Придорожная полоса
Подборка наиболее важных документов по запросу Придорожная полоса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 106 "Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах и части 23 статьи 106 ЗК РФ придорожные полосы автомобильных дорог относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об установлении придорожных полос.
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)"Официальный сайт Росавтодора https://rosavtodor.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)"Официальный сайт Росавтодора https://rosavtodor.gov.ru", 2023
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.6. Придорожные полосы автомобильных дорог
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.6. Придорожные полосы автомобильных дорог
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"Правительство определило, как согласовать строительство в придорожной полосе (03.10.2025)
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В Постановлении Пленума от 17 ноября 2011 г. N 73 ВАС РФ <1> разъяснил, что ГК РФ не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не весь земельный участок в целом, а только его отдельная часть. В отношении частей земельных участков, относящихся к частной собственности, ВАС РФ указывает на возможность заключения договора при отсутствии кадастрового учета при условии согласования сторонами предмета аренды; передача в аренду частей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного проведения кадастрового учета названных частей участков не допускается; вместе с тем относительно субаренды частей земельных участков из состава государственных или муниципальных земель ВАС РФ допускает возможность согласования сторонами договора арендуемой части земельного участка без ее кадастрового учета. Однако непонятно, в чем специфика частей земельных участков из состава государственных или муниципальных земель, предоставление которых в аренду без кадастрового учета запрещается, а соответствующих частей земельных участков в субаренду допускается? В то же время согласно п. 82, 91 Постановления Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 685 <2> до заключения договора субаренды частей земельных участков в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог соответствующие части земельных участков должны быть сформированы как объекты прав и поставлены на государственный кадастровый учет.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В Постановлении Пленума от 17 ноября 2011 г. N 73 ВАС РФ <1> разъяснил, что ГК РФ не ограничивает право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не весь земельный участок в целом, а только его отдельная часть. В отношении частей земельных участков, относящихся к частной собственности, ВАС РФ указывает на возможность заключения договора при отсутствии кадастрового учета при условии согласования сторонами предмета аренды; передача в аренду частей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного проведения кадастрового учета названных частей участков не допускается; вместе с тем относительно субаренды частей земельных участков из состава государственных или муниципальных земель ВАС РФ допускает возможность согласования сторонами договора арендуемой части земельного участка без ее кадастрового учета. Однако непонятно, в чем специфика частей земельных участков из состава государственных или муниципальных земель, предоставление которых в аренду без кадастрового учета запрещается, а соответствующих частей земельных участков в субаренду допускается? В то же время согласно п. 82, 91 Постановления Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 685 <2> до заключения договора субаренды частей земельных участков в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог соответствующие части земельных участков должны быть сформированы как объекты прав и поставлены на государственный кадастровый учет.
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Так, например, придорожная полоса автодороги как один из видов ЗОУИТ устанавливает ограничения для отдельных видов деятельности с целью как обеспечения безопасности дорожного движения, так и создания "резерва" для расширения дорожного полотна <5>. Санитарно-защитная зона <6> предполагает совершенно противоположные цели и устанавливается, как правило, вокруг объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, и отличается довольно сложным порядком определения ее размера.
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Так, например, придорожная полоса автодороги как один из видов ЗОУИТ устанавливает ограничения для отдельных видов деятельности с целью как обеспечения безопасности дорожного движения, так и создания "резерва" для расширения дорожного полотна <5>. Санитарно-защитная зона <6> предполагает совершенно противоположные цели и устанавливается, как правило, вокруг объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, и отличается довольно сложным порядком определения ее размера.
Статья: Объекты дорожного сервиса
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также ГОСТ 33062-2014 установлено определение термина "объекты придорожного сервиса" - здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения) (п. 3.17).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также ГОСТ 33062-2014 установлено определение термина "объекты придорожного сервиса" - здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения) (п. 3.17).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12.10. В ч. 12.10 комментируемой статьи говорится об особенностях подготовки проекта планировки территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги. В таких случаях документация планировки до ее утверждения подлежит согласованию с владельцем автомобильной дороги. Предметом согласования документации по планировке территории являются обеспечение неухудшения видимости на автомобильной дороге и других условий безопасности дорожного движения, сохранение возможности проведения работ по содержанию, ремонту автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений, а также по реконструкции автомобильной дороги в случае, если такая реконструкция предусмотрена утвержденными документами территориального планирования, документацией по планировке территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12.10. В ч. 12.10 комментируемой статьи говорится об особенностях подготовки проекта планировки территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги. В таких случаях документация планировки до ее утверждения подлежит согласованию с владельцем автомобильной дороги. Предметом согласования документации по планировке территории являются обеспечение неухудшения видимости на автомобильной дороге и других условий безопасности дорожного движения, сохранение возможности проведения работ по содержанию, ремонту автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений, а также по реконструкции автомобильной дороги в случае, если такая реконструкция предусмотрена утвержденными документами территориального планирования, документацией по планировке территории.
Статья: Требования к деятельности АЗС
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- автозаправочные станции необходимо размещать в придорожных полосах на участках автомобильных дорог с уклоном не более 40 промилле, на кривых в плане радиусом более 1 000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусом более 10 000 м не ближе 250 м от железнодорожных переездов и не ближе 1 000 м от мостовых переходов (п. 5.12.4 ГОСТ 33062-2014);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- автозаправочные станции необходимо размещать в придорожных полосах на участках автомобильных дорог с уклоном не более 40 промилле, на кривых в плане радиусом более 1 000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусом более 10 000 м не ближе 250 м от железнодорожных переездов и не ближе 1 000 м от мостовых переходов (п. 5.12.4 ГОСТ 33062-2014);
Статья: Инфраструктурные объекты недвижимости: понятие, виды и особенности правового регулирования
(Иванов А.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)- Указ Президента РФ о придорожных полосах федеральных автомобильных дорог <24>;
(Иванов А.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)- Указ Президента РФ о придорожных полосах федеральных автомобильных дорог <24>;
Статья: Строительство автомобильных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с ЗК РФ, законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 3.1 ст. 90 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с ЗК РФ, законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 3.1 ст. 90 ЗК РФ).
Статья: Споры о возмещении убытков, причиненных правообладателю ограничением прав на земельный участок в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А40-74983/21 суды изучили обстоятельства наложения на один из земельных участков, указанных в иске, ЗОУИТ - придорожной полосы автомобильной дороги - и также пришли к выводу, что возможность использования земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования не утрачена (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2022).
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А40-74983/21 суды изучили обстоятельства наложения на один из земельных участков, указанных в иске, ЗОУИТ - придорожной полосы автомобильной дороги - и также пришли к выводу, что возможность использования земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования не утрачена (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2022).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Например, объектами муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения являются автомобильные дороги местного значения в границах муниципального образования городской округ Люберцы, здания, сооружения и иные объекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных полосах автомобильных дорог местного значения, рекламные конструкции, расположенные в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог местного значения <1>. Встречаются такие положения о видах муниципального контроля, где объекты контроля не перечислены. Так, в Положении о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования "Колпашевский район" Томской области лишь указано, что "предмет и объекты муниципального контроля устанавливаются в соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона" (п. 4) <2>. На наш взгляд, такого регулирования недостаточно, оно непонятно ни для контролируемых лиц и организаций, ни для муниципальных инспекторов. В п. 3 с наименованием "Органы и объекты муниципального земельного контроля" Положения об осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области <3> объекты вообще не указаны, что также непонятно, ибо в положении о виде контроля в силу п. 2 ч. 5 ст. 3 Закона N 248-ФЗ должны быть определены критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Например, объектами муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения являются автомобильные дороги местного значения в границах муниципального образования городской округ Люберцы, здания, сооружения и иные объекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных полосах автомобильных дорог местного значения, рекламные конструкции, расположенные в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог местного значения <1>. Встречаются такие положения о видах муниципального контроля, где объекты контроля не перечислены. Так, в Положении о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования "Колпашевский район" Томской области лишь указано, что "предмет и объекты муниципального контроля устанавливаются в соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона" (п. 4) <2>. На наш взгляд, такого регулирования недостаточно, оно непонятно ни для контролируемых лиц и организаций, ни для муниципальных инспекторов. В п. 3 с наименованием "Органы и объекты муниципального земельного контроля" Положения об осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Кикнурский муниципальный округ Кировской области <3> объекты вообще не указаны, что также непонятно, ибо в положении о виде контроля в силу п. 2 ч. 5 ст. 3 Закона N 248-ФЗ должны быть определены критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба).
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог - на срок от 10 до 49 лет;
(КонсультантПлюс, 2025)прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог - на срок от 10 до 49 лет;