Прием на работу граждан ЕАЭС
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием на работу граждан ЕАЭС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Как принять на работу иностранца
(Издательство "Главная книга", 2025)Гражданам ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), а также любым иностранным IT-специалистам не нужны патент и разрешение на работу (ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Гражданам ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), а также любым иностранным IT-специалистам не нужны патент и разрешение на работу (ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере миграции в условиях цифровизации
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Для Российской Федерации (далее - РФ) характерны внешние миграционные потоки из стран бывших республик СССР (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и др.), причем в основе миграции лежит экономический фактор, так как большинство иностранных граждан приезжают в РФ с целью последующего осуществления трудовой деятельности <2>. Так, согласно статистическим данным МВД России количество иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ на основании патента либо разрешения на работу, за период с января по октябрь 2024 г. возросло на 48,7% (на основании патента), что на 1 636 878 человек выше по сравнению с предыдущим годом, а на основании разрешения на работу общее количество увеличилось на 78 223, что на 26,3% превышает показатели прошлого года. Помимо этого, наблюдается активный рост на 20% заключения трудовых договоров с гражданами из стран Евразийского экономического союза <3>.
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Для Российской Федерации (далее - РФ) характерны внешние миграционные потоки из стран бывших республик СССР (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и др.), причем в основе миграции лежит экономический фактор, так как большинство иностранных граждан приезжают в РФ с целью последующего осуществления трудовой деятельности <2>. Так, согласно статистическим данным МВД России количество иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ на основании патента либо разрешения на работу, за период с января по октябрь 2024 г. возросло на 48,7% (на основании патента), что на 1 636 878 человек выше по сравнению с предыдущим годом, а на основании разрешения на работу общее количество увеличилось на 78 223, что на 26,3% превышает показатели прошлого года. Помимо этого, наблюдается активный рост на 20% заключения трудовых договоров с гражданами из стран Евразийского экономического союза <3>.
Вопрос: О представлении временно пребывающим в РФ гражданином Республики Беларусь, являющимся ВКС, полиса ДМС при трудоустройстве.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Когда принимают на работу сотрудников - граждан государств ЕАЭС, организация уведомляет Главное управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров в общем порядке (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). В отношении сотрудников - граждан Республики Беларусь есть иная позиция, что Главное управление МВД по вопросам миграции в этой ситуации можно не уведомлять (постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19). Но чтобы избежать споров с проверяющими органами, рекомендуем уведомлять ГУ МВД по вопросам миграции о приеме и увольнении указанных граждан.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Когда принимают на работу сотрудников - граждан государств ЕАЭС, организация уведомляет Главное управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров в общем порядке (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). В отношении сотрудников - граждан Республики Беларусь есть иная позиция, что Главное управление МВД по вопросам миграции в этой ситуации можно не уведомлять (постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19). Но чтобы избежать споров с проверяющими органами, рекомендуем уведомлять ГУ МВД по вопросам миграции о приеме и увольнении указанных граждан.
Статья: Правовой статус граждан Казахстана в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае расторжения трудового договора граждане Казахстана могут в течение 15 дней найти другого работодателя и заключить новый трудовой договор (Информация МВД России "Особенности пребывания граждан стран-участниц ЕАЭС на территории России").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае расторжения трудового договора граждане Казахстана могут в течение 15 дней найти другого работодателя и заключить новый трудовой договор (Информация МВД России "Особенности пребывания граждан стран-участниц ЕАЭС на территории России").
Статья: Проблемы правового регулирования миграционных процессов в сфере трудовой миграции в Российской Федерации
(Муленко Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- отменено положение, согласно которому иностранные граждане, являющиеся гражданами государств - членов ЕАЭС, вправе заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;
(Муленко Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- отменено положение, согласно которому иностранные граждане, являющиеся гражданами государств - членов ЕАЭС, вправе заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;
Готовое решение: Как заключить трудовой договор с иностранцем
(КонсультантПлюс, 2025)при приеме на работу граждан государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это следует из п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 18 п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах;
(КонсультантПлюс, 2025)при приеме на работу граждан государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это следует из п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 18 п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах;
Готовое решение: Что нужно знать о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, прием на работу гражданина Беларуси по совместительству производите с учетом ограничений для приема на работу граждан государств - членов ЕАЭС, на которые ссылается п. 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС, в частности, установленных национальным законодательством РФ. При применении этих ограничений к гражданам Беларуси руководствуйтесь подходом, изложенным в разд. 2.2 настоящего материала.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, прием на работу гражданина Беларуси по совместительству производите с учетом ограничений для приема на работу граждан государств - членов ЕАЭС, на которые ссылается п. 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС, в частности, установленных национальным законодательством РФ. При применении этих ограничений к гражданам Беларуси руководствуйтесь подходом, изложенным в разд. 2.2 настоящего материала.