При возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих
Подборка наиболее важных документов по запросу При возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ"Вопреки позиции стороны защиты, оснований для переквалификации действий П.ой Н.А. с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ не имеется, поскольку нарушения, вмененные должностному лицу учреждения, связаны с неисполнением действующих санитарных правил и гигиенических нормативов в период действия режима повышенной готовности на территории адрес, при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет обязанность граждан, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзац второй статьи 10 и абзац второй статьи 11). К числу обязательных для выполнения постановлений относятся, в частности, выдаваемые главными государственными санитарными врачами и их заместителями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац пятый подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приоритет специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)Первая (в ч. 2), напомним, наказывает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)Первая (в ч. 2), напомним, наказывает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5) финансовое обеспечение мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5) финансовое обеспечение мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -
(ред. от 04.11.2025)2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)21. В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в случае, если в течение тридцати календарных дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении мониторинга розничных цен на медицинские изделия на территориях субъектов Российской Федерации выявлен рост розничных цен на медицинские изделия на тридцать процентов и более, Правительство Российской Федерации вправе установить предельные отпускные цены производителей на медицинские изделия, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на медицинские изделия. Перечень медицинских изделий и порядок его формирования определяются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)21. В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в случае, если в течение тридцати календарных дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о проведении мониторинга розничных цен на медицинские изделия на территориях субъектов Российской Федерации выявлен рост розничных цен на медицинские изделия на тридцать процентов и более, Правительство Российской Федерации вправе установить предельные отпускные цены производителей на медицинские изделия, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на медицинские изделия. Перечень медицинских изделий и порядок его формирования определяются Правительством Российской Федерации.
Статья: Обязательная вакцинация: правомерность и правовые риски
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)При этом, вне всякого сомнения, риски административной ответственности юридических лиц за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ) вынудят работодателей использовать самые жесткие сценарии применения трудового законодательства относительно работников, которые не представили необходимые документы, освобождающие от обязательной вакцинации. Так, например, действия или бездействие, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, которое представляет опасность для окружающих, повлекшие причинение вреда здоровью или смерть человека, если эти действия или бездействие не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц до 500 тыс. руб. или их дисквалификацию до трех лет, а также штрафа на юридическое лицо до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)При этом, вне всякого сомнения, риски административной ответственности юридических лиц за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ) вынудят работодателей использовать самые жесткие сценарии применения трудового законодательства относительно работников, которые не представили необходимые документы, освобождающие от обязательной вакцинации. Так, например, действия или бездействие, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, которое представляет опасность для окружающих, повлекшие причинение вреда здоровью или смерть человека, если эти действия или бездействие не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц до 500 тыс. руб. или их дисквалификацию до трех лет, а также штрафа на юридическое лицо до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья: Последствия отказа от вакцинации
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 15)Учитывая эти положения, Роструд указал, что при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий. Но если существует угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и главный государственный санитарный врач субъекта РФ (его заместитель) вынес постановление о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам, граждане в случае их отказа от прививок должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 15)Учитывая эти положения, Роструд указал, что при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий. Но если существует угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и главный государственный санитарный врач субъекта РФ (его заместитель) вынес постановление о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам, граждане в случае их отказа от прививок должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Если есть угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам (их отдельным группам) по эпидпоказаниям. В этом случае отказ от прививок влечет, соответственно, и отказ в приеме на работу, если та связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Такой вывод можно сделать из п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ, пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Письма Минтруда России от 04.03.2021 N 14-2/10/В-2314).
(КонсультантПлюс, 2023)Если есть угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам (их отдельным группам) по эпидпоказаниям. В этом случае отказ от прививок влечет, соответственно, и отказ в приеме на работу, если та связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Такой вывод можно сделать из п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ, пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Письма Минтруда России от 04.03.2021 N 14-2/10/В-2314).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При обосновании нормативов объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо по видам и условиям оказания медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования учитываются региональные особенности маршрутизации пациентов в период ограничительных мер, введенных в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и сроки ожидания оказания медицинской помощи, установленные территориальной программой государственных гарантий.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При обосновании нормативов объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо по видам и условиям оказания медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования учитываются региональные особенности маршрутизации пациентов в период ограничительных мер, введенных в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и сроки ожидания оказания медицинской помощи, установленные территориальной программой государственных гарантий.
Статья: Актуальные вопросы приоритета специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)В соответствии с первой административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)В соответствии с первой административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статья: Режим повышенной готовности как административно-правовой режим (статья, занявшая второе место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Для обеспечения действия режима повышенной готовности и в целях борьбы с противниками ограничительных мер государство было вынуждено установить ответственность. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <9>. За нарушение санитарных правил, гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий лицо будет привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа. В тот же день Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) <10>. Уголовная ответственность теперь наступает за "публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (ст. 207.1 УК РФ) и за "публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия" (ст. 207.2 УК РФ).
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Для обеспечения действия режима повышенной готовности и в целях борьбы с противниками ограничительных мер государство было вынуждено установить ответственность. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <9>. За нарушение санитарных правил, гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий лицо будет привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа. В тот же день Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) <10>. Уголовная ответственность теперь наступает за "публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (ст. 207.1 УК РФ) и за "публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия" (ст. 207.2 УК РФ).
Статья: О внесении изменений в Указ мэра Москвы
(Володина И., Кавиева С., Карпухин А., Князев А., Маннапов Р., Матюнин О., Устюшенко А.)
("Трудовое право", 2021, N 11)- организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
(Володина И., Кавиева С., Карпухин А., Князев А., Маннапов Р., Матюнин О., Устюшенко А.)
("Трудовое право", 2021, N 11)- организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
Статья: Правовые аспекты отстранения сотрудника от работы
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Указанная норма регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем не вступает. Ее применение носит срочный характер. Таким образом, если в субъекте РФ вынесено постановление главного санитарного врача об обязательной вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей) по эпидемическим показаниям, то для работников, которые указаны в этом нормативном правовом акте, вакцинация становится обязательной независимо от того, перечислены выполняемые ими работы в Перечне или нет.
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Указанная норма регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения, поэтому в противоречие с Перечнем не вступает. Ее применение носит срочный характер. Таким образом, если в субъекте РФ вынесено постановление главного санитарного врача об обязательной вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей) по эпидемическим показаниям, то для работников, которые указаны в этом нормативном правовом акте, вакцинация становится обязательной независимо от того, перечислены выполняемые ими работы в Перечне или нет.