При оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу При оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 05.12.2024 N 33-9750/2024 (УИД 29RS0010-01-2024-000777-36)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: Об обязании включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Решение: Отказано.Из сообщения главного врача ГБУЗ АО "Коряжемская городская больница" следует, что согласно должностной инструкции Н.М. выполняет в основном административно-управленческие функции: организация ресурсного обеспечения Поликлиники; организация отдельных процессов деятельности Поликлиники; организация и контроль деятельности медицинского персонала Поликлиники. Выполнение иных обязанностей, в частности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "Сестринское дело" осуществляются истцом по мере необходимости и постоянного характера не носят. В спорный период старшая медицинская сестра поликлиники детской Н.М. выполняла обязанности, не отнесенные к административно-управленческим функциям в рамках внутреннего совместительства.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: Об обязании включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Решение: Отказано.Из сообщения главного врача ГБУЗ АО "Коряжемская городская больница" следует, что согласно должностной инструкции Н.М. выполняет в основном административно-управленческие функции: организация ресурсного обеспечения Поликлиники; организация отдельных процессов деятельности Поликлиники; организация и контроль деятельности медицинского персонала Поликлиники. Выполнение иных обязанностей, в частности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "Сестринское дело" осуществляются истцом по мере необходимости и постоянного характера не носят. В спорный период старшая медицинская сестра поликлиники детской Н.М. выполняла обязанности, не отнесенные к административно-управленческим функциям в рамках внутреннего совместительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при оказании организацией первичной доврачебной медико-санитарной помощи работникам заказчика-юрлица, проведении предварительных и периодических медосмотров.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120926)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - исполнитель) осуществляет медицинскую деятельность по проведению предварительных и периодических осмотров на основании соответствующей лицензии путем заключения договоров с физическими и юридическими лицами. В рамках выданной лицензии заключаются договоры:
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120926)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - исполнитель) осуществляет медицинскую деятельность по проведению предварительных и периодических осмотров на основании соответствующей лицензии путем заключения договоров с физическими и юридическими лицами. В рамках выданной лицензии заключаются договоры:
Статья: О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)В сфере обращения медицинских изделий в медицинской организации наблюдается сходная ситуация. Критерии риска утверждены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за обращением медицинских изделий <6> и представляют собой различные виды медицинской помощи: "оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях" или "оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях" и так далее. При данном подходе не имеет никакого значения, какое именно оборудование используется. Иными словами, любые характеристики медицинских изделий, в том числе такие, как наличие источников радиоактивного излучения или контакт с внутренними органами, формально признаны не значащими с точки зрения вероятности наступления негативных событий. Парадокс в том, что законодательство в сфере обращения медицинских изделий предусматривает такой показатель, как класс потенциального риска применения медицинского изделия. В частности, Номенклатурная классификация медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения <7> отдельно предусматривает особый класс - изделия с высокой степенью риска.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)В сфере обращения медицинских изделий в медицинской организации наблюдается сходная ситуация. Критерии риска утверждены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за обращением медицинских изделий <6> и представляют собой различные виды медицинской помощи: "оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях" или "оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях" и так далее. При данном подходе не имеет никакого значения, какое именно оборудование используется. Иными словами, любые характеристики медицинских изделий, в том числе такие, как наличие источников радиоактивного излучения или контакт с внутренними органами, формально признаны не значащими с точки зрения вероятности наступления негативных событий. Парадокс в том, что законодательство в сфере обращения медицинских изделий предусматривает такой показатель, как класс потенциального риска применения медицинского изделия. В частности, Номенклатурная классификация медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения <7> отдельно предусматривает особый класс - изделия с высокой степенью риска.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")309. Дежурный фельдшер по медицинскому пункту назначается из числа медицинских специалистов полка со средним медицинским образованием и отвечает за внутренний порядок в медицинском пункте, а в отсутствие врача - за оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи, в том числе в экстренной и неотложной формах. Он подчиняется дежурному по полку, его помощнику и начальнику медицинского пункта полка. Ему подчиняются дневальные по медицинскому пункту.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")309. Дежурный фельдшер по медицинскому пункту назначается из числа медицинских специалистов полка со средним медицинским образованием и отвечает за внутренний порядок в медицинском пункте, а в отсутствие врача - за оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи, в том числе в экстренной и неотложной формах. Он подчиняется дежурному по полку, его помощнику и начальнику медицинского пункта полка. Ему подчиняются дневальные по медицинскому пункту.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1048
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности"I. Работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, организуемые и выполняемые при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности"I. Работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, организуемые и выполняемые при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Таким образом, можно говорить, что итогом реформы стала передача полномочий местного самоуправления по организации и оказанию доврачебной и врачебной, особенно первичной медико-санитарной помощи, на уровень субъекта <5>. Таким образом, муниципальные медицинские организации практически исчезли. Согласно статистическим данным, в России в 2022 г. было зарегистрировано всего 12 больничных организаций, находящихся в муниципальной собственности. Тем не менее говорить о переходе страны на двухуровневую систему здравоохранения было бы неверно и преждевременно. Несмотря на то, что деятельность органов местного самоуправления преимущественно направлена на создание условий для оказания медицинской помощи, а не на непосредственную организацию ее оказания, стоит отметить, что в 2020 г. в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности в ст. 132 получил закрепление принцип доступности медицинской помощи, а также было определено в качестве обязанности муниципальных органов власти способствовать его реализации в пределах своих полномочий. Этот факт отчасти может свидетельствовать об укреплении роли органов муниципальной власти в сфере здравоохранения. За период с 2021 по 2024 гг. наблюдается 3% рост числа медицинских организаций муниципальной формы собственности в целом по стране. Однако рост показывали лишь три федеральных округа (Южный, Северо-Кавказский, Приволжский). В остальных, напротив, наблюдается сокращение количества таких организаций при общем росте числа медицинских организаций иных форм собственности. В двух федеральных округах - Дальневосточном и Сибирском - наблюдается сокращение общего числа медицинских организаций независимо от форм собственности. Однако данная корреляция не носит существенный характер (рис. 1).
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Таким образом, можно говорить, что итогом реформы стала передача полномочий местного самоуправления по организации и оказанию доврачебной и врачебной, особенно первичной медико-санитарной помощи, на уровень субъекта <5>. Таким образом, муниципальные медицинские организации практически исчезли. Согласно статистическим данным, в России в 2022 г. было зарегистрировано всего 12 больничных организаций, находящихся в муниципальной собственности. Тем не менее говорить о переходе страны на двухуровневую систему здравоохранения было бы неверно и преждевременно. Несмотря на то, что деятельность органов местного самоуправления преимущественно направлена на создание условий для оказания медицинской помощи, а не на непосредственную организацию ее оказания, стоит отметить, что в 2020 г. в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности в ст. 132 получил закрепление принцип доступности медицинской помощи, а также было определено в качестве обязанности муниципальных органов власти способствовать его реализации в пределах своих полномочий. Этот факт отчасти может свидетельствовать об укреплении роли органов муниципальной власти в сфере здравоохранения. За период с 2021 по 2024 гг. наблюдается 3% рост числа медицинских организаций муниципальной формы собственности в целом по стране. Однако рост показывали лишь три федеральных округа (Южный, Северо-Кавказский, Приволжский). В остальных, напротив, наблюдается сокращение количества таких организаций при общем росте числа медицинских организаций иных форм собственности. В двух федеральных округах - Дальневосточном и Сибирском - наблюдается сокращение общего числа медицинских организаций независимо от форм собственности. Однако данная корреляция не носит существенный характер (рис. 1).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (доврачебной медицинской помощи) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах (п. 2 Приложения N 15).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (доврачебной медицинской помощи) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах (п. 2 Приложения N 15).
Статья: Алгоритмы медицинской помощи пациентам с незавершенным суицидом в условиях пенитенциарных учреждений
(Дюжева Е.В., Уваров И.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Алгоритм действий при незавершенном суициде в виде механической асфиксии <2> (повешения) включает оказание первичной доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, а также реабилитационный период, включающий наравне с симптоматической терапией оказание психиатрической помощи.
(Дюжева Е.В., Уваров И.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Алгоритм действий при незавершенном суициде в виде механической асфиксии <2> (повешения) включает оказание первичной доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, а также реабилитационный период, включающий наравне с симптоматической терапией оказание психиатрической помощи.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, 14 сентября 2021 г. вступил в силу Приказ Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", которым внесены изменения в перечень видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Так, в частности, из числа работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях были исключены такие виды работ (услуг), как гигиеническое воспитание, дезинфектология, операционное дело и т.д. В связи с этим выданные до 1 сентября 2021 г. лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, не позднее чем до 1 сентября 2022 г.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, 14 сентября 2021 г. вступил в силу Приказ Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", которым внесены изменения в перечень видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Так, в частности, из числа работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях были исключены такие виды работ (услуг), как гигиеническое воспитание, дезинфектология, операционное дело и т.д. В связи с этим выданные до 1 сентября 2021 г. лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, не позднее чем до 1 сентября 2022 г.