Приказ генерального прокурора органы дознания
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ генерального прокурора органы дознания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные полномочия прокурора по осуществлению надзора за деятельностью органов дознания
(Сабельфельд Т.Ю.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Процессуальные полномочия прокурора в отношении органов дознания имеют свои особенности и проблемные вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием специфичного института - уведомления лица о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). На данном этапе дознания прокурору необходимо уделять внимание законности и обоснованности придания лицу статуса подозреваемого, так как статус лица после признания его подозреваемым меняется. При этом прокурором выясняется, разъяснены ли права подозреваемого и обеспечена ли возможность реализации права на защиту. Поэтому согласно п. 13 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" (далее - Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 33) надзирающему прокурору необходимо проверять исполнение дознавателем положения ст. 223.1 УПК РФ и требовать незамедлительного направления копии соответствующего уведомления лица о подозрении в совершении преступления. Следует обратить внимание, что законодатель не устанавливает срок, когда дознаватель обязан направить такое уведомление, а незамедлительность его действия в данном случае обосновывается лишь внесением прокурором требования.
(Сабельфельд Т.Ю.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Процессуальные полномочия прокурора в отношении органов дознания имеют свои особенности и проблемные вопросы, на которые необходимо обратить внимание. Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием специфичного института - уведомления лица о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). На данном этапе дознания прокурору необходимо уделять внимание законности и обоснованности придания лицу статуса подозреваемого, так как статус лица после признания его подозреваемым меняется. При этом прокурором выясняется, разъяснены ли права подозреваемого и обеспечена ли возможность реализации права на защиту. Поэтому согласно п. 13 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" (далее - Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 33) надзирающему прокурору необходимо проверять исполнение дознавателем положения ст. 223.1 УПК РФ и требовать незамедлительного направления копии соответствующего уведомления лица о подозрении в совершении преступления. Следует обратить внимание, что законодатель не устанавливает срок, когда дознаватель обязан направить такое уведомление, а незамедлительность его действия в данном случае обосновывается лишь внесением прокурором требования.
Статья: Реализация принципа публичности в уголовном процессе при предъявлении гражданского иска
(Громилов В.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 3)Основополагающим ведомственным нормативным актом в данном вопросе в настоящее время является совместный Приказ Генпрокуратуры России, а также органов, осуществляющих следствие и дознание, "О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями" <11>, которым регламентирован порядок действий по данному вопросу в случае причинения вреда интересам государства <12>.
(Громилов В.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 3)Основополагающим ведомственным нормативным актом в данном вопросе в настоящее время является совместный Приказ Генпрокуратуры России, а также органов, осуществляющих следствие и дознание, "О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями" <11>, которым регламентирован порядок действий по данному вопросу в случае причинения вреда интересам государства <12>.
Нормативные акты
Статья: Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<3> См., к примеру: Об утверждении методических рекомендаций: Приказ Федеральной антимонопольной службы РФ от 8 августа 2019 года N 1073/19. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019; Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2014 года N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017 и др.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<3> См., к примеру: Об утверждении методических рекомендаций: Приказ Федеральной антимонопольной службы РФ от 8 августа 2019 года N 1073/19. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019; Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2014 года N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017 и др.
Статья: Как добиться соблюдения следователем основных прав заявителя на стадии возбуждения уголовного дела?
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Когда же речь идет о статусе рассматривающего жалобу прокурора, то его аналогичная обязанность прямо прописана в Приказе Генерального прокурора РФ. Так, согласно п. 8 Приказа Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" на прокурора возложена обязанность "по результатам рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Когда же речь идет о статусе рассматривающего жалобу прокурора, то его аналогичная обязанность прямо прописана в Приказе Генерального прокурора РФ. Так, согласно п. 8 Приказа Генпрокуратуры России от 24.08.2021 N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" на прокурора возложена обязанность "по результатам рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.
Статья: Исследование вещественных доказательств как способ выявления укрытых от учета преступлений
(Аберхаев Р.Р., Еналеев М.А.)
("Законность", 2021, N 6)Пункты 30 и 35 Приказа Генерального прокурора РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" обязывают прокуроров при утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам согласно ч. 1 ст. 88 УПК. Признав их недопустимыми, выносить мотивированное постановление об их исключении. При принятии решения о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания выносить мотивированное постановление, содержащее указания о производстве конкретных процессуальных действий или об устранении иных выявленных недостатков.
(Аберхаев Р.Р., Еналеев М.А.)
("Законность", 2021, N 6)Пункты 30 и 35 Приказа Генерального прокурора РФ от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" обязывают прокуроров при утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам согласно ч. 1 ст. 88 УПК. Признав их недопустимыми, выносить мотивированное постановление об их исключении. При принятии решения о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания выносить мотивированное постановление, содержащее указания о производстве конкретных процессуальных действий или об устранении иных выявленных недостатков.
Статья: Публичные и частные начала в уголовном преследовании: поиск модели взаимодействия
(Суходолов А.С.)
("Российский судья", 2024, N 7)В свою очередь, потерпевший по делу частного обвинения, как правило, не имея соответствующих юридических знаний, а также полномочий, обращается за защитой своих прав чаще всего в органы внутренних дел (полицию). Следует согласиться с А.И. Петрушиным в том, что "такое положение дел связано с большей доступностью органов внутренних дел для пострадавших, возникающими затруднениями квалификации деяния как преступления частного обвинения, участием правоохранительных органов в пресечении преступления, правилами взаимодействия правоохранительных органов с медицинскими учреждениями" <10>. В свою очередь, органы предварительного расследования, руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ N 7-П от 27 июня 2005 г. о том, что "государство должно обеспечивать равную защиту жертв преступлений вне зависимости от категории уголовного преследования" <11>, а также ст. 144 - 145 УПК РФ, в случае поступления заявлений о преступлениях, уголовное преследование по которым осуществляется в частном порядке, обязаны их принять, зарегистрировать, провести проверку и передать материалы в суд. В соответствии со ст. 37 УПК РФ надзор за принятием, регистрацией и разрешением заявлений, сообщений о преступлениях, в том числе и по делам частного обвинения, осуществляет прокурор. Однако на практике фактическое поступление таких материалов в суд не контролируется. Проведение сверок с мировыми судьями в целях выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, контроля фактического поступления сообщений о преступлениях частного обвинения, переданных органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в суд, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" <12> не предусмотрено.
(Суходолов А.С.)
("Российский судья", 2024, N 7)В свою очередь, потерпевший по делу частного обвинения, как правило, не имея соответствующих юридических знаний, а также полномочий, обращается за защитой своих прав чаще всего в органы внутренних дел (полицию). Следует согласиться с А.И. Петрушиным в том, что "такое положение дел связано с большей доступностью органов внутренних дел для пострадавших, возникающими затруднениями квалификации деяния как преступления частного обвинения, участием правоохранительных органов в пресечении преступления, правилами взаимодействия правоохранительных органов с медицинскими учреждениями" <10>. В свою очередь, органы предварительного расследования, руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ N 7-П от 27 июня 2005 г. о том, что "государство должно обеспечивать равную защиту жертв преступлений вне зависимости от категории уголовного преследования" <11>, а также ст. 144 - 145 УПК РФ, в случае поступления заявлений о преступлениях, уголовное преследование по которым осуществляется в частном порядке, обязаны их принять, зарегистрировать, провести проверку и передать материалы в суд. В соответствии со ст. 37 УПК РФ надзор за принятием, регистрацией и разрешением заявлений, сообщений о преступлениях, в том числе и по делам частного обвинения, осуществляет прокурор. Однако на практике фактическое поступление таких материалов в суд не контролируется. Проведение сверок с мировыми судьями в целях выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, контроля фактического поступления сообщений о преступлениях частного обвинения, переданных органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ в суд, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" <12> не предусмотрено.
Статья: О праве дознавателя на обжалование: видение законодателя и реалии правоприменения
(Милованов П.П.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)В-четвертых, ведя речь о реагировании прокурора на обжалование дознавателем письменных указаний начальника органа дознания, следует исходить из того, что в силу п. 8 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. N 487 прокурорам предписывается необходимость вынесения постановления по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ, в котором должны содержаться: доводы заявителя, их анализ и принятое решение с указанием мотива и оснований, по которым доводы принимаются либо отвергаются <2>. В этой связи автор обращается к позиции Конституционного Суда РФ, который в своих судебных актах неоднократно указывал, что при рассмотрении жалобы закон не допускает отказа от исследования и оценки всех доводов, а также мотивировки решений путем указания на конкретные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются <3>. Порядок рассмотрения прокурором жалобы, в том числе и дознавателя, определен в ст. 124 УПК РФ, а вот особенности процедуры рассмотрения жалобы начальником органа дознания нормами уголовно-процессуального закона не регламентированы. В связи с этим предлагается применять порядок, аналогичный тому, что осуществляется с участием прокурора, прежде всего в части сроков рассмотрения жалобы, на что также обращают внимание А.С. Александров и И.В. Круглов <4>.
(Милованов П.П.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)В-четвертых, ведя речь о реагировании прокурора на обжалование дознавателем письменных указаний начальника органа дознания, следует исходить из того, что в силу п. 8 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. N 487 прокурорам предписывается необходимость вынесения постановления по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ, в котором должны содержаться: доводы заявителя, их анализ и принятое решение с указанием мотива и оснований, по которым доводы принимаются либо отвергаются <2>. В этой связи автор обращается к позиции Конституционного Суда РФ, который в своих судебных актах неоднократно указывал, что при рассмотрении жалобы закон не допускает отказа от исследования и оценки всех доводов, а также мотивировки решений путем указания на конкретные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются <3>. Порядок рассмотрения прокурором жалобы, в том числе и дознавателя, определен в ст. 124 УПК РФ, а вот особенности процедуры рассмотрения жалобы начальником органа дознания нормами уголовно-процессуального закона не регламентированы. В связи с этим предлагается применять порядок, аналогичный тому, что осуществляется с участием прокурора, прежде всего в части сроков рассмотрения жалобы, на что также обращают внимание А.С. Александров и И.В. Круглов <4>.
Статья: Осмотр места происшествия: порядок проведения и требования к оформлению протокола
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство не предусматривает единой формы протокола осмотра места происшествия. Форма такого протокола может быть установлена в подзаконных нормативных актах, относящихся к конкретному ведомству (например, бланк 8 Приложения 1 к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150; Приложение N 6 к Методическим рекомендациям по рассмотрению подразделениями противодействия коррупции территориальных органов ФССП России сообщений о правонарушениях коррупционной и должностной направленности, утв. ФССП России 19.03.2014 N 7).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство не предусматривает единой формы протокола осмотра места происшествия. Форма такого протокола может быть установлена в подзаконных нормативных актах, относящихся к конкретному ведомству (например, бланк 8 Приложения 1 к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150; Приложение N 6 к Методическим рекомендациям по рассмотрению подразделениями противодействия коррупции территориальных органов ФССП России сообщений о правонарушениях коррупционной и должностной направленности, утв. ФССП России 19.03.2014 N 7).
Статья: Особенности правового статуса военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении функций дознания
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Вместе с тем В.И. Качалов считает, что уголовно-процессуальные полномочия органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе органов военной полиции, делегируются органами дознания подчиненным дознавателям на основании Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (утверждена Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 октября 2014 г. N 150. Далее - Инструкция органам дознания), а также вытекают из системного толкования норм, предусмотренных п. п. 7, 17, 17.1, 24 ст. 5, п. 3 ст. 40 и ст. 40.1 УПК РФ.
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)Вместе с тем В.И. Качалов считает, что уголовно-процессуальные полномочия органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе органов военной полиции, делегируются органами дознания подчиненным дознавателям на основании Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (утверждена Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 октября 2014 г. N 150. Далее - Инструкция органам дознания), а также вытекают из системного толкования норм, предусмотренных п. п. 7, 17, 17.1, 24 ст. 5, п. 3 ст. 40 и ст. 40.1 УПК РФ.
Статья: Может ли прокурор отменить решение нижестоящего прокурора об утверждении обвинительного заключения?
(Марченко Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)<5> См.: п. 18 Приказа Генпрокуратуры России от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2017. N 5 (утратил силу), п. 22 Приказа Генпрокуратуры России от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2022. N 4.
(Марченко Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)<5> См.: п. 18 Приказа Генпрокуратуры России от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2017. N 5 (утратил силу), п. 22 Приказа Генпрокуратуры России от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2022. N 4.
Статья: Дознаватель и его право обжалования
(Рудакова С.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)<3> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" // Законность. 2021. N 10 (1044). С. 59 - 60.
(Рудакова С.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 4)<3> Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. N 487 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" // Законность. 2021. N 10 (1044). С. 59 - 60.
Статья: Роль прокурора в применении конфискации транспортных средств в случае повторного совершения преступления в сфере безопасности дорожного движения в состоянии опьянения
(Мингалимова М.Ф.)
("Законность", 2025, N 2)Пунктом 24 Приказа Генерального прокурора РФ от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" на прокуроров городов, районов, межрайонных прокуроров возложена обязанность обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.
(Мингалимова М.Ф.)
("Законность", 2025, N 2)Пунктом 24 Приказа Генерального прокурора РФ от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" на прокуроров городов, районов, межрайонных прокуроров возложена обязанность обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.