Прием на муниципальную службу
Подборка наиболее важных документов по запросу Прием на муниципальную службу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Органы местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Исходя из системного единства с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. В соответствии с требованиями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Федеральное и региональное законодательство не предусматривают дефицитность средств местного бюджета в качестве основания прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, когда такое обязательство было принято муниципальным образованием."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Исходя из положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Глава 4. ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ,
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Глава 4. ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ,
Статья: Условия поступления на муниципальную службу в новых регионах Российской Федерации
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)В настоящее время остается неясным - будут ли в стаж при приеме на муниципальную службу на новых территориях засчитываться периоды замещения аналогичных должностей ДНР, ЛНР, а также Украины. Отметим, что в отношении государственных и муниципальных служащих Республики Крым и города федерального значения Севастополь этот вопрос в свое время был решен положительно, однако для этого потребовалось издание отдельных федеральных и региональных актов.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)В настоящее время остается неясным - будут ли в стаж при приеме на муниципальную службу на новых территориях засчитываться периоды замещения аналогичных должностей ДНР, ЛНР, а также Украины. Отметим, что в отношении государственных и муниципальных служащих Республики Крым и города федерального значения Севастополь этот вопрос в свое время был решен положительно, однако для этого потребовалось издание отдельных федеральных и региональных актов.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Представляется, что устранение подобных пробелов возможно лишь путем скоординированных действий законодательной и судебной ветвей власти. Что касается законодателя, то ему совершенно необходимо ограничить возможности увольнения госслужащих по собственному желанию или соглашению сторон во время проведения служебных проверок, расширить основания для включения в данный реестр и сделать наличие сведений в нем однозначным основанием для отказа в заключении контракта и приеме на государственную (муниципальную) службу. Необходимо обратить внимание и на техническую сторону вопроса, сделав данный реестр машиночитаемым и обновляемым автоматически, в реальном времени. Судам же следует отказаться от формального подхода к рассмотрению подобных споров и вместо этого путем детального анализа выявлять, в каких случаях, несмотря на внешнее соблюдение антикоррупционного законодательства, оно все же было нарушено государственным служащим по существу, а в каких нарушения являются по своей сути малозначительными и не должны влечь дисциплинарную ответственность.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Представляется, что устранение подобных пробелов возможно лишь путем скоординированных действий законодательной и судебной ветвей власти. Что касается законодателя, то ему совершенно необходимо ограничить возможности увольнения госслужащих по собственному желанию или соглашению сторон во время проведения служебных проверок, расширить основания для включения в данный реестр и сделать наличие сведений в нем однозначным основанием для отказа в заключении контракта и приеме на государственную (муниципальную) службу. Необходимо обратить внимание и на техническую сторону вопроса, сделав данный реестр машиночитаемым и обновляемым автоматически, в реальном времени. Судам же следует отказаться от формального подхода к рассмотрению подобных споров и вместо этого путем детального анализа выявлять, в каких случаях, несмотря на внешнее соблюдение антикоррупционного законодательства, оно все же было нарушено государственным служащим по существу, а в каких нарушения являются по своей сути малозначительными и не должны влечь дисциплинарную ответственность.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> См.: Ежевский Д.О. Правовые основы приема и назначения на должность муниципальной службы в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 9.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> См.: Ежевский Д.О. Правовые основы приема и назначения на должность муниципальной службы в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 9.
Статья: Трудоустройство по совместительству бывшего государственного (муниципального) служащего
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)В соответствии с действующим законодательством работодатель при определенных условиях обязан сообщить о приеме на работу гражданина, ранее замещавшего должности государственной или муниципальной службы (далее по тексту - служащий), его бывшему нанимателю (работодателю) по последнему месту службы. Нужно ли извещать о таком трудоустройстве в том случае, если для бывшего служащего новое место работы является не основным, а по совместительству, рассмотрим в данной статье.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)В соответствии с действующим законодательством работодатель при определенных условиях обязан сообщить о приеме на работу гражданина, ранее замещавшего должности государственной или муниципальной службы (далее по тексту - служащий), его бывшему нанимателю (работодателю) по последнему месту службы. Нужно ли извещать о таком трудоустройстве в том случае, если для бывшего служащего новое место работы является не основным, а по совместительству, рассмотрим в данной статье.
Статья: Упорядочены ограничения в отношении гражданской службы для иностранцев
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Федеральным законом от 29.12.2022 N 602-ФЗ урегулированы вопросы приема на государственную и муниципальную службу иностранных граждан, а также граждан РФ, одновременно имеющих гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам.
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Федеральным законом от 29.12.2022 N 602-ФЗ урегулированы вопросы приема на государственную и муниципальную службу иностранных граждан, а также граждан РФ, одновременно имеющих гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам.
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу работника, подлежащего воинскому учету
(КонсультантПлюс, 2025)Указанную справку выдают в соответствии с заключением призывной комиссии гражданам РФ, которые пребывают в запасе, но не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Наличие такой справки у гражданина является ограничением для поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу. Если у вас коммерческая организация, порядок приема на работу кандидата со справкой взамен военного билета такой же, как изложен в настоящем материале. В рассматриваемом случае справка является документом воинского учета, на основании которой заполняются учетные документы. Это следует, в частности, из абз. 4 п. 5.1 ст. 8, абз. 1, 2 п. 1.1 ст. 28, п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, п. 11 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, пп. "б" п. 28, абз. 1, 2 п. 48 Положения о воинском учете, пп. 2 п. 8, п. 31, пп. 2 п. 32 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700.
(КонсультантПлюс, 2025)Указанную справку выдают в соответствии с заключением призывной комиссии гражданам РФ, которые пребывают в запасе, но не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Наличие такой справки у гражданина является ограничением для поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу. Если у вас коммерческая организация, порядок приема на работу кандидата со справкой взамен военного билета такой же, как изложен в настоящем материале. В рассматриваемом случае справка является документом воинского учета, на основании которой заполняются учетные документы. Это следует, в частности, из абз. 4 п. 5.1 ст. 8, абз. 1, 2 п. 1.1 ст. 28, п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, п. 11 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, пп. "б" п. 28, абз. 1, 2 п. 48 Положения о воинском учете, пп. 2 п. 8, п. 31, пп. 2 п. 32 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700.
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Федеральный закон N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) с момента его принятия 2 марта 2007 г. претерпел существенные изменения - более 30 раз в него вносились поправки. Аналогичный процесс формирования нормативной базы отмечается как на уровне субъекта, так и на уровне муниципальных образований. Так, например, Закон Воронежской области от 28 декабря 2007 г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области" (ред. от 13.03.2020 N 17-ОЗ) (далее - Закон Воронежской области N 175-ОЗ) менялся 24 раза. Законодатель уточняет особенности правового статуса муниципального служащего, конкретизирует условия приема на муниципальную службу, ее прохождения и увольнения. Этот непрерывный процесс совершенствования правовой базы, с одной стороны, помогает устранить пробелы в законодательстве, с другой - значимо повышает требования к качеству подготовки специалистов кадровой службы.
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Федеральный закон N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) с момента его принятия 2 марта 2007 г. претерпел существенные изменения - более 30 раз в него вносились поправки. Аналогичный процесс формирования нормативной базы отмечается как на уровне субъекта, так и на уровне муниципальных образований. Так, например, Закон Воронежской области от 28 декабря 2007 г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области" (ред. от 13.03.2020 N 17-ОЗ) (далее - Закон Воронежской области N 175-ОЗ) менялся 24 раза. Законодатель уточняет особенности правового статуса муниципального служащего, конкретизирует условия приема на муниципальную службу, ее прохождения и увольнения. Этот непрерывный процесс совершенствования правовой базы, с одной стороны, помогает устранить пробелы в законодательстве, с другой - значимо повышает требования к качеству подготовки специалистов кадровой службы.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Среди основных задач административного судопроизводства указано укрепление законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также предупреждение нарушений в указанной сфере правоотношений. Законность всегда рассматривается как принцип организации и функционирования публичной власти, деятельности публичной администрации, административных органов, должностных лиц, государственной и муниципальной службы, осуществления административного нормотворчества и принятия административных актов, проведения государственного контроля (надзора), применения мер административного принуждения. В процессуально-правовом плане при рассмотрении и разрешении административных дел законность (наряду со справедливостью) устанавливается как принцип административного судопроизводства (п. 3 ст. 6 КАС РФ). Укрепление законности означает, что суд и все лица, участвующие в деле, постоянно, на протяжении всего времени рассмотрения и разрешения дела, содействуют принятию законного, обоснованного, правильного и справедливого решения по административному делу. При этом должны использовать весь арсенал определенных в КАС РФ гарантий, прав, процессуальных возможностей для обеспечения законности. Укреплению законности в сфере публичных правоотношений способствует процессуальная деятельность прокурора в административном судопроизводстве (ст. 39 КАС РФ). Например, в соответствии с п. 4 ст. 270 КАС РФ прокурор в порядке, установленном ч. 1 ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по административному делу.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Среди основных задач административного судопроизводства указано укрепление законности в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также предупреждение нарушений в указанной сфере правоотношений. Законность всегда рассматривается как принцип организации и функционирования публичной власти, деятельности публичной администрации, административных органов, должностных лиц, государственной и муниципальной службы, осуществления административного нормотворчества и принятия административных актов, проведения государственного контроля (надзора), применения мер административного принуждения. В процессуально-правовом плане при рассмотрении и разрешении административных дел законность (наряду со справедливостью) устанавливается как принцип административного судопроизводства (п. 3 ст. 6 КАС РФ). Укрепление законности означает, что суд и все лица, участвующие в деле, постоянно, на протяжении всего времени рассмотрения и разрешения дела, содействуют принятию законного, обоснованного, правильного и справедливого решения по административному делу. При этом должны использовать весь арсенал определенных в КАС РФ гарантий, прав, процессуальных возможностей для обеспечения законности. Укреплению законности в сфере публичных правоотношений способствует процессуальная деятельность прокурора в административном судопроизводстве (ст. 39 КАС РФ). Например, в соответствии с п. 4 ст. 270 КАС РФ прокурор в порядке, установленном ч. 1 ст. 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по административному делу.
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Что касается первого, то в принципе нам понятно стремление авторов Положения не связывать должностных лиц органов публичной власти новых территорий решением суда иностранного государства. Однако не доведено ли конкретно в данном случае это стремление до абсурда? Разве прием на государственную (муниципальную) службу лица, признанного в свое время недееспособным либо ограниченно дееспособным украинским судом, будет способствовать повышению эффективности публичного управления данными территориями?
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Что касается первого, то в принципе нам понятно стремление авторов Положения не связывать должностных лиц органов публичной власти новых территорий решением суда иностранного государства. Однако не доведено ли конкретно в данном случае это стремление до абсурда? Разве прием на государственную (муниципальную) службу лица, признанного в свое время недееспособным либо ограниченно дееспособным украинским судом, будет способствовать повышению эффективности публичного управления данными территориями?
Статья: Требования при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Во-вторых, истек или нет двухлетний срок после увольнения принимаемого работника с государственной или муниципальной службы. Если прошло более двух лет, то сообщать о заключении трудового договора не требуется.
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Во-вторых, истек или нет двухлетний срок после увольнения принимаемого работника с государственной или муниципальной службы. Если прошло более двух лет, то сообщать о заключении трудового договора не требуется.