЗ, ГрК РФ, ЖК РФ, Правил N 491 и Постановления N 290 означает, что собственники помещений в МКД несут ответственность за содержание земельных участков, на которых расположены МКД и которые входят в состав общего имущества, а также прилегающих территорий, если земельные участки под МКД образованы или образованы не по границам таких домов. Таким образом, собственники МКД находятся в неравном положении. Эта идея отчетливо выражена в позиции Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области при разрешении дела об оспаривании правил благоустройства округа, а также заложена в проекте Федерального закона, который внесен в Государственную Думу Законодательным Собранием Оренбургской области в марте 2020 года <12>. Она заключалась в том, что рассматриваемые нормы ставят собственников, которые надлежащим образом оформили земельный участок под МКД большей площади, чем занимает дом, и этот земельный участок необходим для использования (эксплуатации) дома, в неравное положение с собственниками, которые не оформили земельный участок или оформили его по границам МКД, поскольку последние освобождаются от бремени содержания территории, которой фактически пользуются. К тому же эти нормы стимулируют последних вообще не оформлять земельный участок или оформлять его исключительно по границам МКД.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится новый критерий для уменьшения площади СЭЗ на прилегающих территориях - исключение правообладателя земельного участка или правообладателя объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, из реестра участников СЭЗ, осуществляющих деятельность на прилегающей территории.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится новый критерий для уменьшения площади СЭЗ на прилегающих территориях - исключение правообладателя земельного участка или правообладателя объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, из реестра участников СЭЗ, осуществляющих деятельность на прилегающей территории.
Статья: Россиян хотят обязать оформлять дом в собственность сразу после постройки
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Помимо этого, важно отметить, что в настоящее время встречаются нарушения земельного законодательства по различным фактам в части установления границ земельных участков, владельцы земли самостоятельно переносят границы, присоединяют к своим земельным участкам прилегающие территории без установленного на это права, в целях регулирования таких вопросов законопроект предусматривает внесение уточнений положений Земельного кодекса и Градостроительного кодекса по вопросам проведения земельного контроля. Так, в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля могут использоваться средства фото-, видеофиксации и инструментальных измерений, позволяющие при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами устанавливать и фиксировать наличие нарушений земельного законодательства. Вместе с тем для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требуется проведение контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Помимо этого, важно отметить, что в настоящее время встречаются нарушения земельного законодательства по различным фактам в части установления границ земельных участков, владельцы земли самостоятельно переносят границы, присоединяют к своим земельным участкам прилегающие территории без установленного на это права, в целях регулирования таких вопросов законопроект предусматривает внесение уточнений положений Земельного кодекса и Градостроительного кодекса по вопросам проведения земельного контроля. Так, в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля могут использоваться средства фото-, видеофиксации и инструментальных измерений, позволяющие при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами устанавливать и фиксировать наличие нарушений земельного законодательства. Вместе с тем для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требуется проведение контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, между ОАО "ИПФ" (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) был заключен договор аренды от 01.03.2010 N 10/2010, по условиям которого арендодатель принял на себя обязательство передать арендатору нежилое помещение - здание (кузница) по адресу: г. Новосибирск, ул. Арбузова, д. 4/29, кадастровый номер 54:35:091295:26:03 площадью 43,6 кв. м, в том числе комната N 1 площадью 27,6 кв. м, N 2 площадью 5,3 кв. м, N 3 площадью 4,7 кв. м, N 4 площадью 6,0 кв. м (далее - здание (кузница), холодную пристройку площадью 15 кв. м, с целевым использованием под склад ритуальной продукции, и прилегающую территорию на земельном участке площадью 918,0 кв. м.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела, между ОАО "ИПФ" (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) был заключен договор аренды от 01.03.2010 N 10/2010, по условиям которого арендодатель принял на себя обязательство передать арендатору нежилое помещение - здание (кузница) по адресу: г. Новосибирск, ул. Арбузова, д. 4/29, кадастровый номер 54:35:091295:26:03 площадью 43,6 кв. м, в том числе комната N 1 площадью 27,6 кв. м, N 2 площадью 5,3 кв. м, N 3 площадью 4,7 кв. м, N 4 площадью 6,0 кв. м (далее - здание (кузница), холодную пристройку площадью 15 кв. м, с целевым использованием под склад ритуальной продукции, и прилегающую территорию на земельном участке площадью 918,0 кв. м.
Готовое решение: Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)содержание территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
(КонсультантПлюс, 2025)содержание территорий населенных пунктов и расположенных на них объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Понятие "земельный участок" неоднородно. Можно выделить несколько видов земельных участков. Прежде всего предлагается обратить внимание на земельные участки общего пользования, однако необходимо подчеркнуть, что характеристики общего пользования присущи не только участкам, но и иным объектам земельных отношений. В ЗК РФ, ГрК РФ и других нормативных актах применительно к сфере общего пользования можно встретить следующие термины: "территории общего пользования", "земли общего пользования", "водные объекты общего пользования", "прилегающие территории общего пользования" и "земельные участки общего пользования". Определения этих объектов в нормах действующего законодательства сформулированы нечетко, что можно объяснить как несовершенством юридической техники, так и наличием нескольких отличающихся друг от друга видов объектов земельных отношений, на которые распространяется режим общего пользования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Понятие "земельный участок" неоднородно. Можно выделить несколько видов земельных участков. Прежде всего предлагается обратить внимание на земельные участки общего пользования, однако необходимо подчеркнуть, что характеристики общего пользования присущи не только участкам, но и иным объектам земельных отношений. В ЗК РФ, ГрК РФ и других нормативных актах применительно к сфере общего пользования можно встретить следующие термины: "территории общего пользования", "земли общего пользования", "водные объекты общего пользования", "прилегающие территории общего пользования" и "земельные участки общего пользования". Определения этих объектов в нормах действующего законодательства сформулированы нечетко, что можно объяснить как несовершенством юридической техники, так и наличием нескольких отличающихся друг от друга видов объектов земельных отношений, на которые распространяется режим общего пользования.
Статья: Что считать расходами на благоустройство территории и как их учесть
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 4)- на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 4)- на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Термин "благоустройство территории" определен в п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ как деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, которая направлена на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. В качестве элементов благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Термин "благоустройство территории" определен в п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ как деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, которая направлена на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. В качестве элементов благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также земельный участок вокруг него может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Или другими словами правом сервитута. Право ограниченного пользования на основании комментируемой части могут иметь лица, например, владеющие недвижимым имуществом, находящимся на территории земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому. В этом случае в их пользу может быть установлено обременение, в соответствии с которым эти лица вправе пользоваться частью земельного участка для обслуживания принадлежащего им имущества, а также правом прохода и проезда по земельному участку. Если имущество других лиц возникло на земельном участке, прилегающем к многоквартирному дому, до введения в действие ЖК РФ, то запрет на установление обременения с целью пользования этим имуществом не допускается. Новые обременения могут быть установлены по соглашению между собственниками помещений в многоквартирном доме и другими лицами, требующими установления обременения. При установлении новых обременений (после введения в действие ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме уже имеют право возражать против обременения, запрещать его установление. Споры об установлении обременений и об их условиях подлежат разрешению в судебном порядке по иску одной из заинтересованных сторон.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также земельный участок вокруг него может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Или другими словами правом сервитута. Право ограниченного пользования на основании комментируемой части могут иметь лица, например, владеющие недвижимым имуществом, находящимся на территории земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому. В этом случае в их пользу может быть установлено обременение, в соответствии с которым эти лица вправе пользоваться частью земельного участка для обслуживания принадлежащего им имущества, а также правом прохода и проезда по земельному участку. Если имущество других лиц возникло на земельном участке, прилегающем к многоквартирному дому, до введения в действие ЖК РФ, то запрет на установление обременения с целью пользования этим имуществом не допускается. Новые обременения могут быть установлены по соглашению между собственниками помещений в многоквартирном доме и другими лицами, требующими установления обременения. При установлении новых обременений (после введения в действие ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме уже имеют право возражать против обременения, запрещать его установление. Споры об установлении обременений и об их условиях подлежат разрешению в судебном порядке по иску одной из заинтересованных сторон.
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Принимая такое решение, коллегиальный орган и судебные инстанции исходили в том числе из того, что работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий многоквартирных домов осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное. Между тем границы территории земельного участка, прилегающего к дому N 22, не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует. Согласно ст. 40 - 42 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Из этого следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме участков, находящихся в их собственности (владении). Возложение на собственников, владельцев, пользователей недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики N 4 (2018) (п. 7). В нарушение требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был. Равным образом не выяснен и вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории. В связи с этим принятые решения подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Кировского районного суда города Самары <10>.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Принимая такое решение, коллегиальный орган и судебные инстанции исходили в том числе из того, что работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий многоквартирных домов осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное. Между тем границы территории земельного участка, прилегающего к дому N 22, не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует. Согласно ст. 40 - 42 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Из этого следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме участков, находящихся в их собственности (владении). Возложение на собственников, владельцев, пользователей недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики N 4 (2018) (п. 7). В нарушение требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был. Равным образом не выяснен и вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории. В связи с этим принятые решения подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Кировского районного суда города Самары <10>.