Прием на работу судимого
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием на работу судимого (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли принять на работу в организацию, занимающуюся уходом за больными и пожилыми людьми, ранее судимую работницу? Какие правила следует соблюсти?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Можно ли принять на работу в организацию, занимающуюся уходом за больными и пожилыми людьми, ранее судимую работницу?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Можно ли принять на работу в организацию, занимающуюся уходом за больными и пожилыми людьми, ранее судимую работницу?
Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)В настоящее время на органы внутренних дел и исправительные учреждения возложена обязанность по обеспечению бытового и трудового устройства поднадзорных. Но эти органы объективно имеют ограниченные возможности в решении таких вопросов, в данном случае они вправе об этом лишь ходатайствовать перед соответствующими государственными, общественными и хозяйственными организациями. Данные ранее проведенных исследований свидетельствуют о том, что ежегодно на одну треть писем о возможности трудового и бытового устройства освобожденных, поступающих из исправительных учреждений, территориальные органы внутренних дел вынуждены давать отрицательные ответы. Большинство отказов связано с нежеланием руководителей предприятий и организаций принимать на работу ранее судимых. На тех же предприятиях, куда под давлением органов внутренних дел принимают отбывших наказание, далеко не всегда принимаются меры по их закреплению в коллективах. В течение первых шести месяцев после трудоустройства по разным причинам увольняется более половины принятых на работу ранее судимых. Поэтому в совершенствовании нуждается весь правовой механизм оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве ранее судимым и особенно поднадзорным. Одним из шагов в создании такого механизма могла бы стать четкая законодательная регламентация прав и обязанностей местных органов власти и управления, организаций и предприятий в отношении судимых лиц, возвращающихся после отбытия наказания. В данном случае считаем возможным позаимствовать опыт данной деятельности в законодательстве зарубежных стран. Так, в Чешской Республике законодательно установлено, что органы местного управления обязаны без промедления обеспечить лиц, освобожденных от отбывания наказания, работой, а также временным жильем, хозяйственная организация обязана по рекомендации местного органа власти принять на работу лицо, освобожденное по отбытии наказания, если имеется свободное место <10>. В Венгрии определена обязанность руководителей предприятий и кооперативов содействовать поступлению на работу лиц, освободившихся из мест лишения свободы; мотивом отказа в приеме на работу не может служить то, что нанимающийся на работу ранее судим, кроме случаев, когда отсутствие судимости является условием поступления на работу <11>.
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)В настоящее время на органы внутренних дел и исправительные учреждения возложена обязанность по обеспечению бытового и трудового устройства поднадзорных. Но эти органы объективно имеют ограниченные возможности в решении таких вопросов, в данном случае они вправе об этом лишь ходатайствовать перед соответствующими государственными, общественными и хозяйственными организациями. Данные ранее проведенных исследований свидетельствуют о том, что ежегодно на одну треть писем о возможности трудового и бытового устройства освобожденных, поступающих из исправительных учреждений, территориальные органы внутренних дел вынуждены давать отрицательные ответы. Большинство отказов связано с нежеланием руководителей предприятий и организаций принимать на работу ранее судимых. На тех же предприятиях, куда под давлением органов внутренних дел принимают отбывших наказание, далеко не всегда принимаются меры по их закреплению в коллективах. В течение первых шести месяцев после трудоустройства по разным причинам увольняется более половины принятых на работу ранее судимых. Поэтому в совершенствовании нуждается весь правовой механизм оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве ранее судимым и особенно поднадзорным. Одним из шагов в создании такого механизма могла бы стать четкая законодательная регламентация прав и обязанностей местных органов власти и управления, организаций и предприятий в отношении судимых лиц, возвращающихся после отбытия наказания. В данном случае считаем возможным позаимствовать опыт данной деятельности в законодательстве зарубежных стран. Так, в Чешской Республике законодательно установлено, что органы местного управления обязаны без промедления обеспечить лиц, освобожденных от отбывания наказания, работой, а также временным жильем, хозяйственная организация обязана по рекомендации местного органа власти принять на работу лицо, освобожденное по отбытии наказания, если имеется свободное место <10>. В Венгрии определена обязанность руководителей предприятий и кооперативов содействовать поступлению на работу лиц, освободившихся из мест лишения свободы; мотивом отказа в приеме на работу не может служить то, что нанимающийся на работу ранее судим, кроме случаев, когда отсутствие судимости является условием поступления на работу <11>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 N 8-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой"В подтверждение своих доводов заявительница приводит, в частности, позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высказанную в письме от 21 августа 2018 года N 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что информация о наличии или отсутствии судимости указывается гражданином лишь при поступлении на государственную гражданскую службу, в силу чего у гражданина, поступающего на муниципальную службу, не возникает обязанности заполнения пункта 9 анкеты. Кроме того, в указанном письме отмечается, что в целях обеспечения единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы гражданину, поступающему на муниципальную службу, может быть лишь рекомендовано представить информацию о наличии либо отсутствии у него судимости, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой"В подтверждение своих доводов заявительница приводит, в частности, позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высказанную в письме от 21 августа 2018 года N 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что информация о наличии или отсутствии судимости указывается гражданином лишь при поступлении на государственную гражданскую службу, в силу чего у гражданина, поступающего на муниципальную службу, не возникает обязанности заполнения пункта 9 анкеты. Кроме того, в указанном письме отмечается, что в целях обеспечения единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы гражданину, поступающему на муниципальную службу, может быть лишь рекомендовано представить информацию о наличии либо отсутствии у него судимости, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.
<Письмо> ФНС РФ от 28.07.2006 N ВЕ-6-04/742@
"О направлении для анализа и использования в работе документов"
(вместе с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2005 N А71-609/04-А19, Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2005 N А71-609/2004-А19, Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2005 N Ф09-4201/05-С2, решением Дзержинского районного суда г. Перми от 18.01.2006 N 2-350-2006, определением Судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 20.04.2006 N 33-1771)Факт предложений заработной платы по вакантным должностям зафиксирован на доске объявлений непосредственно в помещении, не имеющем отношение к ООО "Редуктор-Энерго". На данной доске объявлений нет ни одной подписи должностного лица проверяемой организации. Факт зафиксирован только 21.06.2004, т.е. в периоде, не имеющем отношение к проверяемому, а что было и какие предложения имелись в проверяемом периоде, не установлено, нет документального подтверждения, т.е. трудовых договоров, что работодатель с кем-либо из граждан на предлагаемых условиях заключил трудовой договор.
"О направлении для анализа и использования в работе документов"
(вместе с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2005 N А71-609/04-А19, Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2005 N А71-609/2004-А19, Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2005 N Ф09-4201/05-С2, решением Дзержинского районного суда г. Перми от 18.01.2006 N 2-350-2006, определением Судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 20.04.2006 N 33-1771)Факт предложений заработной платы по вакантным должностям зафиксирован на доске объявлений непосредственно в помещении, не имеющем отношение к ООО "Редуктор-Энерго". На данной доске объявлений нет ни одной подписи должностного лица проверяемой организации. Факт зафиксирован только 21.06.2004, т.е. в периоде, не имеющем отношение к проверяемому, а что было и какие предложения имелись в проверяемом периоде, не установлено, нет документального подтверждения, т.е. трудовых договоров, что работодатель с кем-либо из граждан на предлагаемых условиях заключил трудовой договор.
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)б) материально ответственное лицо принимается на работу с согласия руководителя учреждения;
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)б) материально ответственное лицо принимается на работу с согласия руководителя учреждения;
Статья: Антимонопольные аспекты деятельности операторов цифровых платформ в гиг-экономике
(Кожемякин Д.В., Миронова С.М.)
("Закон", 2024, N 3)В то же время в деле о злоупотреблении доминирующим положением ООО "Хэдхантер" (сервисы hh.ru, career.ru) <9> товарный рынок был сужен за счет выявления более узких продуктовых границ. В качестве географических границ рынка была определена территория РФ, однако антимонопольный орган, определяя продуктовые границы рынка, на котором действовало общество, установил, что потенциальными взаимозаменяемыми товарами были: специализированные интернет-сервисы, печатные СМИ, телевизионные СМИ, в которых размещались объявления о поиске работы или приеме на работу. При более детальном анализе антимонопольный орган пришел к выводу, что хотя печатные и телевизионные СМИ позволяют разместить такие объявления, данные услуги существенным образом отличаются от услуг, предоставляемых в рамках специализированных интернет-сервисов. Так, в рамках печатных и телевизионных СМИ нет обратной связи между потребителями, интернет-сервисы же позволяют потребителям взаимодействовать непосредственно внутри сервиса.
(Кожемякин Д.В., Миронова С.М.)
("Закон", 2024, N 3)В то же время в деле о злоупотреблении доминирующим положением ООО "Хэдхантер" (сервисы hh.ru, career.ru) <9> товарный рынок был сужен за счет выявления более узких продуктовых границ. В качестве географических границ рынка была определена территория РФ, однако антимонопольный орган, определяя продуктовые границы рынка, на котором действовало общество, установил, что потенциальными взаимозаменяемыми товарами были: специализированные интернет-сервисы, печатные СМИ, телевизионные СМИ, в которых размещались объявления о поиске работы или приеме на работу. При более детальном анализе антимонопольный орган пришел к выводу, что хотя печатные и телевизионные СМИ позволяют разместить такие объявления, данные услуги существенным образом отличаются от услуг, предоставляемых в рамках специализированных интернет-сервисов. Так, в рамках печатных и телевизионных СМИ нет обратной связи между потребителями, интернет-сервисы же позволяют потребителям взаимодействовать непосредственно внутри сервиса.
Статья: Не пытайтесь заменить трудовой договор гражданско-правовым!
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Организация же полагала, что трудовых отношений с работником нет, соответственно, на нее не распространяются многие обязанности, присущие работодателю. Следствием таких расхождений между работодателем и работником стал иск в суд со стороны последнего. Судя по содержанию иска, вот какие нарушения, в частности, допустил работодатель:
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Организация же полагала, что трудовых отношений с работником нет, соответственно, на нее не распространяются многие обязанности, присущие работодателю. Следствием таких расхождений между работодателем и работником стал иск в суд со стороны последнего. Судя по содержанию иска, вот какие нарушения, в частности, допустил работодатель:
Статья: Исчисление сроков в месяцах
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)В ТК РФ оговаривается ситуация, при которой последний день срока приходится на нерабочий день, - в таком случае днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 4 ст. 14 ТК РФ). Казалось бы, все понятно. Если сотрудника взяли на работу с испытательным сроком на месяц с 15.08.2024, то, судя по указанной норме, срок испытания закончится 16.09.2024, поскольку и 14.09.2024 (если применять фактический подход), и 15.09.2024 (формальный подход) - выходные дни.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)В ТК РФ оговаривается ситуация, при которой последний день срока приходится на нерабочий день, - в таком случае днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 4 ст. 14 ТК РФ). Казалось бы, все понятно. Если сотрудника взяли на работу с испытательным сроком на месяц с 15.08.2024, то, судя по указанной норме, срок испытания закончится 16.09.2024, поскольку и 14.09.2024 (если применять фактический подход), и 15.09.2024 (формальный подход) - выходные дни.
Статья: Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)...положения Устава Русской Православной Церкви не содержат возможности заключения трудовых договоров со священниками, а также увольнения священнослужителя по собственному желанию. Судя по смыслу комментируемых церковных правил, священнослужители не увольняются, а "отпускаются" либо "на покой" либо в иные епархии на основании отпускной грамоты.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)...положения Устава Русской Православной Церкви не содержат возможности заключения трудовых договоров со священниками, а также увольнения священнослужителя по собственному желанию. Судя по смыслу комментируемых церковных правил, священнослужители не увольняются, а "отпускаются" либо "на покой" либо в иные епархии на основании отпускной грамоты.
Статья: О некоторых проблемах множественности преступлений в российском уголовном праве
(Сидорова Е.З., Иванова А.Л.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Наказания, применяемые к лицам за совершение преступления, делятся на основные и дополнительные. К первым относятся лишение свободы и смертная казнь, надзор и краткосрочный арест, а ко вторым - штраф, конфискация имущества и лишение каких-либо политических прав. Обращает на себя внимание такой вид наказания, как надзор, который фактически предусматривает ограничение осужденного в некоторых правах и возложение на него обязанностей на определенный срок. Еще одно наказание, которое может применяться к лицам, являющимся гражданами других стран, - это выдворение, которое в Российском государстве предусмотрено административным законодательством. Данное наказание применяется к лицам и как основное, и как дополнительное, а значит, в результате совершения преступления лицо может просто уехать из страны, что послужит для него сигналом "безнаказанности". Положения о судимости в Китае реализуются достаточно жестко, поскольку выражаются в обязанности лиц, подвергнутых уголовной ответственности, при устройстве на работу или поступлении на службу сообщать о том, что они являются судимыми. Положения закона, которые отражали бы порядок ее снятия, не зафиксированы, что говорит о постоянной обязанности лица сообщать о наличии у него судимости <9>.
(Сидорова Е.З., Иванова А.Л.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Наказания, применяемые к лицам за совершение преступления, делятся на основные и дополнительные. К первым относятся лишение свободы и смертная казнь, надзор и краткосрочный арест, а ко вторым - штраф, конфискация имущества и лишение каких-либо политических прав. Обращает на себя внимание такой вид наказания, как надзор, который фактически предусматривает ограничение осужденного в некоторых правах и возложение на него обязанностей на определенный срок. Еще одно наказание, которое может применяться к лицам, являющимся гражданами других стран, - это выдворение, которое в Российском государстве предусмотрено административным законодательством. Данное наказание применяется к лицам и как основное, и как дополнительное, а значит, в результате совершения преступления лицо может просто уехать из страны, что послужит для него сигналом "безнаказанности". Положения о судимости в Китае реализуются достаточно жестко, поскольку выражаются в обязанности лиц, подвергнутых уголовной ответственности, при устройстве на работу или поступлении на службу сообщать о том, что они являются судимыми. Положения закона, которые отражали бы порядок ее снятия, не зафиксированы, что говорит о постоянной обязанности лица сообщать о наличии у него судимости <9>.
Статья: "Многократность" срочных трудовых отношений: как защитить права и интересы работников (опыт российского правосудия)
(Абалдуев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23 октября 2012 г. по делу N 33-7816. В отношении двух заявителей был установлен факт заключения шести и восьми соответственно срочных трудовых договоров на разные сроки. Судя по материалам дела, определяющим для вынесения решения о восстановлении этих работников стало отсутствие в их договорах вообще какого-либо обоснования либо обоснование срока найма процедурой конкурсного производства, что не соответствовало требованиям ст. 57 и 59 ТК РФ. Многократность как факт, повлиявший на такое решение, в нем не отмечается.
(Абалдуев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23 октября 2012 г. по делу N 33-7816. В отношении двух заявителей был установлен факт заключения шести и восьми соответственно срочных трудовых договоров на разные сроки. Судя по материалам дела, определяющим для вынесения решения о восстановлении этих работников стало отсутствие в их договорах вообще какого-либо обоснования либо обоснование срока найма процедурой конкурсного производства, что не соответствовало требованиям ст. 57 и 59 ТК РФ. Многократность как факт, повлиявший на такое решение, в нем не отмечается.
Статья: Запрет на работу после отбывания наказания - анализ ситуаций
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)Фабула дела. В обоснование своей позиции бывший работник указал, что колледж уволил его за представление подложных сведений при заключении трудового договора. Причиной увольнения стало якобы представление им подложной справки из органа внутренних дел об отсутствии судимости, а также указание в автобиографии о том, что он не был судим.
(Кудрявцев Е.)
("Трудовое право", 2022, N 7)Фабула дела. В обоснование своей позиции бывший работник указал, что колледж уволил его за представление подложных сведений при заключении трудового договора. Причиной увольнения стало якобы представление им подложной справки из органа внутренних дел об отсутствии судимости, а также указание в автобиографии о том, что он не был судим.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Сложности у работодателя могут возникать и в противоположной ситуации, когда с работником заключен трудовой договор для дистанционной работы, но в какой-то момент работодателю необходимо вызвать работника для непосредственной коммуникации. До внесения изменений в гл. 49.1 ТК РФ у работодателей появлялись в связи с этим проблемы на практике, поскольку работник не был обязан появляться вне места выполнения им работы, а это место определял сам работник. В настоящее время этот вопрос нашел свое решение в новой ч. 3 ст. 312.4 ТК РФ, где предусматривается, что порядок такого вызова должен быть установлен коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения первичной профорганизации, либо трудовым договором.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Сложности у работодателя могут возникать и в противоположной ситуации, когда с работником заключен трудовой договор для дистанционной работы, но в какой-то момент работодателю необходимо вызвать работника для непосредственной коммуникации. До внесения изменений в гл. 49.1 ТК РФ у работодателей появлялись в связи с этим проблемы на практике, поскольку работник не был обязан появляться вне места выполнения им работы, а это место определял сам работник. В настоящее время этот вопрос нашел свое решение в новой ч. 3 ст. 312.4 ТК РФ, где предусматривается, что порядок такого вызова должен быть установлен коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения первичной профорганизации, либо трудовым договором.
Статья: Особенности правового регулирования краудсорсинга в России
(Каболова Д.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)1. Статус исполнителей. Один из главных вопросов заключается в определении статуса исполнителей. В случае краудсорсинга исполнители не заключают трудовые договоры, а работают на основе гражданско-правовых договоров. Неопределенность, которая выражается в неоднозначном статусе исполнителей в отношении их прав и обязанностей и невозможности презюмирования их статуса работников, может привести к нарушению прав и созданию неблагоприятной ситуации, при которой существенная доля занятых остается незащищенной, а также может стать источником новых социальных рисков <6>. Данная неопределенность проистекает из того, что формально с точки зрения права исполнители не считаются работниками, однако через призму сущности отношений, возникающих между платформой (заказчиком) и исполнителями, мы видим, что последних можно считать, во-первых, экономически зависимыми субъектами; во-вторых, подконтрольными, что выражается в различных механизмах, используемых платформами и заказчиками для контроля деятельности исполнителей. О.В. Чесалина утверждает, что при платформенной занятости возникает новая форма зависимости, которая характеризуется сочетанием не только личной и экономической, но и алгоритмической зависимости <7>.
(Каболова Д.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)1. Статус исполнителей. Один из главных вопросов заключается в определении статуса исполнителей. В случае краудсорсинга исполнители не заключают трудовые договоры, а работают на основе гражданско-правовых договоров. Неопределенность, которая выражается в неоднозначном статусе исполнителей в отношении их прав и обязанностей и невозможности презюмирования их статуса работников, может привести к нарушению прав и созданию неблагоприятной ситуации, при которой существенная доля занятых остается незащищенной, а также может стать источником новых социальных рисков <6>. Данная неопределенность проистекает из того, что формально с точки зрения права исполнители не считаются работниками, однако через призму сущности отношений, возникающих между платформой (заказчиком) и исполнителями, мы видим, что последних можно считать, во-первых, экономически зависимыми субъектами; во-вторых, подконтрольными, что выражается в различных механизмах, используемых платформами и заказчиками для контроля деятельности исполнителей. О.В. Чесалина утверждает, что при платформенной занятости возникает новая форма зависимости, которая характеризуется сочетанием не только личной и экономической, но и алгоритмической зависимости <7>.