Приказ ГП РФ сообщений о преступлениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ ГП РФ сообщений о преступлениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.11.2023 N 88-24074/2023 (УИД 22RS0021-01-2023-000033-98)
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О признании права собственности на земельный участок; 2) О признании права собственности на дом.
Обстоятельства: Жилой дом и земельный участок принадлежали бабушке истца. Мать истца не могла принять наследство, так как находилась в розыске как без вести пропавшая и впоследствии решением суда была объявлена умершей. По мнению истца, он унаследовал спорное имущество по праву представления.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Факт объявления в розыск сам по себе об этих обстоятельствах не свидетельствует, поскольку розыскное дело заводится в случае, если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления. Если же в рамках розыскного дела устанавливаются обстоятельства, указывающие на совершение преступления в отношении без вести пропавшего лица, и в этой связи возбуждается уголовное дело, розыскное дело прекращается, все оперативно-разыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела (п. 16 - 18 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденной приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16 февраля 2015 г.).
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О признании права собственности на земельный участок; 2) О признании права собственности на дом.
Обстоятельства: Жилой дом и земельный участок принадлежали бабушке истца. Мать истца не могла принять наследство, так как находилась в розыске как без вести пропавшая и впоследствии решением суда была объявлена умершей. По мнению истца, он унаследовал спорное имущество по праву представления.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Факт объявления в розыск сам по себе об этих обстоятельствах не свидетельствует, поскольку розыскное дело заводится в случае, если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления. Если же в рамках розыскного дела устанавливаются обстоятельства, указывающие на совершение преступления в отношении без вести пропавшего лица, и в этой связи возбуждается уголовное дело, розыскное дело прекращается, все оперативно-разыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела (п. 16 - 18 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденной приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16 февраля 2015 г.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как уволить работника за хищение имущества
(КонсультантПлюс, 2025)При приеме заявления вам выдадут талон-уведомление (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005).
(КонсультантПлюс, 2025)При приеме заявления вам выдадут талон-уведомление (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005).
Статья: Проблемные аспекты процессуального порядка возбуждения уголовных дел по статье 337 УК РФ
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Так, согласно п. 30 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, МЧС, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязан в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры, связанные, в частности, с проведением розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по задержанию военнослужащего, совершившего преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ.
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Так, согласно п. 30 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, МЧС, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, дознаватель, проводящий проверку сообщения о преступлении, с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязан в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры, связанные, в частности, с проведением розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по задержанию военнослужащего, совершившего преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ.
Нормативные акты
Приказ МЧС РФ от 02.05.2006 N 270
(ред. от 22.06.2010)
"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2006 N 7904)1. Настоящая Инструкция разработана на основе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <*> (далее - УПК Российской Федерации), Федерального закона "О пожарной безопасности" <**>, иных федеральных законов и Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях <***> в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - органы ГПС МЧС России, если не указано иное), а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.
(ред. от 22.06.2010)
"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2006 N 7904)1. Настоящая Инструкция разработана на основе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <*> (далее - УПК Российской Федерации), Федерального закона "О пожарной безопасности" <**>, иных федеральных законов и Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях <***> в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - органы ГПС МЧС России, если не указано иное), а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.
Готовое решение: Как взаимодействуют налоговые и правоохранительные органы при выявлении признаков налоговых преступлений
(КонсультантПлюс, 2025)При получении материалов из налоговой инспекции органы СК России решают вопрос о возбуждении уголовного дела и сообщают ей о своем решении (п. 15.1 ст. 101 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 145 УПК РФ, п. 12 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015).
(КонсультантПлюс, 2025)При получении материалов из налоговой инспекции органы СК России решают вопрос о возбуждении уголовного дела и сообщают ей о своем решении (п. 15.1 ст. 101 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 145 УПК РФ, п. 12 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015).
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организацийПрокурор, его заместитель и помощник правомочны (вправе и обязаны) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Одновременно с этим они обязаны реагировать на сокрытие преступления, а значит, и выражать требование о выявлении лица, его совершившего, посредством вынесения мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Для обеспечения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях издан Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2023 N 730.
Статья: О дистанционном похищении людей
(Марченко Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<12> Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц".
(Марченко Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<12> Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц".
Статья: Мошенничество посредством образования финансовой пирамиды: продолжаемое хищение или совокупность преступлений?
(Зубцов А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 5)<41> Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. (ред. от 15 октября 2019 г.) "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2005 г., N 7339) // СПС "КонсультантПлюс".
(Зубцов А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 5)<41> Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. (ред. от 15 октября 2019 г.) "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2005 г., N 7339) // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Каков порядок ведения книги регистрации сообщений о преступлениях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Порядок ведения книги регистрации сообщений о преступлениях предусмотрен Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" (далее - Положение о приеме сообщений о преступлениях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Порядок ведения книги регистрации сообщений о преступлениях предусмотрен Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" (далее - Положение о приеме сообщений о преступлениях).
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Продление срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 144 УПК, должно осуществляться только при наличии фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуального решения в срок не позднее трех суток со дня поступления сообщения о преступлении <2>.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Продление срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 144 УПК, должно осуществляться только при наличии фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуального решения в срок не позднее трех суток со дня поступления сообщения о преступлении <2>.
Статья: Подзаконные нормативные правовые акты как источники уголовно-процессуального права
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Тем не менее, несмотря на противоречивое закрепление указанных норм, указанная Инструкция и сложившаяся на ее основе правоприменительная практика устоялись и не вызывают нареканий, органы прокуратуры в ходе своей надзорной деятельности проверяют законность и обоснованность принимаемых решений. Примечательно, что в п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" содержится указание на необходимость тщательной и всесторонней проверки соблюдения установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законности и обоснованности принимаемых по ним решений. То есть органы прокуратуры принимают в качестве допустимого возможность регламентации данной сферы подзаконными нормативными актами. Кроме того, решение "о приобщении к материалам номенклатурного дела" не является окончательным и безапелляционным, существует возможность его обжалования <11>.
(Цыреторов А.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Тем не менее, несмотря на противоречивое закрепление указанных норм, указанная Инструкция и сложившаяся на ее основе правоприменительная практика устоялись и не вызывают нареканий, органы прокуратуры в ходе своей надзорной деятельности проверяют законность и обоснованность принимаемых решений. Примечательно, что в п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" содержится указание на необходимость тщательной и всесторонней проверки соблюдения установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законности и обоснованности принимаемых по ним решений. То есть органы прокуратуры принимают в качестве допустимого возможность регламентации данной сферы подзаконными нормативными актами. Кроме того, решение "о приобщении к материалам номенклатурного дела" не является окончательным и безапелляционным, существует возможность его обжалования <11>.
Вопрос: Как подать заявление о мошенничестве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме вышеуказанных нормативных правовых актов, действует Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме вышеуказанных нормативных правовых актов, действует Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утв. Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005.
Статья: Уголовно-правовое значение итоговых процессуальных решений об освобождении от уголовной ответственности и наказания
(Карпов К.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)<4> О едином учете преступлений: Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 дек. 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // СПС "КонсультантПлюс".
(Карпов К.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)<4> О едином учете преступлений: Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 дек. 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // СПС "КонсультантПлюс".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<2> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<2> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".