Придорожная полоса ограничения
Подборка наиболее важных документов по запросу Придорожная полоса ограничения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30 "Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам" Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Ограничение движения транспортных средств предусмотрено только в отношении автомобильных дорог, а не объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги (статья 30 Закона N 257-ФЗ, пункт 3 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденного приказом Минтранса России от 12.08.2011 N 211)."
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 N 10АП-18583/2023 по делу N А41-5428/2022
Категория спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: 1) О признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории; 2) Об обязании утвердить схему.
Обстоятельства: 1) Законом не предусмотрена обязанность представления заявления только в электронном виде, приложения к заявлению светокопии паспорта единоличного исполнительного органа юридического лица, представителя по доверенности; 2) Из заключения эксперта следует, что площадь и границы испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям земельного и градостроительного законодательства (чересполосица).
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.Следовательно, как верно установлено судом первой инстанции, нахождение земельного участка в придорожной полосе влечет ограничения в использовании земельного участка (получение согласования на строительство, ограничение видов деятельности в границах участка и т.п.), но не ограничение в обороте такого участка.
Категория спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: 1) О признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории; 2) Об обязании утвердить схему.
Обстоятельства: 1) Законом не предусмотрена обязанность представления заявления только в электронном виде, приложения к заявлению светокопии паспорта единоличного исполнительного органа юридического лица, представителя по доверенности; 2) Из заключения эксперта следует, что площадь и границы испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям земельного и градостроительного законодательства (чересполосица).
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.Следовательно, как верно установлено судом первой инстанции, нахождение земельного участка в придорожной полосе влечет ограничения в использовании земельного участка (получение согласования на строительство, ограничение видов деятельности в границах участка и т.п.), но не ограничение в обороте такого участка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В границах придорожных полос устанавливаются следующие ограничения:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В границах придорожных полос устанавливаются следующие ограничения:
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Так, например, придорожная полоса автодороги как один из видов ЗОУИТ устанавливает ограничения для отдельных видов деятельности с целью как обеспечения безопасности дорожного движения, так и создания "резерва" для расширения дорожного полотна <5>. Санитарно-защитная зона <6> предполагает совершенно противоположные цели и устанавливается, как правило, вокруг объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, и отличается довольно сложным порядком определения ее размера.
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Так, например, придорожная полоса автодороги как один из видов ЗОУИТ устанавливает ограничения для отдельных видов деятельности с целью как обеспечения безопасности дорожного движения, так и создания "резерва" для расширения дорожного полотна <5>. Санитарно-защитная зона <6> предполагает совершенно противоположные цели и устанавливается, как правило, вокруг объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, и отличается довольно сложным порядком определения ее размера.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) нарушать другие установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) нарушать другие установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос.
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В положении о придорожных полосах автомобильных дорог должен быть определен порядок согласования строительства, реконструкции зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В положении о придорожных полосах автомобильных дорог должен быть определен порядок согласования строительства, реконструкции зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указанные организации, будучи государственными коммерческими компаниями, должны получать земельные участки в аренду на общих основаниях с учетом линейного размещения объектов их инфраструктуры и специфики транспортной деятельности. В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (то есть - размещения) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, могут ограничиваться в обороте.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указанные организации, будучи государственными коммерческими компаниями, должны получать земельные участки в аренду на общих основаниях с учетом линейного размещения объектов их инфраструктуры и специфики транспортной деятельности. В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (то есть - размещения) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, могут ограничиваться в обороте.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Изменения касаются как отдельных видов (придорожные полосы, зоны охраны объектов культурного наследия, трубопроводов, метрополитена и др.), так и всех ЗОУИТ.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Изменения касаются как отдельных видов (придорожные полосы, зоны охраны объектов культурного наследия, трубопроводов, метрополитена и др.), так и всех ЗОУИТ.
Статья: Споры о возмещении убытков, причиненных правообладателю ограничением прав на земельный участок в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А40-74983/21 суды изучили обстоятельства наложения на один из земельных участков, указанных в иске, ЗОУИТ - придорожной полосы автомобильной дороги - и также пришли к выводу, что возможность использования земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования не утрачена (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2022).
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А40-74983/21 суды изучили обстоятельства наложения на один из земельных участков, указанных в иске, ЗОУИТ - придорожной полосы автомобильной дороги - и также пришли к выводу, что возможность использования земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования не утрачена (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2022).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.