Презумпция невиновности в административном праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Презумпция невиновности в административном праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15.2 "Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая конструкция, закрепленная в КоАП РФ, предполагающая нейтрализацию применения принципа презумпции невиновности
(Волкова И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Принцип презумпции невиновности в административном праве - один из важных принципов в механизме правового регулирования. Он представляет собой краткое описание права лица оставаться защищенным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Принцип презумпции невиновности способствует всестороннему, объективному, полному разбирательству, что дает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность снять с себя необоснованные обвинения в совершении правонарушений.
(Волкова И.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Принцип презумпции невиновности в административном праве - один из важных принципов в механизме правового регулирования. Он представляет собой краткое описание права лица оставаться защищенным до тех пор, пока его вина не будет доказана. Принцип презумпции невиновности способствует всестороннему, объективному, полному разбирательству, что дает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность снять с себя необоснованные обвинения в совершении правонарушений.
Статья: Понятие вины юридических лиц в проектах КоАП РФ и судебной практике
(Аникеенко Ю.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Именно в таком аспекте вину юридических лиц истолковал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П <14> "По делу о проверке конституционности ст. 230, ч. 6 ст. 231, абз. 4 ст. 320 Таможенного кодекса РФ", тем самым признав различие в понимании презумпции невиновности физических и юридических лиц в административном праве.
(Аникеенко Ю.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Именно в таком аспекте вину юридических лиц истолковал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П <14> "По делу о проверке конституционности ст. 230, ч. 6 ст. 231, абз. 4 ст. 320 Таможенного кодекса РФ", тем самым признав различие в понимании презумпции невиновности физических и юридических лиц в административном праве.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2024 N 53-П
"По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Боголюбской"Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие требования при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности как в уголовном, так и в административном праве (определения от 9 апреля 2003 года N 172-О, от 6 июля 2010 года N 934-О-О, от 19 ноября 2015 года N 2732-О и др.).
"По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Боголюбской"Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие требования при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности как в уголовном, так и в административном праве (определения от 9 апреля 2003 года N 172-О, от 6 июля 2010 года N 934-О-О, от 19 ноября 2015 года N 2732-О и др.).
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2020 N 41-П
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 3.7, статей 25.1 - 25.5.1 и части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой иностранной компании "Majena Shipping Company Limited"2.1. Обращаясь в ряде решений к принципам юридической ответственности, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что по смыслу статей 49, 50, 52, 54 и 64 Конституции Российской Федерации принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, подразумевая вину как необходимый элемент состава правонарушения (и основание юридической ответственности), выражают общие принципы права относительно применения государственного принуждения в виде публичной ответственности как в уголовном, так и в административном праве. Меньшая, чем в преступлениях, степень причиняемого вреда и общественной опасности не означает, что административные правонарушения как вид публично-правовых деликтов изъяты из-под действия принципов юридической ответственности и конституционного права на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство (постановления от 25 января 2001 года N 1-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П и от 17 июля 2002 года N 13-П; определения от 9 апреля 2003 года N 172-О, от 7 декабря 2010 года N 1570-О-О и др.).
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 3.7, статей 25.1 - 25.5.1 и части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой иностранной компании "Majena Shipping Company Limited"2.1. Обращаясь в ряде решений к принципам юридической ответственности, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что по смыслу статей 49, 50, 52, 54 и 64 Конституции Российской Федерации принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, подразумевая вину как необходимый элемент состава правонарушения (и основание юридической ответственности), выражают общие принципы права относительно применения государственного принуждения в виде публичной ответственности как в уголовном, так и в административном праве. Меньшая, чем в преступлениях, степень причиняемого вреда и общественной опасности не означает, что административные правонарушения как вид публично-правовых деликтов изъяты из-под действия принципов юридической ответственности и конституционного права на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство (постановления от 25 января 2001 года N 1-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П и от 17 июля 2002 года N 13-П; определения от 9 апреля 2003 года N 172-О, от 7 декабря 2010 года N 1570-О-О и др.).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В общем виде принцип non bis in idem характеризует запрет на многократное привлечение к административной ответственности за тождественные правонарушения <32>. Принцип недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, наряду с принципами законности, презумпции невиновности, индивидуализации наказания и его соразмерности совершенному правонарушению, образует основу института административной ответственности и правил назначения административного наказания <33>.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В общем виде принцип non bis in idem характеризует запрет на многократное привлечение к административной ответственности за тождественные правонарушения <32>. Принцип недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, наряду с принципами законности, презумпции невиновности, индивидуализации наказания и его соразмерности совершенному правонарушению, образует основу института административной ответственности и правил назначения административного наказания <33>.
Статья: Притворные правовые явления в системе принципов административного процесса
(Кириллов Д.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)10. Нобель А.Р. Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. N 1. С. 30 - 34. DOI: https://doi.org/10.18572/2071-1166-2021-1-30-34.
(Кириллов Д.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)10. Нобель А.Р. Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. N 1. С. 30 - 34. DOI: https://doi.org/10.18572/2071-1166-2021-1-30-34.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)450. Левченко В.Б. Реализация презумпции невиновности в административном законодательстве с учетом прецедентной практики Европейского суда по правам человека // Административное право и процесс. 2016. N 10. С. 71 - 75.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)450. Левченко В.Б. Реализация презумпции невиновности в административном законодательстве с учетом прецедентной практики Европейского суда по правам человека // Административное право и процесс. 2016. N 10. С. 71 - 75.
Статья: Конвенция о защите прав человека и основных свобод в системе источников правового регулирования порядка осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях
(Панкова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)<3> См.: Клепицкий И.А. Преступление, административное правонарушение и наказание в свете Европейской конвенции о правах человека // Государство и право. 2000. N 3. С. 65; Гарбатович Д.А. Непреступные деяния в "уголовной сфере" Европейского суда по правам человека // Международное публичное и частное право. 2019. N 1. С. 10; Панова И.В. Административное право в актах Европейского суда по правам человека // Закон. 2012. N 2. С. 35; Женетль С.З. Акты Европейского суда как источник административно-процессуальных и административно-процедурных норм // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12. С. 15; Левченко В.Б. Реализация презумпции невиновности в административном законодательстве с учетом прецедентной практики Европейского суда по правам человека // Административное право и процесс. 2016. N 10. С. 71; Крупский М.А. Отсутствие государственного обвинителя в судебном производстве по делам об административных правонарушениях в России как системное нарушение права на справедливый суд // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2016. N 10. С. 142; Горян Э.В., Нетрусов Ю. Перспективы применения ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в свете Постановления Европейского суда по правам человека от 20 июня 2017 г. по делу "Баев и другие против Российской Федерации (жалобы N 67667/09, 44092/12, 56717/12)" // Административное и муниципальное право. 2017. N 12. С. 34.
(Панкова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)<3> См.: Клепицкий И.А. Преступление, административное правонарушение и наказание в свете Европейской конвенции о правах человека // Государство и право. 2000. N 3. С. 65; Гарбатович Д.А. Непреступные деяния в "уголовной сфере" Европейского суда по правам человека // Международное публичное и частное право. 2019. N 1. С. 10; Панова И.В. Административное право в актах Европейского суда по правам человека // Закон. 2012. N 2. С. 35; Женетль С.З. Акты Европейского суда как источник административно-процессуальных и административно-процедурных норм // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 12. С. 15; Левченко В.Б. Реализация презумпции невиновности в административном законодательстве с учетом прецедентной практики Европейского суда по правам человека // Административное право и процесс. 2016. N 10. С. 71; Крупский М.А. Отсутствие государственного обвинителя в судебном производстве по делам об административных правонарушениях в России как системное нарушение права на справедливый суд // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2016. N 10. С. 142; Горян Э.В., Нетрусов Ю. Перспективы применения ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в свете Постановления Европейского суда по правам человека от 20 июня 2017 г. по делу "Баев и другие против Российской Федерации (жалобы N 67667/09, 44092/12, 56717/12)" // Административное и муниципальное право. 2017. N 12. С. 34.
Статья: Арбитражные суды и презумпция невиновности в антимонопольных разбирательствах
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)<16> Князев С.Д. Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. N 2. С. 8.
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)<16> Князев С.Д. Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. N 2. С. 8.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)<18> Кисин В.Р., Попугаев М.Ю. Проблемные аспекты реализации принципов вины и презумпции невиновности в нормах законодательства об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2024. N 2. С. 48.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)<18> Кисин В.Р., Попугаев М.Ю. Проблемные аспекты реализации принципов вины и презумпции невиновности в нормах законодательства об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2024. N 2. С. 48.
Статья: Особенности возмещения расходов, понесенных в рамках производства по делу об административном правонарушении
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<9> Нобель А.Р. Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. N 1. С. 30 - 34.
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<9> Нобель А.Р. Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2021. N 1. С. 30 - 34.
Статья: Отдельные аспекты привлечения к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, зафиксированных с использованием средств фото-, видеофиксации, работающих в автоматическом режиме
(Лизунов А.С., Харитонов А.О., Красавин Н.Н.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Подобные пробелы в отечественном законодательстве давно изведаны адвокатами, практикующими юристами, да и просто гражданами, мало-мальски имеющими знания в области административно-деликтного законодательства. Использование таких недобросовестных приемов, позволяющих гражданину реализовать свои субъективные права, в том числе и право на защиту, во вред интересам общества и государства, вопреки целям, ради которых это правовое положение принималось, девальвирует социальную ценность административно-деликтного права.
(Лизунов А.С., Харитонов А.О., Красавин Н.Н.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)Подобные пробелы в отечественном законодательстве давно изведаны адвокатами, практикующими юристами, да и просто гражданами, мало-мальски имеющими знания в области административно-деликтного законодательства. Использование таких недобросовестных приемов, позволяющих гражданину реализовать свои субъективные права, в том числе и право на защиту, во вред интересам общества и государства, вопреки целям, ради которых это правовое положение принималось, девальвирует социальную ценность административно-деликтного права.
Статья: Перспектива введения уголовной ответственности юридических лиц в условиях наличия их административной ответственности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Следует отметить, что включение в законодательство об административных правонарушениях нормы об определении виновности юридического лица в зависимости от установления вины физических лиц, действующих от имени или в интересах юридического лица, имеет свои недостатки. На практике может возникать ситуация, когда административно-юрисдикционному органу достоверно известно, что одним из представителей юридического лица (его работником) совершено административное правонарушение, но прямые доказательства виновности физического лица отсутствуют, а их получение представляется крайне затруднительным или даже невозможным (в том числе по причине заинтересованности юридического лица в уходе от ответственности). Имеются риски, что ответственность не понесет не только физическое, но и юридическое лицо - это противоречит принципу неотвратимости наказания за содеянное правонарушение и не способствует решению задач административно-деликтного законодательства. Вместе с тем обязанность юрисдикционного органа - доказать наличие состава административного правонарушения, если правонарушение имело место быть. Закон в данной части на стороне лица, в отношении которого ведется производство, при этом отдельными авторами в публикациях аргументированно предлагается переложить бремя доказывания невиновности на юридических лиц <7>.
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Следует отметить, что включение в законодательство об административных правонарушениях нормы об определении виновности юридического лица в зависимости от установления вины физических лиц, действующих от имени или в интересах юридического лица, имеет свои недостатки. На практике может возникать ситуация, когда административно-юрисдикционному органу достоверно известно, что одним из представителей юридического лица (его работником) совершено административное правонарушение, но прямые доказательства виновности физического лица отсутствуют, а их получение представляется крайне затруднительным или даже невозможным (в том числе по причине заинтересованности юридического лица в уходе от ответственности). Имеются риски, что ответственность не понесет не только физическое, но и юридическое лицо - это противоречит принципу неотвратимости наказания за содеянное правонарушение и не способствует решению задач административно-деликтного законодательства. Вместе с тем обязанность юрисдикционного органа - доказать наличие состава административного правонарушения, если правонарушение имело место быть. Закон в данной части на стороне лица, в отношении которого ведется производство, при этом отдельными авторами в публикациях аргументированно предлагается переложить бремя доказывания невиновности на юридических лиц <7>.
Статья: Реализуемы ли в жизни принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг?
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)В научной литературе приводятся разные классификации. Например, профессор О.С. Рогачева выделяет следующие принципы: публичности; законности; объективной истины по делу; презумпцию невиновности; обеспечения права на защиту; гласности; оперативности, экономичности, эффективности; принцип национального языка и равенства всех перед законом и судом <2>.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)В научной литературе приводятся разные классификации. Например, профессор О.С. Рогачева выделяет следующие принципы: публичности; законности; объективной истины по делу; презумпцию невиновности; обеспечения права на защиту; гласности; оперативности, экономичности, эффективности; принцип национального языка и равенства всех перед законом и судом <2>.